Урок русского языка 3 класс (Школа 2100) Тема урока: Обобщение знаний о частях слова. Разбор слова по составу
Урок русского языка 3 класс (Школа 2100)
Тема урока: Обобщение знаний о частях слова.
Разбор слова по составу
Цель:
– систематизация знаний о составе слова, овладение умением соотносить слова и схемы; формировать представление о том, что значит разобрать слово по составу ; отрабатывать навык разбора слова по составу.
– развитие чувства языка на основе умений устанавливать смысловые связи между словами, выделять значимые элементы в структуре слова, обогащающие значение слова новыми оттенками.
- Развивать связную устную и письменную речь учащихся, логическое мышление, внимание.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом .
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре, в группе.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ (технология оценивания учебных успехов)
I. Органи-зационный момент
Ребята! Сегодня необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Поклоном головы поздороваемся с ними. Мы рады нашим гостям. Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки , надеюсь , что урок принесёт вам радость познания и у нас всё получится!
Внимание! Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок. Все ль на месте, все ль в порядке? Книги, ручка и тетрадки?
Руки? – НА МЕСТЕ
Ноги? – НА МЕСТЕ
Локти? – У КРАЯ
Голова? - НА ПЛЕЧАХ
Спина? – ПРЯМАЯ.
Чтоб под Новый Год сбылись все твои желания,
Дед Морозу напиши о своих мечтаниях.
Мальчик Вова это знал и Морозу написал:
«Харашо же мне жывётся!
Висилиться удаётся!
Не скучаю, не грущю,
В школу иногда хажу!
Ну, исполни же мичту –
Велик я себе хачу!» вова
Дед Мороз всё прочитал
И ребёнку написал:
«Ты подарка не получишь –
Это мой тебе ответ.
Ты учение не любишь –
Потому и знаний нет!»
Вы, ребята, помогите,
Дайте мне скорей совет!
В чём мои ошибки были?
И каких же знаний нет?
- Ребята, я специально скопировала вам письмо, чтоб вы видели все ошибки и смогли их найти. Но прежде, вы должны ответить: будем ли помогать Вове: Будем ли ему давать советы, чтобы он исправился и не остался на Новый Год без подарка?
- Наш урок сегодня – урок – совет. Но советы давать не просто, надо самим им следовать, этим советам. Так что, всё что вы будете советовать Вове, вы должны уметь делать сами.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
II.Актуализация знаний.
- Откройте тетрадки. Положите их с наклоном, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа.
Комментированная запись числа.(Одиннадцатое декабря)
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
III. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Открытие новых знаний.
Минутка чистописания.
- Ну что, посмотрите на письмо мальчика. Даже не читая его, что можно сказать о том, кто его писал?
Красиво ли оно написано? Почему? Давайте потренируемся сегодня писать букву Д,д.
Рассматривание образца.
Почему слова написаны с большой буквы?
Ребята, очень важно разборчиво писать. Уметь разборчиво писать – первое правило вежливости!
- Так какой совет дадим Вове?
Но ещё важнее не только разборчиво писать, но и грамотно. Давайте проверим письмо мальчика на ошибки, и если они есть – исправим их! Приготовьте сигнальные карточки).
(Вид работы – работа у интерактивной доски с использованием документ- камеры).
Хорошо (сл. сл.), мечта (сл.сл.), живётся, веселиться – весело, весёлый, грущу, хожу – ходит, хочу – хочет, Вова (имя).
- Какие правила вы сейчас вспомнили ? Что вы делали, чтобы исправить ошибки? Какие правила знаете?
- Что нужно знать, чтобы проверить безударную гласную в корне слова?
- А если таких безударных гласных в слове – две?
- Какие ещё правила забыл мальчик Вова?
- Какие советы дадим Вове?
- Ребята, в какой части слова находилась безударная гласная, которую вы сейчас проверяли? ( в корне)
- А всегда ли безударная гласная находится в корне? В какой части слова она может находиться? (в приставке, в корне, в окончании, в суффиксе).
- Как поступать тогда в тех случаях?
- Что ещё нужно вспомнить мальчику? (части слова, разбор слова по составу).
-Что же обозначает это слово СОСТАВ? Где можно узнать значение незнакомых слов? ( В толковом словаре :«Соединение всех частей в целое»).
-Как вы думаете, какой состав будет интересовать нас?
