Конспект урока по математике Задачи на нахождение разности.Обратные задачи
Мучиряева Б.А, учитель начальных классов
Базовая школа БПОУ РК «Элистинский педагогический колледж им. Х.Б. Канукова»
Технологическая карта урока математики во 2 классе
Тема урока: Задачи на нахождение разности. Обратные задачи.
Цель педагогической деятельности: познакомить с задачами на нахождение разности; совершенствовать вычислительные навыки и умение преобразовывать величины; развивать логическое мышление.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся научатся решать задачи на нахождение разности, а так же составлять обратные задачи, использовать краткую запись при решении задач; использовать математическую терминологию; рассуждать и делать выводы; отвечать на вопросы и оценивать свои знания; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.
Метапредметные:
регулятивные- действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимать оценку учителя;
познавательные- использовать различные способы поиска, анализа, синтеза информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; продолжать совершенствовать вычислительные навыки;
коммуникативные- формировать готовность слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Методы и формы обучения: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Образовательные ресурсы: презентация к уроку
Организационная структура урока
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимовоздействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
1.Организационный момент
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Учитель произносит слова, а учащиеся повторяют вслух:
Мы умные!
Мы дружные!
Мы внимательные!
Мы старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
Волевая саморегуляция
2. Актуализация знаний
3. Самоопределение к деятельности
4. Физминутка
5. Совместное исследование проблемы
6. Первичное закрепление
8. Самостоятельная работа с самопроверкой
9.Рефлексия деятельности
Закрепление вычислительных навыков в пределах 100.
Актуализация
мыслительных операций.
Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи
Поиск решения учебной задачи
Снятие усталости у детей посредством физических упражнений и восстановить умственную работоспособ-
ность
Знакомство с задачами на нахождение разности. Формирование умения составлять задачи, обратные данной.
Закрепление умения решать задачи на нахождение разности и составлять обратные задачи
Закрепить знания и умения учащихся
Анализ деятельности на уроке.
1.Задачи на смекалку:
- Сидят 3 белки на ветках, против каждой белки – 2 белки. Сколько их всего?
- По двору ходят куры и кролики, всего 12 ног. Сколько может быть кроликов и сколько кур?
- Лестница состоит из 9 ступеней. На какую ступеньку надо встать, чтобы быть как раз на середине лестницы?
-Вставь пропущенные числа:
17-*=12 11+*=9
*-15=4 *+12=18
18-*=15 8+*=15
16-*=4 *+7=14
2.Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка 1
Вставь пропущенные знаки действий.
7 * 8 = 15 54 * 4 = 50
12 * 4 = 8 30 * 20 =50
10 * 5 = 15 6 * 50 = 56
14 * 5 = 9 100 * 10 = 90
Карточка 2
1.Запиши третье число, которое следует за числом 35.
2. Запиши данные числа в порядке возрастания: 25, 57, 14, 6, 39, 98, 100.
3.Замени суммой разрядных слагаемых числа 51, 84, 27.
Карточка 3
Сравни. Поставь знаки «больше», «меньше» или «равно».
30см * 3дм5см 80 мм * 8 см
55 см * 5 дм 70 мм * 8 см
9 м * 90 дм 10 м * 10 см
3. Фронтальная работа
- Найдите ошибки и докажите, что вы правы.
(Равенства записаны на доске.)
54 – 4 = 50
15 – 7 = 6
9 + 8 = 16
13 – 9 = 5
3 + 60 = 93
86 – 6 = 26
- В стране Математики переполох: правила потерялись. Помогите навести порядок найдите вторую половинку каждого правила.
Чтобы найти неизвестное разности прибавить вычитаемое
слагаемое, надо из
Чтобы найти неизвестное 10 мм
уменьшаемое, надо к 100 коп.
1 руб. равен суммы вычесть известное слагаемое
1 м равен
100 мм – это 10 дм
1 см равен 100 см
Решите задачи:
- В месте для парковки стояли 20 машин: 9 красных, 6 чёрных, а остальные белые. Сколько было белых машин?
- На детской площадке 9 ребят съезжают с горки, а на качелях катаются на 5 ребят больше. Сколько всего детей съезжает с горки и катается на качелях?
- В начале недели в магазин завезли горшки с цветущими фиалками. За неделю продали 20 горшков с розовыми фиалками и 10 – с сине-фиолетовыми. Осталось лишь 7 горшков с белыми фиалками. Сколько горшков с фиалками было в магазине в начале недели?
- Саша собрал коллекцию из 20 монет, а Егор – коллекцию из 40 значков. На сколько предметов коллекция Егора больше, чем коллекция Саши?
В тетради решите «четверку» примеров: 45,4,49
36,4,40
18,11,29
Решение задач.
- Послушайте задачу.
Мама купила 2 груши и 7 яблок. Сколько всего фруктов купила мама?
- решите задачу устно.
