Видеоурок Монголо-татарское нашествие на Русь (ссылка на видео во вложенном файле)
Ссылка на видеоурок https://www.youtube.com/watch?v=-t2GmRNu86QТема: Монголо-татарское нашествие на Русь.
Цели:
познакомить учащихся с завоеванием Руси монголо-татарами, причинами покорения Руси монголо-татарами;
совершенствовать умения работы с картой, историческими документами;
развивать навыки решения проблем, сравнительного анализа, самостоятельной работы;
воспитывать любовь к Родине, чувство гражданского долга, познавательный интерес.
Оборудование: учебник, тексты документов, персональный компьютер, мультимедийный видеопроектор.
Тип урока: урок изучения нового материала. План урока:
I. Постановка темы, проблемы урока и его целей и задач. II. Изучение нового материала. 1. Образование державы Чингисхана.
2 Модель армии монголо-татар.
3.Раздробленность Руси как причина поражений. III. Закрепление изученного. IV. Домашнее задание.
Ход урока.
Постановка целей и задач.
Слайд 2.
Учитель: когда-то светлая и прекрасная земля Русская с ее чистыми полями, бесчисленными городами великими, селениями славными, храмами подверглась нападению монголо-татар.
Слайд 3. Слова учителя: "Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел..."
Такой была Русь в ХIII веке.
Слайд4.
Вопрос классу: почему произошла эта трагедия, что случилось на Руси?
Ответ на этот вопрос поможет определить тему нашего урока: Слайд 5«Монголо-татарское нашествие на Русь». Тему записать в тетрадь.
В ходе урока мы углубим свои знания по вопросу «Монголо-татары и Русь» и постараемся решить проблему: почему монголо - татары смогли покорить Русь, находящуюся на более высокой ступени общественного развития?
Слайд 6
II.Изучение нового материала
1. Образование державы Чингисхана.
Слайд 7.
Мы сможем решить поставленную проблему, пройдя три ступени. Начертить схему в тетради.
Первая ступень.
Вопрос: каким образом, разобщенным племенам кочевников удалось осуществить нашествие столь организованно.
Первый шаг – объединение племен и создание единого государства. И тут на историческую арену выходит один из самых известных его участников – Чингисхан.
Чингисхан (Тэмучэн) – представитель знатного монгольского рода, в упорной борьбе с ханами с помощью различных методов смог возвыситься над всеми и в 1204 году становиться ханом всех монгольских племен. Записать тезис со слайда. Слайд 8.
Стр. 148 последний абзац раскроет нам характеристику личных качеств Чингисхана.
Вопрос : предположите каков был характер методов борьбы этого человека.
Слайд 8.
Ваши высказывания подтверждается его словами.
Но как бы, то ни было, Чингисхан государство создает и укрепляет.
Вопрос: вспомните признаки государства и выделите тот признак, с помощью которого можно разрозненные племена объединить в единый народ.
Ответ: единая территория, централизованная власть, армия, система налогов, законы.
Работа с историческим источником. Приложение №1.
Прочитайте фрагменты закона Чингисхана и выполните задание.
Озвучить результаты сравнить с таблицей на доске.
Слайд 9.
Слайд10.
Итак, первая ступень на пути решения поставленной проблемы – создание государства.Заполнить первую ступень схемы.
2. Модель армии монголо-татар.
Задание: вспомните слова Чингисхана о счастье и еще раз обратите внимание на фрагменты его законов, на основе этого сделайте вывод о характере взаимоотношений монголо-татарского государства с другими странами.
Выводы учеников: характер враждебный. Стремление к завоеваниям.
Вопрос: какой из уже перечисленных вами признаков государства при таких отношениях становиться самым важным?
Ответ: армия.
Армия монголо-татар имела ряд преимуществ. Поможет выделить эти преимущества работа с документом №2, Прочитайте текст и выделите на ваш взгляд эти преимущества.Приложение №2
Слайд 11
Результаты работы озвучить, сравнить с текстом на доске. Записать преимущества армии в тетрадь.
Слайд 12
Эта вторая ступень к решению проблемы. Продолжить заполнение схемы
3. Раздробленность Руси как причина поражений
Учитель:
Последней ступенью к успешному завоеванию стала раздробленность русского государства. Это произошло в 12 веке, когда Русь разделилась на множество мелких и крупных княжеств.
Вопрос: каковы причины политической раздробленности ( экономическая мощь княжеств, рост городов; мощные феодальые кланы; рост верхушки городов,купечества; борьба бояр с князем;появление дворянства,постоянные княжеские разделы земель)
Слайд 13-14
III. Закрепление изученного.
Итак, мы шагнули на последнюю ступень в пути решения проблемы нашего урока. Она же является последней ступенью на пути к той трагедии, которую пришлось пережить нашей Родине.
Слайд 15
История не терпит сослагательного наклонения. Но давайте все-таки сделаем предположение, что было в силах русского государства. Разрушение какой ступени зависело от русских княжеств?
Ответ учеников: третья ступень. Русские княжество могли объединиться перед лицом опасности.
Вывод: Но этого не произошло.Не смогли русские князья объединиться перед лицом опасности. Поставленную проблему мы с вами решили и поняли, что Русь была покорена по следующим причинам: образовалась держава Чингисхана; сильная и жестокая армия монголо-татар; Русь была покорена из-за раздробленности. И тем самым определилась тема вашего будущего урока: установление монголо-татарского ига.
