«Информатика негіздері» Бастауыш сыныпта информатика п?ніне ?осымша ж?ргізілетін арнайы курс ба?дарламасы
«Екібастaз Kаласы ‰кімдігініS білім б™лімініS № 21 жалпы орта білім беретін мектебі»
КоммуналдыK мемлекеттік мекемесі
Средняя общеобразовательная школа №21 г. Экибастуза
«Информатика негіздері»
Бастауыш сыныпта информатика п‰ніне Kосымша ж_ргізілетін арнайы курс баCдарламасы
Программа кружка
«Основы информатики»
Составитель: Базарбекова Асель Шиятовна учитель информатики СОШ № 21
Программа позволяет вести предкомпьютерную подготовку школьников и продуктивно использовать компьютерное время, дает ребенку опору для контроля и осмысления своей деятельности и ее результатов
Срок реализации программы – 4 года
Возраст детей 6 – 9 лет
Рассмотрено на методическом совете СОШ № 21
Пояснительная записка
Одной из основных задач развития среднего образования в Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года, одобренной Правительством РК 24 февраля 2004 года (протокол №3) является усиление информационной подготовки учащихся.
В настоящее время в системе среднего образования роль информатики все более обусловливается значением информационных знании в формировании навыков использования информационных и коммуникационных технологий, как основной составляющих основ информационной культуры в современном информационном обществе.
В связи с анализом опыта преподавание курса информатики учитываю рекомендаций Института ЮНЕСКО по информационным технологиям образовании «Информатика начальном образовании» (информатика в начальном образовании. Рекомендации. ИИТО, М., 2000, 94 с.), предложен курс» Основы информатики» для учащихся 1-4 классов.
В предлагаемой программе учащихся осваивают ряд фундаментальных составляющих математических основы мышлении и коммуникаций и понятий, лежащих в основе информационной культуре.
Основная цель данного курса – как можно раньше начать формирование у детей операционного стиля мышления (логическая мышление), так как психологи отмечают, что для человека в жизни порой важен не столько набор знаний, которыми он обладает, сколь ко развитий мышления, его способность анализы, обобщению полученной информаций и умение принимать решение.
Из этой цели вытекают следующие задачи
- развитие логического и алгоритмического мышления;
- формирование компьютерного грамотности;
- развитие коммуникативных навыков и творческого воображения;
- формирование системно-информационной картины мира, информационной культуры субъекты деятельности, производящих своей деятельностью самого себя.
Исходя основных целей и задач, уточняющихся и конкретизируются цели изучения курса
Курс «Основы информатики» является пропедевтическими курсом в начальном образовании и характеризуются специфической инструментальной базой в форме рабочих тетрадей с занимательными разноуровневыми заданиями, вопросами, логическими заданиями и развивающими играми, физкультминутками.
Первоначальные представления об основных базовых понятиях информационной культуры у младших школьников успешно формируется на основе знаний, полученных об окружающем мире – предметах, объектах живой и неживой природы, об информаций и ее видах, их способах получения и передачи.
Содержание программы курса дает возможность учащихся познакомиться:
- понятием об информации и ее видами;
- основными закономерностями информационных процессов;
- планом и описанием действия, отличительными признаками объекта;
- группами и классами объектов;
- логическими моделями и рассуждениями;
- навыками работы на компьютере в качестве пользователя;
- графическим и текстовым редакторами;
- алгоритмизацией и их исполнителями.
Следовательно, содержание курса направлено на всесторонние подготовки младших школьников в жизни в информационной обществе формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности и поисково-познавательных возможностей обучаемых.
Изучение курса «Основы информатики» подготовит основу для эффективного, грамматического включения младших школьников в интегрированную информационно-образовательную среду современного образования.
Каждый курс разбит на темы, которой отвечает требования выбранного курса. Все темы курса ежегодно начинается с повторения техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе. Кроме того, каждая тема курса углубляет знания учащихся в развивающем, мировоззренческом и технологическом аспектах. Освоение таких понятий, как «информация», «информационные процессы» требует знаний об окружающем мире, умением абстрактно мыслить и делать логические выводы.
