Краеведение как средство патриотического воспитания младших школьников с нарушением интеллекта
Краеведение как средство патриотического воспитания младших школьников с нарушением интеллекта
Важнейшей составной частью воспитательного процесса является формирование патриотизма, который имеет огромное значение в социально-гражданском и духовно-нравственном развитии личности ученика. Патриотизм – это естественная привязанность к родным местам, языку, национальным традициям. Чувство патриотизма возникает под воздействием окружающей природы, народного искусства и практической деятельности человека.
Одним из средств патриотического воспитания школьников выступает школьное краеведение, которое способствует расширению кругозора, коррекции всех познавательных процессов, развитию творческого потенциала обучающихся.
«Малая Родина» ребёнка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. На современном этапе развития общества изучение родного края становится актуальным как ведущий фактор воспитания патриотизма.
Однако, у детей с нарушением интеллекта наблюдаются несформированность высших форм познавательной деятельности (анализа, синтеза, обобщения, абстракции), конкретность и поверхностность мышления, замедленное развитие речи, незрелость эмоционально-волевой сферы, которые являются важным фактором, затрудняющим социальную адаптацию и формирование патриотических чувств. У таких детей имеются довольно грубые изменения в условно-рефлекторной деятельности, разбалансированность процессов возбуждения и торможения, а также нарушения сигнальных систем. Школьники ограничены в возможностях выражения переживаний и отношений социально-приемлемым способом. Они получают неполные, искаженные представления об окружающем, испытывают затруднения в понимании эмоциональных состояний других людей. Всё это сказывается на качестве учебно-воспитательного процесса. Следовательно, возникает необходимость в комплексном, целенаправленном, своевременном, систематическом коррекционном воздействии на эмоциональные рецепторы школьников с интеллектуальными нарушениями, с учётом их индивидуальных особенностей.
Школьное краеведение имеет в своем арсенале нужные составляющие, которые могут оказать необходимое воздействие на воспитание патриотического сознания у младших школьников с нарушением интеллекта. Краеведение можно отнести к важнейшему из средств, способствующих становлению маленького гражданина, так как именно краеведческий материал дает возможность наглядно, доступно донести до сознания младших школьников с нарушением интеллекта нравственно-правовые знания, нормы и ценности, существующие в окружающем его мире. Все это крайне важно для успешной адаптации таких школьников в обществе.
С этой целью была разработана программа краеведческого кружка для обучающихся начальных классов. Задача школьного краеведческого курса в начальном звене – создать образное представление о семейном национальном микромире как части большого целого – жизни страны со своей, присущей только ей особенностью, создать условия для эмоционального сопереживания своим близким, землякам. Важно, что разнообразные факты жизни «малой родины» введены в общий культурный багаж ребенка и могут служить фундаментом для дальнейшей работы в средней школе.
Программа включает в себя следующие разделы: 1. Моя школа. Мой класс. 2. Природа нашего края. 3. История в лицах. 4. Устное народное творчество. Народные традиции.
В условиях обучения в школе-интернате дети большую часть времени проводят в стенах учебного заведения, поэтому для них очень актуальными являются темы, связанные с родной школой, поэтому в самом начале мы знакомимся со школой, с ее историей, с правилами поведения в школе-интернате, определяем роль каждого в жизни классного коллектива. На данном этапе особое место отводится экскурсиям, которые помогают малышам ближе познакомиться с тем местом, которое на протяжении многих лет будет их вторым домом.
При работе с младшими школьниками с нарушением интеллекта следует помнить, что они имеют крайне скудный запас знаний об окружающем их мире, поэтому при изучении раздела «Природа нашего края» я уделяю большое внимание следующим вопросам: «Что такое природа?», «Сезоны года», «Почему я люблю осень, зиму?», «Домашние животные – кто они?». Проводятся беседы о том, какие животные живут рядом с человеком, давно ли человек одомашнил некоторых из них. Рассказывают о своих домашних любимцах, о том, как о них заботятся, какую радость общения дают они человеку.
Особое место в работе кружка я отвожу практическим работам, связанным с изучением растительного и животного мира своего края: «Осенний букет», «Подарки осени», «Растения, которые нас окружают», «Животные нашей области», «Зимние приметы», «Мои домашние питомцы», «Помогите птицам!» и другие. При работе над данными темами создаются благоприятные условия для того, чтобы затронуть проблемы экологии родного края, которые на данном этапе стоят очень остро. Кроме того экологическое воспитание личности требует единства научного знания и чувственного, эмоционального восприятия природы, а у детей с нарушением интеллекта проблема эмоционального развития выдвигается на передний план. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют коррекции и развитию творческого потенциала детей. На данных занятиях дети изготавливают рисунки, аппликации, другие поделки. Работа по изготовлению деталей для аппликаций способствует коррекции и развитию мелкой моторики обучающихся, что, в свою очередь влияет на развитие речи. О том, что ум ребенка находится на кончиках пальцев, сказал когда-то известный педагог В. А. Сухомлинский. И это не просто красивые слова. Все дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи способствует развитию мышления.
Дети при выполнении практических заданий работают по микрогруппам, учатся оценивать свою работу и работу товарищей, оказывать помощь при затруднениях, вместе стремясь к достижению наилучшего результата. Эта работа особенно полезна на стадии формирования коллектива в начальной школе.
Изучая «Историю в лицах», знакомимся со знаменитыми людьми, которые своим творчеством оставили глубокий след в истории Курского края. Для работы в этом направлении можно обратиться к различным источникам информации, один из которых встреча с интересными людьми. В современных условиях такая форма работы занимает особое место. Образ конкретного человека, его поступки всегда более убедительны для учеников школы-интерната, нежели рассказ педагога, чтение книг. Участниками встреч могут быть разные люди: ветераны войны и труда, участники и очевидцы знаменательных событий, старожилы и знатоки родных мест, писатели, поэты, люди разных профессий.