Учебное пособие
Тема 1 .
Модуль 1.
1. Словосочетание и предложение.
Из уроков литературы : " А.С. ПУШКИН О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ. "
1.1. Словосочетание - это два или несколько слов, связанных
между собой по смыслу и грамматически.
Синтаксический разбор словосочетания :
Способ связи слов в словосочетании
Какой? *
Национальный поэт --------- Согласование
Зависимое слово главное
Прилагательное + сущ.
*
Воплощение свободолюбия --------- Управление
сущ + сущ
*
Примет радостно у входа --------- Примыкание
глагол + наречие
Практическая работа
1. Вставить пропущенные орфограммы .
2. Произвести синтаксический разбор словосочетаний .
Гума__ые чувства, мирово__ренческая позиция, об__яние личности,
на прот_жении жизни, обл_чение порока, (пол ) жизни за свободу,
относит__ся пр_небрежительно, (не)и_сякаемый источник.
************************** Тема 1
1.2. Предложение – это синтаксическая единица, имеющая Модуль 2.
грамматическую основу и выражающая законченную мысль.
Тема 2 .
2.1. Грамматическая основа предложения - это Модуль 1
его главные члены: ПОДЛЕЖАЩЕЕ и СКАЗУЕМОЕ.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ - отвечает на вопрос КТО ? или ЧТО ? / вопрос Именит. пад/
и обозначает того, о ком или о чем говорится в предложении.
СКАЗУЕМОЕ - указывает на то, что делает подлежащее, каково оно или чем
является, отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ ? КАКОВО ?
ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ ? КОГО СОБОЙ ЯВЛЯЕТ ?
Например:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный.
Я / кто ? / - это подлежащее воздвиг / что сделал ? / - это сказуемое.
- 2 -
Практическая работа
Выделить в предложениях грамматическую основу и
выписать из них несколько словосочетаний с различными
способами связи слов:
Вся комната янтарным блеском озарена.
Веселым треском трещит затопленная печь
Он не разбрал дороги уж никогда
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарстет народная тропа.
Тема 3
Модуль 1
·
· Способы выражения ПОДЛЕЖАЩЕГО и СКАЗУЕМОГО
в простом предложении:
Подлежащее в простом предложении может быть выражено любой
самостоятельной именной частью речи и глаголом .
Сказуемое в простом предложении чаще всего выражено глаголом ,
но может быть выражено и именем существительным,
и именем прилагательным, и именем числительным, и
причастием, и наречием.
/ Блок " Части речи " прилагается
Практическая работа
Выделить в предложениях грамматическую основу и
определить способы выражения подлежащего и сказуемого,
надписывая над ними части речи.
/ Блок " Способы выражения подлежащего и сказуемого"
с практическим заданием прилагается. /
Тема 3
Модуль 2.
3.2. Тире между подлежащим и сказуемым
/ Блок- объяснение прилагается /
Практическая работа
а/ Выделить в предложениях грамматическую основу и
расставить недостающие знаки препинания.
А.С.Пушкин родоначальник русского искусства.
Он прнадлежит к вечно живущим и движущимся явлениям.
С ранних лет А.С. Пушкин ясно понимал значимость поэзии
и высокое предназначение поэта.
Главное для поэта быть глашатаем истины
Голос поэта отражение надежд и стремлений народа.
Пушкин всегда считал, что поэт – пророк должен вбирать
в себя весь мир и нести его людям. Поэт, по Пушкину,
должен быть верен своим идеалам, и тогда он бессмертен.
б/ По толковому словарю определить лексическое значение слов:
ПРОРОК, ИДЕАЛ, ЗНАЧИМОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ.
- 3 -
СИНОНИМЫ ОБОГАЩАЮТ НАШ ЯЗЫК.
ДУМАТЬ – мыслить, размышлять, раздумывать, мозговать, кумекать,
раскидывать умом, помышлять, шевелить мозгами, предаваться
размышлению, соображать.