По окончании данного курса учащийся получает определенный набор знаний, и навыков, которые указаны в учебной программе. По отдельным темам предусмотрены занимательные задания и вопросы.
Некоторые темы данного курса используют информацию, полученную учащимися на уроках по другим школьным дисциплинам. Этим обеспечивается реализация межпредметных связей с другими дисциплинами и интеграция их содержания на основе использования новых информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.
Курс рассчитан на 1 час в неделю в 1-4 классах с общим объемом 136 часов.
В программе каждого класса учтены возрастные особенности учащихся и уровень сформированности общих знаний.
Содержание кружка «Основы информатики»
1 класс.
Знакомство с компьютерным классом, правилами поведения и техникой безопасности в кабинете информатики:
Формирование понятий об информации и ее видах: зрительной, вкусовой, звуковой, обонятельной , осязательной:
Системный подход к рассмотрению объектов, их свойства, таких, как цвет , форма ,состав, одинаковые и противоположные свойства, построение объекта по заданным свойствам, действия объектов:
Введение понятий последовательности , порядок действий в последовательности:
Знакомство с понятием «множество»,сравнение множеств, классификация множеств:
Формирование первоначальных навыков работы с мышью, клавиатурой:
Знакомство с простейшим тренажером.
2-класс
Знакомство с некоторыми понятиями алгебры логики: высказывание, истина, ложь отрицание;
Продолжение знакомства с составом и устройством компьютера;
Расширение представлений об информации и кодировании информации;
Формирование представлений об источниках и приемниках информаций;
Введение понятий «обмен информацией» и «каналы получение информации»;
Знакомство с действиями над информацией;
Формирование навыков работы с инструментами графического редактора.
3 класс
Знакомство с понятиями;дерево, графы, комбинаторика;
Формирование начальных представлений о координатной плоскости;
Расширение и закрепление понятий кодирования информации;
Знакомство с памятью компьютера и понятием о хранении информации;
Освоение и отработка навыков работы в графическом реакторе;
Формирование понятий двоичного кода и информационного объема сообщения;
Знакомство с графическим и информационным моделями.
4 класс
Введение в алгоритмизацию
Формирование первоначальных представлений об алгоритмах:
линейных, разветвляющихся, циклических;
Пропедевтика понятий: «исполнитель», «среда», и «система команд исполнителя»;
Овладение навыками составления простейших алгоритмов;
Введение понятия «Черный ящик»;
Знакомство с простейшими исполнителями: Робот, Перевозчик, Водолей, Кузнечик;
Знакомство с компьютерными сетями и информационной безопасностью;
Отработка клавиатурных навыков.
Учащиеся должны знать:
Правила поведения и технику безопасности в кабинете информатики;
Основные упражнения для снятия зрительного напряжения;
Основные устройства компьютера;
Назначение клавиатуры и манипулятора «мышь»;
Смысл Понятия: «объект», «свойства объектов»;
Понятие об информации е видах;
Представление об источниках и приемниках информации;
Представление о кодировании информации;
Значение и смысл последовательности и действий последовательности;
Понятие «множество»
Некоторые понятия «алгебры логики: высказывания, истина, ложь, отрицание;
Графические и информационные модели;
Первоначальные представления об алгоритмах: линейных, разветвляющихся, циклических;
Понятия: «исполнитель», «среда», «система команд исполнителя»;
Возможности графического редактора.
Учащиеся должны уметь:
Рассказать правила поведения и техник безопасности в кабинете информатики;
Выполнять основные упражнения для снятия зрительного напряжения;
Объяснять назначение основных устройств компьютера;
Пользоваться клавиатурой для набора простейшего текста;
Пользоваться манипулятором «мышь»;
Приводить примеры объектов и определять их свойства, такие как форма, цвет, состав, одинаковые и противоположные признаки;
Различать виды информации;
Рассказать об источниках и приемниках информации;
Кодировать информацию с помощью кодовой таблицы;
Приводить примеры последовательностей;
Выделять множество объектов по указанному признаку;
Составлять истинные и ложные высказывания;
Определять графические и информационные модели;
Исполнять линейные, разветвляющиеся и циклические алгоритмы;
Составлять алгоритм заданному исполнителю с помощью системы команд исполнителя;
Пользоваться инструментами графического редактора.
