ВКР Приемы запоминания правописания слов из словаря на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости

Root Entry Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 31521Символ нумерацииМаркеры спискаВыделение жирнымОсновной текстНазвание объектаНазвание объекта2Название объекта1c0 c1c0 c24 Normal (Web)Нижний колонтитулList Paragraphc0 c18Верхний колонтитулСодержимое врезкиТекст в заданном форматеСодержимое таблицыЗаголовок таблицыTimes New RomanLiberation SerifTimes New RomanTimes New RomanTimes New RomanCourier NewTimes New RomanTimes New RomanArial Unicode MSMicrosoft YaHeiCourier NewБОУ СПО «Саргатский индустриально-педагогический колледж»


Щукина Анастасия Александровна




Приемы запоминания правописания слов из словаря на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости учащихся 1 класса


Выпускная квалификационная работа по специальности
050709 «Преподавание в начальных классы»




Научный руководитель:
преподаватель русского языка
Герлейн А.А.





Саргатское 2014

Содержание

Введение..........................................................................................................................3
Глава 1. Влияние словарной работы на процесс формирования орфографической зоркости.
1.1. Процесс формирования орфографической зоркости на уроках русского языка учащихся 1 класса................................................................................................5
1.2. Приемы запоминания правописания слов из словаря на уроках русского языка учащихся................................................................................................................9
1.3.Опыт использование приемов запоминания правописание слов из словаря на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости учащихся 1 класса...........................................................................................................13
Глава 2. Исследование по проблеме запоминания правописания слов из словаря на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости.
2.1. Методы и организация исследования...........................................................17
2.2. Результаты исследования и их обсуждение.................................................18
Заключение...............................................................21
Библиография...................................................................22
Приложения................................................................. 24








Введение


Известно, что в русском языке немало слов, написание которых не подчиняется правилам проверки. Необходимо развивать у школьников все виды памяти: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. Актуальной остаётся задача сделать интересным, познавательным процесс изучения словарных слов, а также снизить тревожность детей перед написанием словарного диктанта.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.
Орфография по своему содержанию малопривлекательна для детей. В то же время она нелегко усваивается. Дети боятся допустить ошибку, теряют веру в себя, у многих из них орфография вызывает неприязнь, которая переносится на весь предмет «Русский язык», а иногда и на всю школу. Поэтому, начиная с первого класса, надо у учащихся вырабатывать веру в то, что орфографию «покорить» можно. А для этого необходимо формировать орфографическую зоркость. Работа эта нелёгкая, требует большой подготовки со стороны учителя и желания преодолеть трудности со стороны детей.
Проблема орфографии отражена в трудах многих ученых. Это и в трудах К.Д. Ушинского, Н.А. Корфа, Д.Н. Тихомирова, В.А. Флерова, а также методистов и психологов М.В. Ушакова, Л.К. Назаровой, Н.С. Жуйкова, П.С. Жедек.
Всё выше сказанное и обусловило выбор темы: «Приемы запоминания правописания слов из словаря на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости учащихся 1 класса».
Объект: процесс формирования орфографической зоркости на уроках русского языка учащихся 1 класса.
Предмет: приемы запоминания правописания слов из словаря на уроках русского языка учащихся 1 класса.
Гипотеза: предполагаем, что применение различных приемов запоминания
правописания словарных слов из словаря будет способствовать формированию орфографической зоркости на уроках русского языка учащихся 1 класса.
Цели исследования: - изучить проблему формирования орфографической зоркости на уроках русского языка учащихся 1 класса.
Задачи: - это действия, шаги для достижения цели.
1. На основе анализа научно – методической и специальной литературы изучить проблему развития орфографической зоркости на уроках русского языка учащихся 1 класса.
2. Разработать и провести исследование различных приемов запоминания правописания слов из словаря на уроках русского языка учащихся 1 класса.
3. Проанализировать результаты исследования по применению приемов запоминания словарных слов в процессе формирования орфографической зоркости учащихся 1 класса.
Для реализации поставленных задач использовались следующие методы:
Теоретические: анализ научно-методической литературы, сравнение, обобщение.
Эмпирические: наблюдение, проведение диагностируемых контрольных работ.
Метод математической обработки данных: парное сравнение.
Педагогическое исследование будет проводиться на базе МБОУ «Новотроицкой СШ» Саргатского района Омской области в 1 классе на уроках русского языка.
Опытно-практическая работа включала в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Перед исследовательской деятельностью для каждого этапа поставлена своя основная задача.
Констатирующий этап: выявить уровень орфографической зоркости младших школьников в 1 классе.
Формирующий этап: использовать на уроках русского языка приемы запоминания правописания слов из словаря, с целью повышения уровня орфографической зоркости учащихся.
Контрольный этап: выявить результативность использования приемов
запоминания правописания слов из словаря на уроках русского языка в 1 классе, проанализировать результаты исследования, на основе которых сформулировать выводы.