ЖЕЛАТЬ – хотеть, иметь охоту, стремиться к чему-то, лелеять мечту,
жаждать, вожделять, мечтать, спать и видеть.
Подберите синонимы к словам:
ТВОРИТЬ -
СВОБОДА -
Тема 4. Модуль 1.
4.1. ВИДЫ СКАЗУЕМЫХ:
а) Простое глагольное сказуемое выражено одиночным глаголом:
Например: Как поэт-пророк понимает сущность поэтического творчества?
б) Составное глагольное сказуемое выражено словосочетанием,
состоящим из двух и более глаголов – вспомогательного глагола и глагола
в неопределённой форме .
Например: Поэт-пророк во имя истины должен уметь жертвовать собой
в) Составное именное сказуемое выражено словосочетанием, которое
состоит из глагола-связки и именной части, являющейся существительным
или прилагательным, или наречием.
Например: Почему пушкинская поэзия стала бессмертной ?
Практическая работа
Выделить в предложениях грамматическую основу и
определить виды сказуемых.
Из уроков литературы : " ПОЭЗИЯ А.С. ПУШКИНА . "
Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат
Но скупо вносим мы в него хороший склад.
Нам должно весь свой склад хоть несколько поправить
Нам правильно писать потребно всем уметь.
У Лукоморья дуб зеленый
Хочу воспеть Свободу миру, на тронах поразить порок.
И славен буду я
Она была нетороплива, не холодна, не говорлива
Я был рожден для жизни мирной
Музыка уж греметь устала
- 4 -
Тема 5
Модуль 1
5.1 ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ЭТО
Дополнения ( Отвечают на вопросы косвенных падежей )
Родительный падеж - КОГО? ЧЕГО ?
Дательный падеж - КОМУ? ЧЕМУ?
Винительный падеж - КОГО? ЧТО?
Творительный падеж - КЕМ? ЧЕМ?
Предложный падеж - О КОМ? О ЧЕМ?
Определения ( Отвечают на вопросы – КАКОЙ ? ЧЕЙ ? )
Обстоятельства ( Отвечают на вопросы - КАК? ГДЕ? КУДА?
ОТКУДА? ЗАЧЕМ? С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ? КОГДА?
С КАКИХ ПОР ? ДО КАКИХ ПОР ?
ОБРАЗЕЦ: Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года.
Природа ( что ? ) – подлежащее ,встречает ( что делает ? )-сказуемое,
улыбкой( чем?)-дополнение, ясною ( какой?)-определение,
встречает сквозь сон ( как? )- обстоятельство,
встречает ( кого? Что?) утро года – дополнение.
Практическое задание
1. Вставить все пропущенные орфограммы.
2. Выделить грамматические основы в предложениях.
3. Подчеркнуть второстепенные члены предложения.
Пушкинский Петербург
Петербург – это пркрасное " Петра творенье ". Жизнь Пушкина
была тесно связана с Петербургом. Свыше шеснадцати лет поэт
првел в северной столице, считая и годы учения в Царскосельском
лицее. В Лицейском садике стит памтник поэту. Скульптор создал
образ лицеиста, который сидит на стариой чугу..ой скамье, погру –
жеый в раздумья. После кончания Лицея поэт жил на краине
Петербурга, в Коломне.
Он мнял многие квартиры в Петербурге, но особенно дорогим
для нас стал дом на МОЙКЕ – 12, где А.С. Пушкин пр..вел последние
годы жизни.
- 5 - Тема 6 Модуль 1
6.
ТИПЫ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СОСТАВУ:
6.1. Двусоставные - тип простых предложений, в грамматической
основе которых есть ДВА главных члена
( подлежащее и сказуемое ).
Например: А.С.Пушкин посвятил себя борьбе за самобытное
развитие русской классической литературы.
( А.С.Пушкин –подлежащее, посвятил – сказуемое,
Грамматическая основа состоит из двух членов.)
