Технологическая карта урока по географии Годовой ход температуры воздуха 
Технологическая карта урока
ФИО
Место работы
 Должность
Предмет
Класс
Тема и номер урока
Уразов Александр Александрович
МКОУ Верхнехавская СОШ  №1
                    Учитель географии
                    География
6        
«Годовой ход температуры воздуха»
  Урок № 15/3
УМК
                   География 5-6 класс: учеб. для общеобразовательных  учреждений /  А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др.  
                  под редакцией А.И Алексеева; рос. акад. наук, рос. акад. образования, издательство «Просвещение». М. : 
                 Просвещение, 2012. (Полярная звезда)
Цели урока:
Образовательная:   Объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли.
Выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
Выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности.
Развивающая: развивать умения проводить анализ, сравнивать и обобщать; практические умения и навыки получать и анализировать
информацию из картографических источников; продолжить формирование навыков коллективной работы.
Воспитывающая:   прививать   умение   слушать   и   аргументировать   свою   позицию,   интегрироваться   в   группу   и   строить   продуктивное
взаимодействие.
  Задачи урока:  показать взаимосвязь географической широты, угла падения солнечных лучей и температуры воздуха; приводить примеры, как изменения температуры воздуха в течении года влияет на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека
Тип урока: комбинированный урок
Технологии обучения:  деятельностная, проблемная, 
Формы организации: групповая работа; фронтальная работа
Средства обучения:
 карта полушарий, презентация,учебник , карточки с заданиями группам.
Планируемые образовательные результаты
Личностные
Метапредметные
Предметные
Активность при выполнении работы. Умение  приводить  примеры  и   отстаивать свою позицию.
Умение находить взаимосвязи различных компонентов природы. Интерпретировать и обобщать информацию. Использовать средства информационных технологий
Объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли; взаимосвязь географического положения и угла падения солнечных лучей
Структура и ход урока
Этапы урока
Содержание урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
I. Закрепление материала предыдущего урока.
Работа с ребусами, схемами
II. 
Проблемная ситуация и актуализация знаний.
1. – Проанализируйте следующую информацию: «На одной и той же широте температура в течение года постоянно изменяется». Что интересного заметили?   1  2
2. – Какой вопрос у вас возникает?    1
3. –Почему температура в течение года изменяется?
4. – Какие у вас будут гипотезы?  1  2
5. – В каких единицах измеряют температуру?
– Что дольше удерживает тепло: вода или горная порода?      1  1
Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины.
2. Вычитывать все уровни текстовой информации. 
3.Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов.
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. 
III. 
Поиск решения.
1. – Что является основным источником энергии (тепла) на Земле?
– Как распределяется поступающая на Землю солнечная энергия? (слайд.)   1  2  3  1
2. – Что происходит с потоком солнечной радиации на Земле? Какая доля солнечной радиации, поступающей к верхней границе воздушной оболочки Земли, преобразуется в земное тепло? 1
– Какая часть солнечной энергии не достигает Земли? Почему?   1
– Как нагревается земная поверхность? Как нагревается воздух? Составьте логические цепочки. 1  3
3. – Каковы причины различного нагрева земной поверхности?  1  2  4Работаем в группах. 2  3
Группа I: 
– Как нагревается поверхность планеты в разных местах земного шара? (Работаем с рис. 91 стр.133.)   1  2  3  1
– В чём главная причина различий в температуре поверхности Земли на разных широтах?  1  2  1
Группа II: 
–Как нагревается земная поверхность на одной и той же широте в разные сезоны года? (Работаем с рис. 89, с. 130.)1  2  3  1
Группа III: 
– Почему утром и вечером тепла от Солнца поступает немного? Когда в течение суток теплее, а когда холоднее? Почему?  1  2 3  1 (Используйте рис. 90, с. 132.)
 – Используя  рисунок , сравните, как нагревается воздух, над различными поверхностями  Земли.  1  2  1
Группа IV
– Что такое амплитуда температур?   2  3
– Определите (по рис. 89 стр. 130) годовую амплитуду температуры воздуха.   2  3
 – Одинакова ли амплитуда годовых температур у подножия гор и на их вершинах, если горы находятся на одной широте? Почему?  11   
Коммуникативные УУД
1. Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. 
2.Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
3. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.
2. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
3. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4.В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
IV. Самостоятельное применение знаний.
Используя цифровые данные, построить график, годового хода температуры воздуха, определить среднюю годовую температуру и годовую амплитуду колебания температур.
Личностные УУД
1. Оценивать с позиции социальных норм собственные поступки и поступки других людей.
2. Проявлять эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования.
V. 
Итог урока.
– Сделайте вывод по уроку.  3  4
Домашнее задание: § 39, задание (слайд) по желанию.
– Какую работу мы сегодня выполняли?
– Чему научились?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
15