Глава 1. Психолого-педагогическое потенциал использования приемов запоминания правописания слов из словаря на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости учащихся



1.1. Процесс формирования орфографической зоркости на уроках русского языка учащихся 1 класса



Совершенствование орфографической грамотности учащихся - одна из важных задач, стоящих перед учителями. В русском письме главным разделом, который определяет ведущий принцип орфографии, является передача буквами фонемного состава слов. Именно к этому разделу орфографии относится большинство правил, изучаемых в младших классах. [2,58]
Результаты обучения орфографии зависят от того, насколько развита способность ставить перед собой орфографические задачи. Так каждому учителю хорошо знакома ситуация, когда после изучения правила, например, о безударных гласных в корне, учащиеся достаточно успешно справляются с заданием на вставку пропущенных букв, но допускают ошибки в собственном тексте. Объяснить эту ситуацию нетрудно, т.к. чтобы вставить букву, ученикам нужно лишь решить орфографическую задачу, а чтобы осознанно (не случайно) правильно написать слово в своём тексте, им нужно сначала поставить эту задачу, т.е. найти орфограмму. Вот почему умение быстро обнаружить орфограммы, именуемые орфографической зоркостью, считается важнейшим, базовым орфографическим умением. Как пишет М.Р. Львов, “отсутствие орфографической зоркости или её
слабая сформированность, является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина ведёт на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. В настоящее время работа учителя по орфографии идёт в основном стереотипно: дети сначала учат правило, затем упражняются. Но знать правило и свободно писать – вещи разные! Знание правила - это первый этап в формировании орфографического навыка, а различные виды упражнений позволяют закрепить правило. Второй этап, который чаще всего отсутствует на уроке, - это применение правила на практике на основе алгоритма. Одной из главных целей на данном этапе обучения – научить ребёнка безошибочно определять место орфограммы и решать орфографические задачи. Как же может быть построено такое обучение? Прежде всего необходимо уже в 1 классе вооружить детей знанием тех опознавательных признаков, по которым они могли бы, ещё не владея орфографическими правилами, обнаруживать орфограммы.[5,129]
Особое значение для обогащения словарного запаса у учащихся приобретает словарная работа на уроках русского языка. “Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогическая целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка” - писал известный ученый-методист А. В. Текучев. [11,38]
Самую значительную часть орфограммы русского языка, составляют орфограммы слабых позиций, к которым в первую очередь относятся безударные гласные в разных частях слова, согласные, парные по звонкости - глухости, стоящие на конце слов и перед другими согласными. С целью развития орфографической зоркости, умения выделять безударные гласные в словах, проверять их написание учащимся предлагаем следующие виды заданий:[14,216]
Расставь ударение в словах, подчеркни безударные гласные (сосна, дома, столбы).
Подбери к данным словам слова с безударной гласной. Сравни написание ударных и безударных гласных (росы - р.. .са, горы - г.. .ра, страны - ...)