6.2. Односоставные - тип простых предложений, в грамматической
основе которых есть ОДИН главный член
( подлежащее или сказуемое ).
Например: Ах, умолчу ль о матушке моей,
О прелести таинственных ночей
( В грамматической основе предложения нет подлежащего,
а есть только сказуемое УМОЛЧУ ль ).
Михайловское. ( Родовое имение А.С.Пушкина.)
Здесь А.С. Пушкин пребывал в изгнании два долгих года
и вернулся в Москву в начале сентября 1826 г.
( В выделенном предложении, состоящем из одного слова,
есть только подлежащее – МИХАЙЛОВСКОЕ - и нет сказуемого. )
Практическое задание
1. Вставить все пропущенные орфограммы.
2. Выделить грамматические основы в предложениях.
3. Над каждым предложением надписать - "двусоставное "
или " односоставное."
" Что за прелесть эти сказки ! "
Пошел поп по бзару посмотреть (кой ) какого т..вару
"Буду служить тебе славно, усердно и очень исправно"
... "Ладно. Не будет нам обоим накладно.
Поживи (ка) на моем подворье ,
Окажи мне усердье и проворье..."
" Полно, мужичок, вышлем тебе весь оброк
Выбери себе любую мету.
Кто далее палку бросит, тот пускай и оброк уносит "
У Лукоморья дуб зеленый.
Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом
/ Отрывок из " Песни первой " поэмы " Руслан и Людмила " /
- 6 -
Тема 7. Модуль1.
7.
ВИД ОДНОСОСТАВНЫХ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ:
7.1. Односоставные простые предложения в грамматической основе
могут быть с составом только ПОДЛЕЖАЩЕГО или с составом
только СКАЗУЕМОГО.
Например : Царскосельский . ( Грамматическая основа данного пред-
ложения состоит только из подлежащего.)
А.С.Пушкину пришлось учиться в этом элитном учебном заведении.
Ему посчастливилось обрести здесь прекрасных друзей.
( Грамматическая основа этих предложений состоит только
из сказуемых.)
Тема 7. Модуль 2.
7.2. Односоставные предложения
с составом
подлежащего сказуемого
! !
НАЗЫВНЫЕ а/ ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ
б/ НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ
в/ БЕЗЛИЧНЫЕ
"""""""""""""""""""""""""""""""""""""""""
7.3. НАЗЫВНЫЕ :
Царскосельский . ( Грамматическая основа данного пред-
ложения состоит только из подлежащего.)
7.4. а/ ОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ : ( мысленно Я - Мы, Ты- Вы )
Восстань, Пророк, и виждь, и внемли, исполнись волею моей !
Люблю зимы снега .
Поднимем бокалы, сомкнемте их разом
7.5. б/ НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНЫЕ: ( мысленно ОНИ )
Нам сообщили о разгроме пугачевского бунта.
Береги платье снову, а честь – смолоду.
7.6. в/ БЕЗЛИЧНЫЕ:
Не спится графу. Дубровского все еще не было.
На сердце Дефоржа было беспокойно.
- 7 –
1. Практическое задание
1. Вставить все пропущенные орфограммы.
2. Выделить грамматические основы в предложениях.
3. Над каждым односоставным предложением надписать –"назывное
или определенно-личное ,или неопределенно-личное, или безличное "
П__рой опять г_ рмонией упьюсь, над выдумкой слезами об__льюсь.
И нет в природе бе__покойства, и от судьбы защиты нет
..Куда н__ брошу взор – везде б__чи, везде железы..
..Прими "собранье пестрых глав ".
Мне хочется пр__достереч_ , друзья , вас от оши__ки.
П__ра мне __делаться умней.
..Татьяна, милая Татьяна !
.. Унылая п_ра, очей оч__рованье !
· Роман " Евгений Онегин" считают "энциклопедией русской жизни "
2. Контрольная работа по тесту.
