Конспект внеклассного мероприятия Дом наш-наш район













Выполнила: Цедилкина Инна Валерьевна, учитель истории и обществознания.



Сценарий внеклассного мероприятия «Дом наш – наш район»
Возрастная категория: учащиеся 5 класса.
Цель:
Воспитание у детей и подростков любви и уважения к своей малой родине, приобщение их к ценностям культуры и искусства, через мероприятия патриотического направления.
Задачи:
- формировать понимание и уважение к символике Калтасинского района
(флаг, герб);
- формировать представление о значимости района, его истории, через выполнение домашнего задания;
- формировать умение видеть и понимать прекрасное, развивать у детей духовное начало;
- воспитывать толерантность и гражданскую культуру общения со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: компьютер, карта Калтасинского района, изображение герба, флаг России и Республики Башкортостан, выставка «Национальные блюда»

Ход мероприятия:
Выход ведущего. Звучит гимн Российской Федерации, затем гимн Республики Башкортостан (фонограмма).
Ведущий: 2014 год объявлен в России и в Республике Башкортостан Годом культуры. Соответствующий указ подписал Президент Владимир Путин. В документе говорится, что Год культуры будет проведен с целью "привлечения внимания общества к вопросам развития культуры, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире". Наше сегодняшнее мероприятие, посвящено истории и культуре Калтасинского района.
Калтасинский район был образован 20 августа 1930 года, когда, согласно постановлению президиума ВЦИК, было ликвидировано разделение Башкирской Автономной Республики на кантоны и образовано 48 районов.

Административный центр района первоначально был размещен в селе Красный Холм, поскольку в деревне Калтасы, утверждённой в качестве районного центра, не было условий для размещения административных учреждений. В 1932 году Краснокамский район был присоединён к Калтасинскому району, после чего административный центр Калтасинского района был перенесён в село Николо-Березовка. В 1935 году район вновь был разделён на Калтасинский и Краснокамский районы, село Кельтей стало центром Калтасинского района. 5 марта того же года было начато строительство административного центра в деревне Калтасы.
Стихотворение местной поэтессы Любови Евдошенко «Солнца луч проснулся в небе» читает Ибатов Никита (Приложение№1)
Ведущий: наш район расположен на северо-западе Башкортостана. Площадь района составляет 1564 кмІ, протяженность с запада на восток 63 км, с севера на юг 47 км. Граничит на севере с Янаульским, на востоке Бураевским, на юге Дюртюлинским, на западе с Краснокамским районами. Население: 25,64 тыс.чел. Согласно Всероссийской переписи населения 2010 года в нашем районе проживают представители нескольких национальностей: марийцы 45,9 %, русские 19 %, татары 14 %, башкиры 10,2 %, удмурты 10,1 %, лица других национальностей- 0,8 %. В нашем классе тоже обучатся марийцы, башкиры, русские, татары.. К сегодняшнему мероприятию Вы должны были подготовить выступления. Сейчас мы на них посмотрим.
Муз.номер:марийская народная плясовая (звучит фонограмма «Туге мо»)
Ведущий: территория района расположена в пределах Прибельской увалисто-волнистой равнины, в междуречье Быстрого Таныпа и Буя. Климат района теплый, незначительно засушливый. Почвы серые лесные, подзолистые и дерново-подзолистые. Хвойные и широколиственные леса занимают 33,6 % площади района.
Стихотворение «Прошлое нас держит» читает Шакиров Кирилл (Приложенеи№2)
Ведущий: полезные ископаемые нашего района представлены месторождениями нефти, кирпичного сырья, песка. Район промышленно-сельскохозяйственный. Сельское хозяйство специализируется на возделывании зерновых культур, картофеля, на разведении молочно-мясного скота и свиней. В Калтасинском районе 79 населённых пунктов в составе 11 сельских поселений.
История д.Надеждино (Бишарова Юлия) (Приложение№3)
История д.Сазово (Бикбатурова Виолетта)(Приложение№4)
История д.Тынбахтино (Зидыганов Кирилл) (Приложение№5).