IV. Домашнее задание.
Ответить на вопрос: "Как рассматривается содержание монголо-татарского ига в русской и советской историографии (на примере точек зрения С.М.Соловьева, В.В.Каргалова. Л.Н.Гумилева)?", сообщение об Александре Невском, учебник с. 123-129; ответить на вопросы. Приложение 1
Фрагменты закона Чингисхана
1. Кто лжет с намерением или волхвованием, или кто подсматривает за поведением другого, или вступается между двух спорящих и помогает одному против другого... предается смерти. 2. Кто возьмет товар и обанкротится, потом опять возьмет товар и опять обанкротится, того предать смерти после третьего раза. 3. Кто даст пищу или одежду полоненному без позволения полонивших, тот предается смерти. 4. Кто найдет бежавшего раба или убежавшего пленника и не возвратит его тому, у кого он был в руках, подвергается смерти. 5. Он поставил уважать все исповедания, не отдавая предпочтения ни одному. 6. Если кто проезжает подле людей, когда они едят, он должен сойти с коня, есть с ними без их позволения, и никто из них не должен запрещать ему это. 7. Он запретил им опускать руку в воду и велел употреблять что-нибудь из посуды для черпания воды. 8. Он запретил им мыть их платье в продолжение ношения, пока совсем не износится. 9. Он предписал, чтобы женщины, сопутствовавшие войскам, исполняли труды и обязанности мужчин, в то время как последние отлучались на битву. 10. Он предписал им представлять в начале каждого года всех своих дочерей султану (хану), чтобы он выбрал для себя и для своих детей. 11. Он предписал... учреждение постоянных почт... 12. Тот, у кого найдется украденная лошадь, обязан возвратить ее хозяину с прибавкой девяти таких же лошадей; если он не в состоянии уплатить этого штрафа, то вместо лошадей брать у него детей, а когда не было детей, то самого зарезать как барана. 13. Запрещается заключать мир с монархом, князем или народом, пока они не изъявили полной покорности. 14. Закон о браке предписывает, что мужчина должен выкупать себе жену и что браки первой и второй степени родства не допускаются. Мужчине предоставляется (право) жениться на двух сестрах или иметь несколько наложниц... Мужчинам разрешается заниматься только войной и охотой.
Задание к документу: сгруппируйте положения закона, которыми должны были руководствоваться жители империи, в составленную самостоятельно таблицу, которая должна содержать следующие графы: а) общественные отношения; б) семейные отношения; в) быт; г) взаимоотношения с покоренным населением.
Приложение 2
Войско монголов.
Монгольской армии не требовалось длительной подготовки к войне. Сам образ жизни кочевника располагал к тому, чтобы в любое время оседлать коня и выступить в поход. Жилища монголов были полностью приспособлены для длительного пути. При перекочевке или военной экспедиции тратилось не более часа на установку войлочной юрты и еще меньше — на её разборку и упаковку на спине вьючного верблюда. Некоторые шатры и кибитки не разбирались, а водружались на колёсные повозки, запряженные быками. Такие передвижные жилища следовали за неисчислимыми табунами и отарами, которые хозяева ежегодно перегоняли с зимних пастбищ на летние и обратно.
Семьи воинов могли сопровождать и наступающую армию. В походные стойбища, что располагались неподалёку от мест сражении и осад, монгольские богатыри сносили военную добычу; они не заботились о пропитании и не разлучались надолго с женами и детьми, потому что семьи часто находились рядом. С юных лет мальчишки вдыхали дым дорожных костров и боевых пожарищ, наблюдали за военными действиями, учились обращаться с лошадьми и оружием — и в итоге вырастали крепкими и мужественными бойцами.
Подготовленность своих воинов — прирожденных наездников к военным походам Чингисхан дополнил установлением в войске жесточайшей дисциплины и введением особых приемов боя.
Все монголы были разделены на десятки, сотни, тысячи и тумены (10 тысяч). Во главе их стояли десятники, сотники, тысячники и темники. Созданный Чингисханом закон — ясаустанавливал коллективную ответственность за поведение в бою. Если воин трусил, бежал от врага,— казнили весь десяток. За бегство десятка казнили всю сотню. Десяток состоял из членов одного рода, хорошо знавших друг друга. Трусливый, ненадежный просто не попадал в воины. Ему не было доли в добыче, он был навеки опозорен, он превращался в изгоя. Поэтому в бою монголы были отважны и упорны.
Войско состояло из легкой и тяжелой конницы. Легкие всадники были одеты в кожаные доспехи, имели кривую саблю, боевой топор, аркан, легкое копье и два лука — для стрельбы легкими и тяжелыми стрелами. У каждого воина было два колчана по 30 стрел. Воины тяжелой конницы, помимо всего перечисленного, имели длинное колье, прямой меч, железный шлем и кольчугу. Кони их были защищены кожаными доспехами. В бою легкая конница атаковала первой, а затем ложным отступлением заманивала уверенного в своей победе противника под удар главных сил. Передвигались монголы стремительно, пересаживаясь в пути на свежих коней.
По закону Чингисхана, у каждого воина было не менее трех лошадей. В Китае монголы познакомились с осадной техникой. Впоследствии, штурмуя города, они использовали тараны и камнеметательные машины, которые обслуживали китайские инженеры.
Любимым оружием монголов был лук. Натягивая тугую тетиву до уха, воины поражали цели на расстоянии сотен метров. У многих имелись копья и сабли, обязательной принадлежностью кочевника и в повседневной жизни, и в бою считался аркан.
Обычно кочевое войско делилось на три части: центр и два фланга. Когда начиналось сражение, центр притворно отступал, заманивая противника, и если тот углублялся в монгольские позиции, в предвкушении победы теряя осторожность, то фланги наносили удар с двух сторон, а центр разворачивался и возобновлял битву.