1. Двусоставные простые предложения имеют в грамматической основе:
а/ только подлежащее ; б/ только сказуемое; в/ подлежащее и сказуемое.
2. Двусоставные простые предложения бывают :
а/ распространенные; в/ безличные ;
б/ нераспространенные; г/ назывные .
3. Односоставные простые предложения в составе грамматической основы имеют:
а/ только подлежащее или только сказуемое ;
б/ ни подлежащего, ни сказуемого ;
в/ и подлежащее, и сказуемое.
4. Односоставные предложения с составом сказуемого могут быть :
а/ определенно-личными ; б/ назывными ;
в/ неопределенно-личными, г/ безличными.
5. Определенно – личные простые предложения имеют :
а/ сказуемое - глагол в форме 1 или 2 лица;
б/ сказуемое – глагол в форме 3 или 2 лица ед. и мн. числа ;
в/ подлежащее есть, и выражено оно местоимением 1 или 2 лица.
6. В односоставных безличных предложениях :
а/ подлежащее мыслится и сказуемое - это глагол в форме 1 или 2 лица;
б/ подлежащего нет и быть не может, а сказуемое может быть выражено
безличным глаголом, словом " нет " или наречием;
в/ сказуемое выражено глаголом 3 лица мн. числа.
. Подчеркните главные члены односоставных предложений и определите их виды :
а/ И скучно, и грустно, и некому руку подать. ______________________________________
б/ Прах М.Ю. Лермонтова перевезли в Тарханы._____________________________________
в/ У нас нет человека, не знающего А.С.Пушкина.__________________________________
г/ Стихи Пушкина переписывали от руки и передавали близким. ____________________
д/ Вдыхаю в поле ароматы лета ________________________________________________
е/ Ветер. всюду ветер!____________________________________________________________
- 8 -
Тема 8. Модуль1.
8.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.
8.1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос,
относятся к одному и тому же слову , являются одинаковыми членами
предложения и произносятся с интонацией перечисления.
Например: Татьяна верила преданьям простонародной старины и
снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.
верила (чему? ) преданьям, ( чему ?) снам , (чему? ) гаданьям и ( чему? )
предсказаниям
Это предложение с однородными членами..
Тема 8. Модуль 2
8.2. Знаки препинания при однородных членах предложения.
( Блок – объяснение прилагается.)
Практическое задание
1. Вставить все пропущенные орфограммы
2. Выделить грамматические основы в предложениях.
3. Над однородными членами расставить кружочки.
Уровень А:
Мороз и солнце; тихий апрельский закат; теплый густой зап__х;
пронзительный резкий ветер; предчу__ствие пр__красной долгой
любви; грус__ный осен__ий пейзаж_; рыхлая всп_хан_ ая земля.
Что (то) б__гатырское широкое р_ змашистое т__нулось по степи
вместо дороги. Лошади вязли в снегу и от этого шли медленно.
Я увидел маленькую заброшен__ую деревеньку. Домики все были
Низкие пок__сившиеся.
Уровень Б:
В одной их отдален _ых наших губерний нах_ дилось имение Ивана
Петровича Берестова. В молодости своей служил он в гвардии в начале
1779 года вышел в отставку уехал в свою д_ревню и с тех пор оттуда
(не) выезжал. Он выстроил дом по собственному плану завел у себя
сукон_ ую фабрику устроил доходы и стал почитать себя умнейшим
человеком. В будни ходил он в плисовой куртк__ по праз__никам
над__вал сюртук, сам запис__вал расходы и (н__ ) чего (н__) читал.
Все в округе любили и ув__жали его. (Н__) ладил с ним только
Григорий Иванович Муромский, ближайший его сосед.
Более всех Алексеем Берестовым была занята доч__ англомана, Лиза.
Ей было семнадцать. Черные глаза ож__вляли ее смуглое и очень
приятное лицо. Она была единствен_ое и б_лован_ое дитя. Ее резвость
и поминутные проказы восхищ__ли отца.