Найди в тексте слова с безударными гласными и объясни их написание.
Орфограмма “работает” в процессе обучения лишь в том случае если и учитель, и обучающийся видят её. При этом учитель оказывается в преимущественном положении: он не только видит орфограмму, но и понимает её тип, относит к тому или иному принципу орфографии, знает способ проверки. Выделение орфограммы может зависеть от возраста обучающихся или от уровня их знаний и умений. Так, в первом классе, иногда и во втором, ещё встречаются ошибки типа “мойя”. Следовательно, в словах моя, налью, от дома, бегут в 1 классе, а возможно, и во 2 классе выделять соответствующую орфограмму, а в 3 классе и последующих её не выделять. Ошибка в слове бегут (“бегуд”) - следствие стремления применить правило проверки даже в том случае, где это неуместно.[9,8]
Полезным видом словарно-орфографической работы, формирующим орфографическую зоркость, может быть работа с готовым текстом, в котором нужно устно дли при списывании выделить орфограммы и объяснить их. Для устной работы целесообразно использовать детские стихи, считалки и под.
Оживленно проходит работа с книжками-малышками: учитель подчеркивает в них слова и дает задание: объяснить орфограммы, слово с пометкой разобрать по составу, а первое предложение - по членам.[1,114]
Очень результативна работа по карточкам, на которых даны несколько картинок с изображением предметов, явлений, действий, называемых словами с трудными орфограммами. Ученик, получая такую карточку-задание, записывает слова на доске и выделяет орфограмму. Оценки за эти ответы обычно бывают положительные.[21,23]
Знания типов орфограмм и элементарный опыт их определения помогает ученику в отыскивании орфограммы, придают поиску определенность. Способность видеть орфограммы - это необходимое условие для овладения орфографическими нормами, для успешного применения правил. Значит, эту способность у учащихся нужно воспитывать. “Выработанная способность обнаруживать те места в словах, где письменный знак не определяется произношением, называется орфографической зоркостью”.Так как большую часть орфограмм составляют орфограммы слабых
позиций, то с точки зрения фонематической концепции русского правописания орфографическую зоркость можно определить как умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой в слабой и, значит, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущенные пишущим (собственные ошибки или чужие).[3,62]
Отсутствие орфографической зоркости или ее слабая сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет даже хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма. [20,134]
Главная особенность детей этого возраста первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для ребенка означает «быть хорошим и любимым». Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Учебная деятельность эффективнее осуществляется в условиях игры, наличия элементов соревновательности. Первоклассник хорошо запоминает, когда не только слышит информацию, но и видит ее наглядное отображение, имеет возможность потрогать носитель информации.[4,218]
Внимание и память в основном непроизвольны, то есть для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия
(например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш умеет плохо.



