строение и функции головного мозга
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ГОЛОВНОГО МОЗГА.
(урок биологии 8 класс)
Цели:
Обеспечить усвоение учащимися особенностей строения головного мозга и об основных функциях каждого отдела.
Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, через понимание причин уязвимости нервных клеток головного мозга и последствий, связанных с этим.
Развитие аналитико – синтезирующего и абстрактного мышления, через развитие умений выделять существенные признаки и отвлекаться от них, решение познавательных задач, коммуникативности и самостоятельности.
ХОД УРОКА:
1. «Лакейшн» - упражнение настрой для учеников.
-найдите и посмотрите на яркий цветок.
-посмотрите на льва.
- на входную дверь.
-поприветствуйте друг друга и т.д. каждая выполненная просьба сопровождается положительной поддержкой, желательно неповторяющейся.
АКТУАЛИЗАЦИЯ.
-Вспомните черты уникальности человека, что отличает его от других представителей царства животных? (прямохождение, разум, особенности головного мозга).
-сформулируйте тему сегодняшнего урока. Запишите тему.
2. Целеполагание для учащихся:
Знать названия отделов головного мозга и их функции и понимать причины нарушения работы.
Уметь проводить простейшие эксперименты и находить место каждого отдела на таблице.
Моделировать из мозаики и участников урока головной мозг. Решать познавательные задачи на основе полученных знаний и дополнительной информации.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ.
Класс делится на пять групп по количеству отделов головного мозга. Каждая группа, кроме учебника, снабжена дополнительной информацией и литературой.
3. Работа в группах по алгоритму: подготовить презентацию по предложенному отделу: продолговатый мозг, средний мозг и мост, промежуточный мозг, мозжечок, большие полушария.
Алгоритм презентации: (обязательно от первого лица)
Название отдела.
Местоположение и особенность строения.
Запишите на карточку и объявите функции отдела.
Проведите с классом или отдельными учащимися опыты, подтверждающие функции, презентуемого отдела. (Сборник практических работ по биологии «Человек» 9 класс)
ЗАСЛУШАТЬ ОТЧЁТ ГРУПП. (При выступлении на доске собирается модель-мозаика «Строение головного мозга»)
ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Построение модели мозга из учеников. Участники групп выстраиваются в соответствии с представляемыми отделами.
-как вы думаете, отделы изолированы друг от друга?
-постарайтесь изобразить взаимосвязи.
-а что будет, если я отключу центр регуляции сердцебиения?
-А что будет, если я отключу центр ориентировочного рефлекса?
-Если нарушатся стоп – рефлексы?
-как вы думаете, какие причины приводят к нарушениям работы мозга?
Объясните выражение, данное на доске, используя дополнительную информацию.
«Алкоголь – вполне надёжное средство, когда требуется поубавить ума».
В.Данилевский
Предложите меры по сохранению работоспособности головного мозга.
сделайте вывод по теме нашего урока.
Отделы взаимосвязаны между собой. Контроль над безусловными рефлексами – 4-х отделов, условные рефлексы - полушария и с их работой связана уникальность человека. Ведение здорового образа жизни и т.д.
Дополнительная информация (на столах для всех групп):
Мозг не чувствует ни боли, ни наслаждения, а является оценщиком – это приятно, а это нет, это хорошо, а это – плохо.
Питается мозг чистой энергий глюкозы и кислорода (поэтому, когда мы занимаемся умственной работой, тянет к шоколадке): обладая массой всего примерно 2% отвеса тела, мозг потребляет 20% кислорода, необходимого организму. Его основная задача – потребление и переработка информации.
Ежеминутно через сосуды мозга протекает ѕ литра крови, а общая длина всех сосудов полушарий составляет 560км. Подумать только, чтобы перевести тело из горизонтального положения в вертикальное, головной мозг человека отправляет через нервы к мышцам сотни нервных импульсов – сигналов. И даже ни одно действие человека не совершается без участия нервной системы человека.
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315