Используемая литература
Семенов А.Л., Рудченко Т.А., Щеглова О.В. Информатика, Институт новых технологий образования, 2000.
Информатика в играх и задачах. Под редакцией Горячева А.В., МЭСИ,2000.
Макарова Н.В. Информатика, Санкт-Петербург, 2000.
Семакин И., Залогова Л., Русако С., Шестакова Л. Базовый курс информатики, 2000.
Челак Е., Конопатова Н. Развивающая информатика, Лаборатория базовых знаний, 2001.
Валединский В.: Шаг за шагом : информатика, основные понятия, Москва, 1995.
Зарецкий Д.В., Зарецкая З.А. Компьютер твой друг, Дрофа, 2000
Айзенк Г.Ю. Проверь свои способности, Санкт-Петербург, 2001.
Звонкин А.К., Ладно С.К., Семенов А.Л., Шень А.Х. Алгоритмика, Дрофа, 1998.
Светлова Е.И. Сравни и измерь, ЭКСМО – Пресс, 2001.
Копытов Н. Задачи на развитие логики Москва, АСТ – Пресс, 2003.
Волина В. Занимательная азбука для детей, Санкт – Петербург, Дидактика, 1999.
Хантер Б. Мои ученики работают на компьютере, М.: Просвещение
Колобов С. Правила техники безопасности при работе с ЭВМ, Информатика и образование, 1987, № 6.
Балафанов Е. К., Бурибаев Б., Даулеткулов А. Б. 30 уроков по информатике, ШАРТАРАП, 1998.
Ермеков Н., Караев Ж., Стифутина Н. Информатика 7 класс, Алматы, Жазушы, 2000.
Ермеков Н., Караев Ж., Стифутина Н. Информатика 8 класс, Алматы, Жазушы, 2000.
Ермеков Н., Караев Ж., Криворучко В., Кафтулкина В. Информатика 9 класс, Алматы, Жазушы, 2001.
0
Календарно – тематическое планирование
1 класс
Уроки
Содержание темы
количество часов
1
Знакомство с курсом «Основы информатики»
1
2
Информация в природе в окружающем мире. Виды информации: звуковая и зрительная.
1
3
Информация в природе в окружающем мире. Виды информации: звуковая и зрительная.
1
4
Информация в природе в окружающем мире. Виды информации: вкусовая, обонятельная и осязательная.
1
5
Информация в природе в окружающем мире. Виды информации: вкусовая, обонятельная и осязательная.
1
6
Объекты и их свойства (название, цвет).
1
7
Объекты и их свойства (название, цвет).
1
8
Повторение.
1
9
Знакомство с компьютером. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе.
1
10
Знакомство с клавиатурой.
1
11
Простейший тренажер. Меню.
1
12
Объекты и их свойства (размер, форма).
1
13
Объекты и их свойства (размер, форма).
1
14
Объекты и их свойства (состав).
1
15
Объекты и их свойства (состав).
1
16
Повторение.
1
17
Повторение.
1
18
Объекты и их свойства (общие и противоположные признаки).
1
19
Одинаковые и разные объекты. Работа над объектами.
1
20
Действия объектов.
1
21
Повторение объекта по заданным свойствам.
1
22
Последовательности.
1
23
Порядок действий в последовательности.
1
24
Повторение
1
25
Множество и их классификация.
1
26
Сравнение множеств.
1
27
Множество и их классификация.
1
28
Множество и их классификация.
1
29
Множество и их классификация.
1
30
Выделение подмножества объектов, удовлетворяющих заданным свойствам
1
31
Выделение подмножества объектов, удовлетворяющих заданным свойствам
1
32
Выделение подмножества объектов, удовлетворяющих заданным свойствам.
1
33
Повторение
1
34
Повторение
1
Календарно – тематическое планирование
2 класс
Уроки
Содержание темы
количество часов
1
Правила поведения в компьютерном классе. Повторение.