1.2. Приемы запоминания правописания слов из словаря на уроках русского языка учащихся 1 класса



Слово - могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения и великий источник вдохновения. Словарный состав необходим языку как строительный материал. Чем богаче словарный состав, тем богаче и язык. Бедность словаря учащихся тормозит усвоение ими орфографии, многие учащиеся затрудняются в подборе проверочных слов. Непонимание смысла одного слова ведет часто к непониманию всего содержания читаемого материала. [6,84]
Есть в русском языке слова, которые пишутся так, как принято: либо в соответствии с традицией родного языка: "калач", "собака", "корова"; либо сохраняют написание по языку - источнику: "касса", "магазин".Непроверяемые
правилами слова многочленны, в письменной речи учащихся их число достигает многих десятков и даже сотен. Они усваиваются запоминанием, а проверяются с помощью орфографического словаря.[12,152]
Традиционные написания непроверяемы в том смысле, что они не могут быть проверены, подобно морфологическим, сильным позициями соответствующих гласных и согласных фонем. Но они сохраняют основной признак морфологического написания: единообразное написание корня слова, морфемы. В самом деле, все родственные слова с непроверяемым корнем, например, "-машин-": "машинка", "машинист", "машинный", "автомашина", "машиноведение", "машинопись,- сохраняют единообразное написание этого корня. Это значит, что традиционный принцип по своей функции очень близок принципу морфологическому.
Беспроверочные написания - самый трудный раздел методики обучения орфографии, так как в отношении не проверяемых слов не может быть никаких
обобщений и их правописание следует запомнить.[19,49]
Окулова Г.Е. в пособии "Словарная работа на уроках русского языка в
начальной школе" пишет: "Поскольку трудные орфограммы в изучаемых словах (за редким исключением) не поддаются проверке, необходимо использовать различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова. Этому учит психология: чем чаще слова воспринимается зрительно, тем прочнее запоминается его графический образ". [10,298]
Основной приём, используемый для механического запоминания написания слова, - это опора на комплекс анализаторов. Лёвушкина О.Н. в своей диссертации приводит высказывание Вахтерова В.П., который ещё в 1901 году отмечал эффективность такого подхода к организации словарно-орфографической работы: "Если в моей памяти запечатлено произношение слова, если я хорошо помню зрительный образ слова и его физиономию, так сказать; если моя рука привыкла его писать так, как надо; если я никогда не писал сам и не видал данного слова написанным неправильно, - то правописание слова в огромном большинстве случаев будет вполне обеспечено, если бы я даже совершенно не имел понятия о грамматике"[7,113] Д.Н. Богоявленский также считал необходимым для облегчения работы механизма памяти привлекать к восприятию и запоминанию различные анализаторы: "Для орфографии имеют значение зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Поэтому надо рекомендовать для запоминания правописания отдельных слов не только повторное списывание, но соединение списывания с отчётливым орфографическим проговариванием"[13,48]
Орфографическое проговаривание - известный в методике русского языка приём, который способствует развитию орфографической памяти. Письмо опирается не на графический, а на звуковой образ слова. И для того чтобы письмо было грамотным, звуковой образ слова должен быть построен не по произносительным, а по орфографическим нормам, что и достигается особым "орфографическим" его прочтением. Именно в этой форме он фиксируется речедвигательным аппаратом,
сохраняется в памяти, а затем воспроизводится в процессе письма.[8,86] О роли проговаривания как одного из важнейших средств обучения орфографии писали Н.И. Жинкин, Н.Н. Китаев, Н.С. Рождественский, Т.Г. Рамзаева и другие. Например, Т.Г. Рамзаева отмечает: "Орфографическое проговаривание сопровождает списывание текста с учебника или с доски и способствует запоминанию слов, особенно с непроверяемыми орфограммами" Н.С. Рождественский предлагает для учащихся памятку для запоминания непроверяемых слов:
1. внимательно прочитайте слово про себя и вслух; 2. справьтесь о значении слова, если не знаете его; 3. прочитайте слово по слогам и запишите его; 4. подчеркните ту часть слова, которую стараетесь запомнить; 5. проверьте по словарю, правильно ли вы записали слово, произнеся его по слогам; 6. подберите несколько родственных слов и напишите слово два - три раза" . Но этот приём, ориентированный на механическое запоминания правописании слов с опорой на комплекс анализаторов, имеет свои недостатки. Главный из них заключается в отсутствии сознательной работы со стороны ребёнка, что приводит к формированию у него привычки не вникать в смысл прочитанных слов.[15,124] "Приёмы обучения орфографии с опорой на механические виды памяти не позволяют учителю активизировать сознание учащихся в целях более эффективного
усвоения ими значения слова, не позволяют школьникам осознать взаимосвязь
и правописания данной лексической единицы, а значит и причин современной её орфографии", - пишет О.Н. Лёвушкина.[18,13]
К следующей группе приёмов запоминания правописания слов с непроверяемыми орфограммами педагоги и методисты относят мнемонические приёмы. Мнемоника или мнемотехника (от греч. Mnemonikon искуство запоминания) - совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.
О применении мнемотехники при обучении непроверяемым написаниям говорили в своих работах многие учёные. [17,67]




1.3. Опыт использование приемов запоминания правописание слов из словаря на уроках русского языка как средство формирования орфографической зоркости учащихся 1 класса



