ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ (Способы ликвидации пробелов в знаниях и формирования интереса к предмету)
История
З. В. КРАСИЛЬНИКОВА
Учитель истории УКП при ИК № 1
г. Вологда
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОНСУЛЬТАЦИИ
(Способы ликвидации пробелов в знаниях и
формирования интереса к предмету)
Без интереса нет цели,
без цели нет деятельности,
без деятельности нет жизни.
В. Белинский
В
сякая деятельность человека определяется целями. На цель ориентированы мотивы. Мотивы – это внутренняя побудительная сила, заставляющая человека переходить к действию. В учебной деятельности - это желание учиться. Интерес – это главный мотив в обучении.
Увы, в школах пенитенциарных учреждений мотивация к обучению у большинства осужденных крайне низкая. И это объяснимо: у них негативный опыт предыдущей учёбы; большие пробелы в знаниях; не сформированные учебные умения и навыки. А главное - считают образование бесполезным и ненужным. Поэтому при организации образовательного процесса необходимо использовать различные формы, средства и методы обучения, которые позволяют изменить отношение их к учёбе, То есть, помогают понять, зачем им нужно учиться. Если мотивация будет глубокой, то таких учащихся намного легче учить. У них начинают более активно протекать мыслительные процессы, им становится интересен материал, они эффективнее и быстрее воспринимают информацию, новые знания. Индивидуальная консультация – один из способов ликвидации пробелов в знаниях и формирования интереса к предмету и обучению в целом.
Различные виды консультаций отличаются целями:
восстановление знаний и ликвидация пробелов;
восстановление учебных умений и навыков;
обобщение и повторение изученного материала;
подготовка к зачётам.
Как организовать некоторые виды индивидуальных консультаций, можно показать на примере темы «Начало Руси», которая изучается в 10 классе.
1. Корректировка знаний и умений. Как правило, такая консультация организуется в начале учебного года по результатам входного контроля. Её цель - формирование самостоятельности в познавательной деятельности, восстановление учебных умений и навыков.
Первый этап – восстановление умения самостоятельно работать с учебником. Это очень важный элемент в формировании надпредметных умений, от которых зависит личностный результат обучения. Работа с учебником способствует развитию у обучающихся самостоятельности в познавательной деятельности. Это тем более важно, что после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга. Ознакомившись с рубрикацией учебника А. Н. Сахарова «История России с древнейших времен до конца XVIII века», учащиеся приходят к выводу: в названии глав содержится информация об основных событиях определенного периода, даны его временные рамки. Так, в гл. 1 - информация о предыстории народов России и о начале Руси. Временные рамки - от 120 тысячелетия до н.э. до XI века н.э. Одновременно знакомство с заголовком параграфов актуализирует знания, имеющиеся в прошлом у обучающихся по этой теме. Изучение заголовка параграфа - ориентир в вычленении из общего арсенала знаний учащихся того комплекса, который должен быть использован для изучения соответствующей темы. Знакомство учащихся с внетекстовым компонентом учебника (иллюстрации, схемы, документы) подводит их к выводу: иллюстрации и схемы способствуют созданию образов прошлого, раскрывают содержание книги в образной и знаковой наглядности.
Второй этап – самостоятельная работа с учебником (алгоритм действий «Как работать с текстом параграфа»). 1. Внимательно прочитайте название. Найдите по оглавлению, в какую тему он входит. 2. Прочитайте содержание, выделите логические части. 3. При повторном чтении помните о главных вопросах историка: что, где и когда произошло? По ходу чтения заполните таблицу
Дата
Событие
Новое
понятие
Исторический
деятель
4. Запишите причины и последствия событий.
5. Рассмотрите иллюстрации параграфа, схемы, карту. Постарайтесь извлечь из всего этого как можно больше исторических знаний. Найдите на карте все географические названия, которые встретились в параграфе.
6. Перескажите содержание параграфа, используя составленную таблицу.
7. Ответьте на вопросы и выполните задания в конце параграфа.
8. Если что-то осталось непонятным, обратитесь к словарю, справочнику, энциклопедии.
9. Если какой-то вопрос показался наиболее интересным, прочитайте об этом дополнительно в научно-популярной или художественной литературе.
Работа с текстом параграфа по алгоритму способствует осознанному восприятию информации и её запоминанию. Формирует умение выделять главную мысль в тексте, извлекать из него исторические сведения. Новые понятия побуждают пользоваться терминологическим словарем для их объяснения, обогащают словарный запас учащихся.
2. Корректировка знаний хронологии. Цель консультации – восстановление учебных умений и навыков.
Проблема с усвоением дат и важнейших исторических событий актуальна всегда. Чаще всего бывает так, что ранее заученные даты через некоторое время стираются в памяти. Соотнесение дат, иллюстраций исторических событий и портретов исторических личностей способствует формированию устойчивости запоминания предметных знаний. Раздаточный материал для организации учебной деятельности - специальные тематические карточки с датами, иллюстрациями исторических событий и портретами исторических личностей.
