Технологическая карта урока по географии Годовой ход температуры воздуха
Технологическая карта урока
ФИО
Место работы
Должность
Предмет
Класс
Тема и номер урока
Уразов Александр Александрович
МКОУ Верхнехавская СОШ №1
Учитель географии
География
6
«Годовой ход температуры воздуха»
Урок № 15/3
УМК
География 5-6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.
под редакцией А.И Алексеева; рос. акад. наук, рос. акад. образования, издательство «Просвещение». М. :
Просвещение, 2012. (Полярная звезда)
Цели урока:
Образовательная: Объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
Выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности.
Развивающая: развивать умения проводить анализ, сравнивать и обобщать; практические умения и навыки получать и анализировать
информацию из картографических источников; продолжить формирование навыков коллективной работы.
Воспитывающая: прививать умение слушать и аргументировать свою позицию, интегрироваться в группу и строить продуктивное
взаимодействие.
Задачи урока: показать взаимосвязь географической широты, угла падения солнечных лучей и температуры воздуха; приводить примеры, как изменения температуры воздуха в течении года влияет на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека
Тип урока: комбинированный урок
Технологии обучения: деятельностная, проблемная,
Формы организации: групповая работа; фронтальная работа
Средства обучения:
карта полушарий, презентация,учебник , карточки с заданиями группам.
Планируемые образовательные результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
Активность при выполнении работы. Умение приводить примеры и отстаивать свою позицию.
Умение находить взаимосвязи различных компонентов природы. Интерпретировать и обобщать информацию. Использовать средства информационных технологий
Объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли; взаимосвязь географического положения и угла падения солнечных лучей
Структура и ход урока
Этапы урока
Содержание урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
I. Закрепление материала предыдущего урока.
Работа с ребусами, схемами
II.
Проблемная ситуация и актуализация знаний.
1. – Проанализируйте следующую информацию: «На одной и той же широте температура в течение года постоянно изменяется». Что интересного заметили? 1 2
2. – Какой вопрос у вас возникает? 1
3. –Почему температура в течение года изменяется?
4. – Какие у вас будут гипотезы? 1 2
5. – В каких единицах измеряют температуру?
– Что дольше удерживает тепло: вода или горная порода? 1 1
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Вычитывать все уровни текстовой информации.
3.Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
III.
Поиск решения.
1. – Что является основным источником энергии (тепла) на Земле?
– Как распределяется поступающая на Землю солнечная энергия? (слайд.) 1 2 3 1
2. – Что происходит с потоком солнечной радиации на Земле? Какая доля солнечной радиации, поступающей к верхней границе воздушной оболочки Земли, преобразуется в земное тепло? 1
– Какая часть солнечной энергии не достигает Земли? Почему? 1
– Как нагревается земная поверхность? Как нагревается воздух? Составьте логические цепочки. 1 3
3. – Каковы причины различного нагрева земной поверхности? 1 2 4Работаем в группах. 2 3
Группа I:
– Как нагревается поверхность планеты в разных местах земного шара? (Работаем с рис. 91 стр.133.) 1 2 3 1
– В чём главная причина различий в температуре поверхности Земли на разных широтах? 1 2 1
Группа II:
–Как нагревается земная поверхность на одной и той же широте в разные сезоны года? (Работаем с рис. 89, с. 130.)1 2 3 1
Группа III:
– Почему утром и вечером тепла от Солнца поступает немного? Когда в течение суток теплее, а когда холоднее? Почему? 1 2 3 1 (Используйте рис. 90, с. 132.)
– Используя рисунок , сравните, как нагревается воздух, над различными поверхностями Земли. 1 2 1
Группа IV
– Что такое амплитуда температур? 2 3
– Определите (по рис. 89 стр. 130) годовую амплитуду температуры воздуха. 2 3
– Одинакова ли амплитуда годовых температур у подножия гор и на их вершинах, если горы находятся на одной широте? Почему? 11
Коммуникативные УУД
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
2.Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4.В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
IV. Самостоятельное применение знаний.
Используя цифровые данные, построить график, годового хода температуры воздуха, определить среднюю годовую температуру и годовую амплитуду колебания температур.
Личностные УУД
1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
V.
Итог урока.
– Сделайте вывод по уроку. 3 4
Домашнее задание: § 39, задание (слайд) по желанию.
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
15