1
2
Упражнения для снятия зрительного напряжения. Повторение.
1
3
Понятие «Отрицания».
1
4
Истина и ложь.
1
5
Высказывания.
1
6
Высказывания.
1
7
Контрольная работа.
1
8
Повторение.
1
9
Состав компьютера. Устройства ввода/ вывода.
1
10
Информационный поток в компьютере.
1
11
Знакомство с графическим редактором. Инструмент «Заливка».
1
12
Знакомство с графическим редактором. Инструмент «Заливка».
1
13
Инструменты «Карандаш», «Кисть», «Ластик».
1
14
Инструменты «Карандаш», «Кисть», «Ластик».
1
15
Инструмент «Линия».
1
16
Инструмент «Линия».
1
17
Контрольная работа.
1
18
Инструмент «Эллипс», «Прямоугольник».
1
19
Инструмент «Эллипс», «Прямоугольник».
1
20
Инструмент «Распылитель».
1
21
Симметрия объектов.
1
22
Симметрия объектов.
1
23
Информация.
1
24
Кодирование информации.
1
25
Кодирование информации.
1
26
Контрольная работа.
1
27
Представление информации.
1
28
Источник и приемник информации.
1
29
Обмен информацией.
1
30
Обмен информацией.
1
31
Каналы получения информации.
1
32
Действия с информацией.
1
33
Контрольная работа.
1
34
Повторение.
1
Календарно – тематическое планирование
3 класс
Уроки
Содержание темы
количество часов
1
Повторение. Правила поведения в компьютерном классе. Информация.
1
2
Повторение. Объекты.
1
3
Множество объектов.
1
4
Множество объектов.
1
5
Дерево.
1
6
Графы.
1
7
Графы.
1
8
Контрольная работа.
1
9
Комбинаторика.
1
10
Координатная плоскость.
1
11
Координатная плоскость.
1
12
Кодирование информации.
1
13
Кодирование информации.
1
14
Кодирование информации.
1
15
Хранение информации.
1
16
Память компьютера.
1
17
Контрольная работа.
1
18
Графический редактор Paint. Сохранение.
1
19
Графический редактор Paint. Открытие рисунка.
1
20
Графический редактор Paint. Инструмент «Надпись».
1
21
Графический редактор Paint. Вставка надписи.
1
22
Копирование и вставка объектов.
1
23
Поворот объекта.
1
24
Как вырезать и вставить объект.
1
25
Графический редактор Paint. Симметрия.
1
26
Контрольная работа.
1
27
Свойства информации.
1
28
Двоичный код.
1
29
Информационный объем сообщения.
1
30
Модели.
1
31
Графические модели.
1
32
Информационные модели.
1
33
Контрольная работа.
1
34
Повторение.
1
Календарно – тематическое планирование
4 класс
Уроки
Содержание темы
количество часов
1
Повторение. Правила поведения в компьютерном классе.
1
2
Повторение. Множества.
1
3
Повторение. Множества.
1
4
Информационные модели.
1
5
Действия.
1
6
Обратные действия.
1
7
Последовательность.
1
8
Контрольная работа.
1
9
Алгоритмы.
1
10
Алгоритмы.
1
11
Линейный алгоритм.
1
12
Линейный алгоритм.
1
13
Алгоритм ветвления.
1
14
Алгоритм ветвления.
1
15
Алгоритм ветвления.
1
16
Контрольная работа.
1
17
Циклический алгоритм.
1
18
Циклический алгоритм.
1
19
Циклический алгоритм.
1
20
Циклический алгоритм.
1
21
Циклический алгоритм.
1
22
Черные ящики.
1
23
Исполнители. Робот.
1
24
Исполнители. Перевозчик. Переливашка.
1
25
Контрольная работа.
1
26
Исполнители. Водолей.
1
27
Исполнители. Кузнечик.
1
28
Исполнители. Кузнечик.
1
29
Ханойское башни.
1
30
Исполнители. Переправа. Робот.
1
31
Информационная безопасность.
1
32
Компьютерные сети.
1
33
Контрольная работа.
1
34
Повторение.
1
Рисунок 115