Первый этап – индивидуальная работа с датами по алгоритму. 1. Выберите папку по корректируемой теме и ознакомьтесь с её содержанием. 2. Расположите даты в хронологической последовательности. 3. Соотнесите даты с перечнем исторических событий. 4. Проверьте правильность выполнения работы по контрольной таблице.
Пример контрольной таблицы № 1 по теме «Начало Руси»:
Дата
Событие
862 г.
Начало княжения Рюрика в Новгороде
882 г.
Образование Древнерусского государства
882 – 912г.г.
Правление князя Олега в Киеве
907 г., 911 г., 944 г.
Первые договоры Руси с Византией
912 г. – 945 г.
Правление князя Игоря в Киеве
945 г. – 957 г.
Правление княгини Ольги в Киеве
957 г. – 972 г.
Правление князя Святослава в Киеве
967 г. – 971 г.
Походы Святослава на Дунай
980 г. – 1015 г.
Правление князя Владимира в Киеве
988 г.
Принятие Русью христианства
Второй этап – индивидуальная работа с портретами исторических личностей, историческими событиями и понятиями по алгоритму: 1. Заполните таблицу, соотнеся даты и связанные с ними событиями в хронологической последовательности. 2. Подберите к событиям портреты исторических деятелей, участников этих событий и понятия. 3. Проверьте правильность выполнения задания по контрольной таблице.
Пример контрольной таблицы № 2 по теме «Начало Руси»
Иллюстрации исторических
событий
Даты
Портреты
Понятия
пос. Триполье
4-3 тыс. до н.э.
индоевропейцы
Страницы рукописи
«Повесть временных лет»
988
Нестор –
летописец
исторический
документ
Древняя Ладога
862
Рюрик
варяги
Убийство Аскольда и Дира
882
Олег
государство
Полюдье в Древней Руси
912 - 945
Игорь
полюдье
Древний погост
945-957
Ольга
реформа
Карта «Русь в IX-X вв.
957-975
Святослав
«Иду на Вы»
Свержение идолов в Киеве
988
Владимир
принятие
христианства
Такая работа позволяет обучающимся самостоятельно оценивать свои успехи и промахи, сотрудничать в парах постоянного и сменного состава. Главное условие для достижения прочного знания исторических событий - регулярность тренировок, поэтому аналогичная деятельность организуется на консультациях и по другим темам.
3. Консультация по обобщению и повторению изученного материала при подготовке к зачету. Цель - систематизация знаний.
В каждой теме есть ключевые проблемы, ответы на которые обучающийся должен дать после проработки материала. В теме «Начало Руси» таковыми являются основные направления деятельности первых русских князей и появление государства у восточных славян.
Первый этап – решение проблемного вопроса «Каковы основные направления деятельности первых русских князей?»
Вид деятельности - заполнение таблицы «Первые русские князья»
Линия
сравнения
Олег
Игорь
Ольга
Святослав
1. Краткие сведения о личности
2. Укрепление власти киевского князя
3. Отношения с Византийской
империей
4. Отношения с восточными
соседями
5. Итоги правления
Проанализировав таблицу, обучающиеся подходят к выводу: деятельность первых русских князей была направлена на расширение границ Древнерусского государства и укрепление власти Киевского князя. У любознательных учащихся вызывает интерес личная судьба первых русских князей, узнать которую они смогут из дополнительной литературы.
Второй этап – решение проблемного вопроса «Каковы предпосылки появления государства у восточных славян?»
Вид деятельности – сбор информации для заочной дискуссии о происхождении Древнерусского государства. Задание: используя материал параграфа, подтвердите или опровергните наличие предпосылок для образования государства. Запишите ваши результаты в виде плана. В зависимости от полученного результата вы становитесь сторонниками или отрицателями норманнской теории происхождения государства.
Проверка записей плана «Предпосылки образование Древнерусского государства».
1. Социально-экономические:
развитие земледелия; развитие обмена и внешней торговли;
эволюция родовой общины, её трансформация в земледельческую или соседскую (территориальную).
2. Социально-политические:
усложнение внутриплеменных отношений;
складывание межплеменных союзов.
3. Духовные:
сакрализация – обожествление княжеской власти.
4. Внешнеполитические:
«давление», которое оказывали на славянский мир его соседи: хазары и норманны;
стремление взять под контроль торговые пути.
Решение проблемных вопросов даёт возможность эффективно повторить учебный материал, установить связи между событием и его причинами, между событием и его прямым последствием, систематизировать событийный материал в логике: причины – ход событий – итоги.
Т
аким образом, консультации – это форма помощи при устранении пробелов в знаниях, поддержка тех, кто испытывает затруднения в обучении. Результаты отрадные: приобретение обучающимися уверенности в своих силах и один из способов формирования у них интереса к предмету.
15