Ведущий: особенно хочется сказать о гербе Калтасинского района. В золотом поле с зелеными боковиками повышенный черный с белыми хвостом и подпушком, красными бровями тетерев, сидящий на положенной поверх всего черной с зелеными листьями дубовой ветви и держащий в клюве три золотых хлебных колоса. Чем обосновывается символика?
1.Поле герба, где символически отражена жизнь и деятельность района, разделена на три полосы.
2.Вертикальное положение полос означает устойчивость, прочность. Золотое поле символизирует солнце, тепло, благородство, радушие и гостеприимство.
3.Зеленый цвет – это спокойствие, постоянство, символ земли и леса.
4.Главной фигурой герба является тетерев, сидящий на ветке дуба с пучком колосьев в клюве. В лесах района среди птиц обитают в большом количестве тетерева, что указывает на экологическое благополучие земли калтасинской, бережно сохраняемой ее народом и передаваемой из поколения в поколение. Эта птица символизирует трудолюбие народа и упорство в достижении поставленной цели.
5.Дубовая ветка указывает на лес – один из природных ресурсов района. Дуб – символ мудрости, уважения, силы, твердости духа. Ветка расположена по диагонали, что говорит о движении вперед.
6.Колосья в клюве тетерева – символ земледелия, основного занятия населения района.
Герб был утвержден решением Совета муниципального района Калтасинский район Республики Башкортостан от 17 июля 2006 года.
Муз.номер:русская народная в исполнении ложкарей (Ситдиков А., Фаизов Д.,Шакретдинов Т.)
Ведущий: Флаг представляет собой прямоугольное полотнище с соотношением ширины к длине 2:3, состоящее из трёх горизонтальных полос: по краям зелёного цвета шириной 1/5 ширины полотнища каждая и в середине жёлтого цвета; в центре жёлтой полосы тетерев. Флаг создан на основе герба района.
Муз.номер: татарская песня в исполнении Багманова Азата.
Ведущий: село Краснохолмский, в котором мы с Вами живём самым крупным населённым пунктом в Калтасинском районе. По данным последней переписи количество жителей – 8021 чел. Подробнее о нашем селе нам расскажет Исекеев Юрий.
История с.Краснохолмский (Исекеев Юрий) (Приложение№6)
10.Муз.номер: «Башкирская песня» в исполнении Исекеева Юрия.
Ведущий: хочется завершить наше сегодняшнее мероприятие стихами прославленной жительницы нашего района – Даниловой Людмилы Александровны.
Малая родина!
Лес и шиханы,
Неспешно речушка течёт.
Наш край прославляя,
Река нефтяная
Здесь тоже начало берёт.
Цвети, развивайся!
Пусть будут рассветы
Твои закаты чисты!
Пусть внукам и детям
Без усталости светят
Заслуги твои и мечты!
Большое спасибо всем за старания. Хочется пожелать Вам, берегите свой район и поселок, ведь из маленьких частиц складывается наш край и Россия. Мира вам, радости, счастья и добра!
Всего доброго! До свидания!
Приложение №1
Солнца луч проснулся в небе
После летнего дождя,
Потянулся, растянулся,
Ярко на землю светя.
Пахнет свежестью, азоном,
Листья яркие блестят.
Воробьи играют в лужах,
Дети бегают крича.
И в природе неж такая
После летнего дождя.
Приложение№2
Прошлое нас держит
Как в цепях,
Рано или поздно,
Цепь та рвётся.
Кто-то расстаётся
С ним смеясь.
У другого сердце от слёз рвётся.
Приложение№3
История д.Надеждино
Род Мордвиновых известен еще со времен Ивана Грозного.Все представители этой фамилии были приближёнными российских царей на протяжении многих веков. Одно из имений графов Мордвиновых построено на башкирской земле, в селе Надеждино Калтасинского района. Правда, в наши дни его не миновала печальная участь старинных русских усадеб.
Тополя на этой аллее имеют вековую историю. Они были посажены ещё при графе Николае Семёновиче Мордвинове. В 1812 году он купил землю в Калтасинском районе и построил там огромную усадьбу в несколько домов. Появившееся поселение было названо Надеждино – в честь дочери графа.
В музее Калтасов сохранилась опись графского имения Мордвиновых. Там указана стоимость каждого предмета того времени – вплоть до чайной ложечки. Однако после революции 1917 года новая власть переквалифицировала особняк сначала в школу, а затем в больницу. Сейчас эта огромная территория почти не используется. Школа, расположенная в нескольких метрах от исторического тоже временно закрыта.
С деревней Надеждино связана моя родословная. Мой прадедушка, Бишаров Константин Константинович был лесником. Мой дедушка, Бишаров Геннадий Константинович работал на почте. Мой папа родился и вырос в этой деревне.