- 9 -
Тема 8. Модуль 3
8.3.
Обобщающие слова
при однородных членах предложения.
а/. объединяют общее понятие всех однородных членов предложения;
б/. отвечают на те же вопросы, что и однородные члены;
в/. являются теми же членами - предложения, что и однородные члены.
Например:
Ни чувства пылкие, ни блеск ума, ни вкус, ни слог певца – ничто
не трогает души твоей холодной.
( Что? ) ни чувства, ни блеск ума, ни вкус, ни слог - однородные члены.
ничто – обобщающее слово при однородных членах предложения.
Тема 8. Модуль 3
8.4.
Знаки препинания при однородных членах с обобщающими словами.
( Блок – объяснение прилагается )
Задания: 1.Повтори соседу по парте ,когда при обобщающих словах в
предложениях ставится двоеточие, а когда - тире.
2.Приведи устный пример предложения с однородными членами,
при которых есть обобщающее слово.
1. Практическое задание
1. Подчеркнуть все члены предложения
2. Над однородными членами обозначить кружок.
3. Над обобщающими словами обозначить кружок с точкой в центре.
Театр уж полон; ложи блещут. Партер и кресла все кипит.
Все видел лица и уборы. Ужасно недоволен он.
Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет духи в гранен_ом
хрустале гребенки пилочки стальные пр__мые ножницы кривые.
Волна и камень стихи и проза лед и пламень
Глаза, как небо г_лубые, улыбка локоны льнян_ые движенья голос
ле_кий стан все в Ольге.
Кого (не) ут_мит все это м_ленья клятвы мнимый страх.
- 10 -
2. Контрольная работа по тесту.
Указать, вместо каких цифр нужно поставить запятые,
определить, чем осложнены предложения:
1. Нет, поминутно видеть вас (1) повсюду (2 ) следовать
за вами (3) улыбку уст (4) движенье глаз ловить (5)
влюбленными глазами (6) внимать вам долго (7) понимать
душой все ваше совершенство (8) пред вами в муках (9)
замирать (10) бледнеть (11) и гаснуть
1.1. а/ 1,2,3, 4, 5,7,9,11. б/ 2,3,5,6,8,10,11. в/ 1,3,4,6,7,8,10
1.2. а/ предложение осложнено однородными членами
предложения с обобщающим словом.;
б/ предложение осложнено однородными сказуемыми
и вводными словами;
в/ предложение осложнено однородными сказуемыми
и однородными дополнениями.
Расставить знаки препинания, определить,
чем осложнены предложения
2. Глаза, как небо г_лубые, улыбка локоны льнян_ые движенья
голос ле_кий стан все в Ольге.
3. Все полно им душа и мысли.
а/ предложения осложнены однородными членами
предложения с обобщающим словом.;
б/ предложения осложнены однородными определениями
и вводными словами;
в/ предложения осложнены однородными сказуемыми
и однородными дополнениями.
1.3. Расставить знаки препинания:
Любви надежды тихой славы недолго нежил нас обман
К чему нескромным сим убором умильным голосом и
Взором младое сердце распалять
И тихим сладостным укором к победе легкой вызывать ?
Всюду в рощах садах и дубравах неземная краса разлилась.
- 11 -
Тема 9. Модуль 1
9. ОБРАЩЕНИЯ.
Обращение – это слово ( нераспространенной обращение)
или словосочетание ( распространенное обращение), которое
называет того, к кому обращаются с речью.
Обращение произносится с особой звательной интонацией.
Например: Друзья мои , прекрасен наш союз !
Друзья мои - распространенное обращение.
Обращения не являются членами предложения (их подчеркивать
никак нельзя) и всегда выделяются запятыми или восклицательным
знаком.
Мой первый друг, мой друг бесценный !
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Задания: 1 . Повтори соседу по парте ,что такое обращение .