Орфографическая зоркость учащихся легко поддается учету, в отличие от фонематического слуха, критерии измерения которого пока не разработаны. Орфографическая зоркость формируется, развивается постепенно, в процессе языкового анализа и синтеза, выделения звуков и буки, морфем при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено заданиями, и в других упражнениях. Для успешного развития зоркости очень важна установка самих учащихся на ее выработку, сознательное отношение.
При систематической отработке зоркость автоматизируется и становится компонентом орфографического навыка, обеспечивая успешное выполнение первых этапов орфографического действия: обнаруживания и опознавания орфограммы
Из опыта работы учителя начальных классов МОУ «ООШ с. Ступино»
Смольяковой Г.П.
I класс, II четверть, слово «САПОГИ». - Кто изображён на картинке? (Девочка.) - Какое природное явление? (Идёт дождь.) - На что похож дождь? (На элементы письменных заглавных букв В и Д.) - Что держит девочка в руке? (Зонтик.) Слова «дождь» и «зонтик» изображаю в виде рисунков на доске. - Как вы думаете, какое время года изображено на картинке?(Осень). - Что надела девочка, чтобы не замочить ноги? (Сапоги.) - Сколько сапог у девочки? (Два.) Вывешиваю готовую предметную картинку. -Посмотрите, как написано слово «сапоги» в прописях. (САПОГИ.) - Разделите слово на слоги. - Поставьте ударение. - Какие гласные стоят в слабой позиции? ( О, А.) - Подчеркните их зелёным цветом. Что это обозначает? (Значит, их надо запомнить.) - Придумайте предложение со словами: дождь, зонт, два, сапоги. (Например: «Пошёл ДОЖДЬ – бери ЗОНТ и надевай ДВА САПОГА») - Обратите внимание, как легко запомнить слово «сапоги». Произношу составленное предложение эрфоэпически, т.е. выделяя голосом буквы в словах-помощниках и в словарном слове. - Запишите слово в прописях один раз. Сделайте звуко-буквенный анализ. - Раскрасьте предметы, которые помогут вам запомнить словарное слово. - Какого предмета не хватает? (Цифра два.) - Допиши её таким образом, чтобы она стала для вас подсказкой. (Дети дописывают
цифру в любом удобном для них месте.) Можно предложить нарисовать дома картинк, используя только предметы,
обозначающее словарное слово и слова-подсказки. - Прочитайте слово. (Записываю слово «СОБАКА» на доске). - Что обозначает это слово? (Это название животного). - Запишите слово «СОБАКА» в своих тетрадях. - Разделите слово на слоги. - Поставьте ударение. (СО / БАґ / КА.) - Какой гласный находится в слабой позиции? (^ Гласный «О в первом слоге в слабой позиции.) Сделайте звуко-буквенный анализ слова. - Попробуйте подобрать проверочное слово. (Невозможно, значить нужно запомнить.) -Запишите ещё раз. - Подчеркните цветным карандашом или ручкой безударный гласный, который надо запомнить. (СО / БА / КА.) - Вспомните. Как выглядит это животное, опишите его. ^ Дети описывают, каждый по-своему.) Вывешиваю картинку собаки. -Каждый из вас дал своё описание, но вспомните, что любят все собаки?(Есть косточки, гоняться за кошками.) СОБАКА любит КОСТИ. СОБАКА любит гоняться за КОШКАМИ Вывешиваю предметную картинку косточки и схематически записываю слово «любит» в виде сердечка. Потом выдаю детям заранее подготовленные картинки с изображением собаки и предлагаю вклеить их в словарик, дорисовать предметы, которые будут обозначать слова-помощники. Затем вместе с детьми составляю пересечение слов:
К К
СОБАКА СОБАКА С Ш Т К Ь А Запись слова на доске слова «корова». - Какая она корова?(Рогатая, большая.) - Что дает корова?(Молоко.) Таким образом получается ассоциативный ряд.
КОРОВУ–ДОЯТ– получают МОЛОКО Затем вывешиваю картинку и оформляем ассоциативный ряд.
Этимологические справки к словам можно взять в школьном этимологическом
словарике Л. Успенского "Почему не иначе?", в "Занимательной грамматике" А.Т.
Арсия и Г.М. Дмитриевой.Методика запоминания словарных слов:
1. Записать словарное слово и поставить ударение. Например: береза.
2. Выделить (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании. Например: бе-ре-за.
3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму. Например: бЕ, бе.
4. Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.
Требования к ассоциативному образу.
а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель: Сл.слово Ас. образ
признак признак

Ассоциативная связь может быть по:
- цвету; - месту расположения;
- форме; - звучанию;
- действию; - вкусу;
- материалу; - назначению;
- количеству; - и т.д.
б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.
Например: Сл. слово Ас. образ
береза – по цвету БЕлая
береза – кудрявая нужен грЕбень –
чтобы расчесать –
по форме, как буква Е
результат: бЕреза – бЕлая
- гребень (Е)
5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
б
б Е р ё з а
л
а
я
6. Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный. ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму. Нельзя навязывать ученику своей ассоциации.
Ценность – наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма. Испо
·
·‚