Уже много лет на территории Надеждино располагается детский оздоровительный лагерь «Салют» и наверное каждый житель нашего района искупался в водах быстрого Таныпа.
Это лишь не большая часть того, что я хотела бы сказать об этой удивительной деревне.
Приложение№4
История д.Сазово
Сегодня я хочу Вам рассказать о моей любимой деревне по воспоминаниям моей бабушки. Деревня Сазово появилась на карте в 1638 году. Название в переводе означает «болото». Население 643 человека, примерно 200 дворов. В д.Сазово родились и выросли истинные таланты земли Калтасинской – это прозаик Аптулай Пасет, недавно в деревне отмечали его столетие и открыли родник в его честь, поэт Анатолий Тимиркаев, сейчас он проживает в Республике Марий Эл, в городе Йошкар-Ола и работает главным редактором журнала «Ончыко».
Я люблю и очень горжусь своей малой Родиной!
Приложение№5
История д.Тынбахтино
Мои бабушка и дедушка живут в д.Тынбахтино. Каждые выходные мы ездим к ним в гости. Летом там очень красиво. Деревню окружает большой лес, огромный плуг. Есть пруд, куда ходим купаться и рыбачить. Сейчас в Тынбахтино очень мало домов, а раньше это была большая деревня. По воспоминаниям бабушки, там были конный двор, песцовая ферма и много молодёжи, которая ходила на танцы и вечером пела национальные песни. Днём они работали на полях, заготавливали сено. Существовало много обычаев, которые теперь никто не соблюдает.
Я люблю свою деревню, это моя малая Родина. Я должен знать, где жили мои предки, их традиции и обычаи. Я должен помнить о своей деревне, ведь только тогда она останется в нашей памяти. Приложение №6
Приложение№6
Первые сведения.
В 1959 году археологическая экспедиция вод руководством Васюткина С.М. во время раскопок натолкнулась на укрепленное двумя валами городище. Оно было расположено в полутора километрах восточнее села Красный холм, на высоком мысу. Экспедицией были найдены обломки керамики с круглоямочным орнаментом. Рядом же на берегу реки Ижболдинка было расположено краснохолмское селище, где обнаружено около 20 обломков керамики. Значит, эта удивительно красивая земля была облюбована еще в древние времена.
Многие столетия спустя здесь появляются племена бахмутинской и пьяноборской культуры. В эту эпоху люди занимались главным образом скотоводством и примитивным земледелием (8в. до н.э.).
В 1 тысячелетии нашей эры происходят интенсивные передвижении населения в крае. Одни племена уходили, другие приходили. В 8-9 веках здесь появились древнебашкирские племена. Основным их занятием было кочевое скотоводство. Они разводили лошадей, овец и коз. Важное место в хозяйстве занимали охота, рыболовство и бортничество.
Наш край стали осваивать Бельские башкирские племена. В 12-13 веках они вошли в состав Булгарского государства, которое позже было завоевано монголо-татарами. В 15 веке с распадом Золотой Орды эти земли оказались под властью Казанского ханства. В1552 году наши земли первыми из башкирских вошли в Российское государство.
С конца 16 века правительство начало раздавать русским служилым людям поместья за счет башкирских земель. Одновременно происходил приток татарских, удмуртских, марийских переселенцев из Поволжья и Прикамья. Он усилился в начале 18 века. Даже в 19 веке продолжались завхваты башкирских земель.
Архивные данные сообщают, что полковник в отставке, действительный статский советник Филипп Иванович Краснокутскийкупил башкирские земли Ичкелееланской волости, основал село Красный Холм.(село Покровское по названию церкви в 1808-1809гг.) Барин первоначально привез 12 семей из Польши, с Украины и из Москвы (по другим сведениям из-за Волги). С тех пор ив селе сохранились фамилии Топчиенко, Видецких, Улыбиных, Пуриных, Новиковых, Лиховских(ранее говорили- Ляховских; ляхи - поляки).
На холме стоял густой сосновый бор, из которого переселенцы срубили и поставили бревенчатые избы.
На Покров, осенью 1822 года была освящена церковь. Она получила название Покровской, как и село.
Село стали так же называть Краснокутским, и это название закрепилось в народе до Октябрьской революции. Церковь поднимал привезенный барином немецкий мастер на средства Краснокутского, строительство продолжалось десять лет.
Сейчас наша деревня носит название Красный Холм.



Внеклассное мероприятие:Comic Sans MS"Дом наш - наш район"Comic Sans MSРисунок 1