2. Является ли оно членом предложения ?
Надо ли его подчеркивать?
3. Как выделяется на письме ?
4. Приведи устный пример предложения с обращениями
нераспространенными и распространенными.
Практическое задание
1. Подчеркнуть все члены предложения
2. Обращения обозначить кружочком над словом прямо в тексте.
3. Выделить обращения нужными знаками препинания.
Звезда печальная вечерняя звезда
Твой луч осеребрит увядшие равнины
и дремлющий залив и черных скал вершины.
Красуйся град Петров и стой неколебимо, как Россия.
Подруга думы праздной чернильница моя
Мой век однообразный тобой украсил я.
Дни поздней осени бранят обыкновенно
Но мне она мила читатель дорогой.
Прощай свободная стихия ..
- 12 -
Тема 10. Модуль 1
10. ВВОДНЫЕ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
1. Вводные слова – это специальные слова или сочетания
слов, при помощи которых говорящий выражает свое
отношение к тому, что от сообщает.
Вводные слова помогают выразить различные чувства:
Сомнения, уверенности, радости, удивления или
указывают на источник сообщения.
Вводные слова не являются членами предложения и всег-
да выделяются запятыми.
Например:
Каждому , наверное , известны лучшие творения А.С. Пушкина.
( наверное - вводное слово,
передающее чувство предположения.)
Итак, она звалась Татьяной.
( итак - вводное слово, обозначает порядок
мыслей, связь между ними.)
Тема 10. Модуль 2
2. Вводные предложения выражают дополнительные
замечания или пояснения, выделяются скобками или тире.
Например:
Наконец он велел запрячь себе беговые дрожки,
оделся потеплее (это было уже в конце сентября )
и , сам правя, выехал со двора.
/ Это было в сентябре - вводное предложение
со значением пояснения, выделяется скобками.)
Задание:
1 . Повтори соседу по парте, какие слова и предложения
являются вводными .
2. Бывают ли они членами предложения ?
Надо ли вводные слова подчеркивать при разборе предложений
по членам?
3. Как выделяется на письме знаками препинания ?
4. Приведи устный пример предложения с вводными словами и
вводными предложениями.
- 13 -
Практическое задание
1. Подчеркнуть все члены предложения
2. Выделить вводные слова .
3. Определить значение вводных предложений.
Конечно мы будем сотни раз возвращаться к бессмертным
произведениям А .С. Пушкина. Может вам еще и еще раз
захочется обратиться к его исторической повести "Капитанская
дочка ". Наверняка вы захотите вспомнить поэму " Руслан и
Людмила." А сказки Пушкина безусловно будут читать вам
наизусть ваши дети и внуки. Творения А. С. Пушкина
( и в этом нет никаких сомнений ) будут жить вечно.
В них бессмертие Поэта.
Контрольная работа по тесту.
1. Расставить знаки препинания. Выделенное предложение
разобрать по членам.
Однажды вечером это было (в) начале октября 1773 года
сидел я дома . Батюшка мой был увлечен чтением
и кажется не замечал меня вовсе. За мной ходил прежде
мосье Бопре в отечестве своем он был парикмахером.
Прачка Палашка толстая и рябая девка Бопре не любила
2. Указать, вместо каких цифр нужно поставить запятые
или скобки :
У автора (1) утверждал Пушкин (2) должно быть (3) особое чувство
родного языка.
а/ 1,2,3. б/ 1,2. в/ 2,3. г/ 1,3.
Это (1) по-моему (2) достигается постоянным (3) любовным
чтением образцов.
а/ 1,2.3. б/ 1. в/ 1,2. г/ 2,3.
3. Чем осложнено данное предложение ?
Поэзия без сомнения обладает замечательным свойством
способностью одухотворять и пробуждать творческие силы.
а/ вводным словом;
б/ вводным словом и однородными дополнениями;
в/ вводным словом и однородными дополнениями с
обобщающим словом.