- Послушайте ещё одну задачу.
Мама купила 9 фруктов и положила их на тарелку. Дети съели 5 фруктов. Сколько фруктов осталось на тарелке?
- Запишем условие задачи в виде выражения с окошком:
9 - 5 = *
- Что неизвестно?
- Кто догадался, какие задачи мы будем решать сегодня на уроке?
1.Знакомство с правилом
На доске записано равенство
10 – 3 = 7
- Прочитайте равенство, называя компоненты вычитания.
- Что такое уменьшаемое, вычитаемое, разность?
- Может ли вычитаемое быть больше уменьшаемого?
- Может ли разность больше уменьшаемого? Почему?
Выполняет физминутку с детьми
Решите задачу: У Нины было 34 рубля. Она купила блокнот за 20 рублей. Сколько денег у нее осталось?
- Какие числа были даны в задаче?
- Разве число 14 руб. было известно? Мы нашли число 14 руб. после решения задачи. Значит, число 14 руб. не было дано в условии задачи. Это число заключается в квадратик. Запишем схему прямой задачи:
34 руб.,20 руб.,14 руб. Запишите решение задачи. А теперь составим обратную задачу, для этого сделаем неизвестным число 34 руб., а два других числа будут неизвестны:
*, 20 руб., 14 руб. Искомое, неизвестное число обозначим квадратиком. Сформулируйте условие обратной задачи.
У Нины было несколько рублей. Она купила блокнот на 20 рублей, после этого у нее осталось 14 рублей. Сколько было денег у Нины до покупки?
Составим подробную беседу по схеме и запишем в тетрадь.
- Сколько руб. было у Нины? Сколько денег она истратила? Какой же вопрос задачи? Сколько денег было первоначально? На доске написано: * руб., 20 руб.,14 руб. Чтобы решить задачу, надо эти числа связать знаками. Если человек уплатил деньги, то у него денег становится меньше или больше? Каким же действием нам надо выполнить? Какое число нам надо вычесть? Сколько же получится? Какую задачу мы решили? Запишите решение задачи. Составьте 2 обратную задачу. Какое число сделаем неизвестным?
У Нины было 34 руб. Когда на купила блокнот, то у нее осталось 14 руб. Сколько рублей стоил блокнот? 34 руб., * руб., 14 руб.
Напишите решение задачи.
А теперь поработаем в парах. Решите следующую задачу.
В мешке было 15 кг муки. Из нее взяли 9 кг муки. Сколько кг муки осталось? Составьте к ним 2 обратные задачи.
А теперь давайте проверим, как вы составили задачи.
Составьте прямую и обратные задачи по ряду чисел:
62, 42, *
Самопроверка.
Над какой темой работали сегодня на уроке? Рефлексивный прием «Светофор». Кто понял новую тему, тот поднимите зеленый кружок. Кто не понял-красный, а кто понял, но допускал ошибки, поднимите желтый кружок. Оценивание учащихся.
Запись домашнего задания.
Осознанное и произвольное речевое высказывания в устной форме. Осуществление поиска правильных ответов на поставленные вопросы.
Формирование умения работать индивидуально и правильно расставлять знаки действий.
Сравнивают именованные числа
Умение находить неверные равенства и доказать свою правоту
Умение показать связи между результатами и компонентами, умение преобразовывать единицы длины
Выстраивают цепочку рассуждений при решении задач
Выделение и формулирование познавательной цели урока с помощью учителя
Развитие умения сравнивать и делать выводы
Умение отвечать на поставленные вопросы учителя, анализировать и сопоставлять.
Умение преобразовывать информацию
Через решение прямой задачи на нахождение разности учащиеся самостоятельно формулируют вывод о том, что они составили задачу на нахождение уменьшаемого.
Самостоятельно составляют 2 обратную задачу на нахождение неизвестного вычитаемого.
Умение решать задачи и составлять обратные
Умение формулировать условие задачи, ход рассуждений и правильно составлять обратные задачи.
Умение оформлять записи прямой и обратных задач в тетради. Умение делать выводы.
Умение составлять по данным числам задачу на нахождение разности и обратных к ним.
Соотношение цели и результатов
Формируем умение выполнять умозаключение
Слушают учителя. Адекватно воспринимают оценку учителя.
Умение слушать других и анализировать их ответы, допускают право на ошибку
Применяют математические знания при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий
Умение аргументировать свое мнение и слушать других
Умение слушать и понимать речь других
Умение оформлять свои мысли в устной форме
Умение проговаривать понятия
Формируем умение слушать и понимать других, работать в паре на принципах делового
сотрудничества
Контроль, взаимопомощь.
Умение использовать и применять полученные знания
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Оценивают результат своих действий
Контроль деятельности в ходе выполнения задания
Умение контролировать свою деятельность
Осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ действий учителя
Формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Умение выполнять пробное учебное действие
Осуществление самооценки собственной деятельности
15