-Нас, конечно, интересует состав слова.
(Презентация . Слайд 3)
-Но ведь мы эту тему уже изучили, так с какой же целью мы ещё раз обращаемся к ней? На какие вопросы мы с вами уже можем дать ответ? Какую работу выполнить? (Определить, какая это часть слова? Как она называется? Ее значение. Как её найти? Место части в слове?)
-Чем же мы будем заниматься? Какие задачи будем решать?
(На уроке мы будем разбирать слова по составу. Так мы повторим и закрепим знания, полученные по теме «Состав слова»).
Как думаете, для чего нужно знать состав слова? (чтобы грамотно писать)
-И первое с чего мы начнём наш урок, вспомним, из каких частей состоит слово и порядок его разбора.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с различными материалами.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
·II. Развитие умений – применение знания.
1. Повторение изученного материала. Игра «Крестики-нолики».
– Ребята, я предлагаю вам вспомнить сейчас, что вы знаете о частях слова. В этом нам поможет игра «Крестики-нолики». Поле для игры находится у каждого из вас в тетради.
– А игра заключается в следующем: я буду читать вам утверждение и если вы с ним согласны, в клеточке ставите Х, если не согласны 0 . Отвечать начнёте с той клеточки, в которой стоит точка.
– Итак, начинаем: СЛАЙД 4
Корень – это главная часть предложения (-)
Родственные слова ещё называют однокоренными (+)
Верно ли, что у слов носик и носильщик одинаковый корень?(-)
Корни в родственных словах пишутся одинаково. (+)
Окончание – это изменяемая часть слова.(+)
Суффикс помогает образовывать новые слова. (+)
Приставка – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.(-)
Корень – это общая часть родственных слов (+)
Суффикс – это часть речи. (-)
– Проверим ваши ответы. Для этого поменяйтесь тетрадями. Проверить ваши ответы будет очень легко. Сравните рисунок в вашей тетради с рисунком на экране. Если у вас получился такой же рисунок, значит, все ответы верны.
СЛАЙД 5
– У кого из вас, ребята, нет ошибок? Поднимите руки.
– У кого одна ошибка?
– У кого две ошибки?
2. Игра «Разбери матрёшку» (Слайд 6)
На доске карточки со словами:
подносчики перевозчики обходчики
Правила игры: Игрокам нужно, отнимая по одной части слова разобрать слово, как матрёшку, чтобы каждый раз получалось новое слово, и записать все эти слова под данным словом. Каждый игрок победившей команды рассказывает, какую часть слова он отнял, и какое новое слово получилось.
- Значение всех ли слов понятно? (в толковом словаре : подносчик снарядов и т.д.)
В результате этого на доске появляется следующая запись ( через документ-камеру):
подносчики
перевозчики
обходчики
подносчик
перевозчик
обходчик
поднос
перевоз
обход
нос
воз
ход
Учитель: - Без какой части слово не может жить?
- Как называются слова одного корня?
- Какие слова называют родственными?
- Какое слово лишнее в каждой группе? Почему?
3 . Работа в парах. Составление алгоритма «Разбор слова по составу».
а) Учитель: А сейчас я предлагаю поработать в парах. Вам необходимо восстановить последовательность действий разбора слова по составу.
На партах учеников полоски бумаги, на которых записан алгоритм разбора слов по составу. Необходимо расположить в правильной последовательности эти полоски.
Пишу слово:
Изменяю слово, выделяю окончание.
Отделяю основу от окончания и выделяю основу.
Подбираю однокоренные слова и выделяю корень.
Нахожу и обозначаю суффикс.
Нахожу и обозначаю приставку.
Проверка на интерактивной доске. ( Презентация Слайд 7)
4.Словарная работа.
На доске записаны словарные слова:
М..роз, к..рандаш, м..рковь, п..мидор, яг..да.
Какую работу можно выполнить с данными словами? ( записать в тетрадь, вставляя пропущенную букву; поставить в словах ударение; разделить слова на слоги, для переноса )
Я вам предлагаю образовать от данных слов новые слова с помощью приставки или суффикса и полученные слова записать и разобрать по составу.
(Запись слов выполняет ученик на ИНТЕРАКТИВОЙ ДОСКЕ, остальные - в тетрадях. Ученик записывает слово, ставит ударение, подчеркивает орфограммы, разбирает по составу)
- от слова мороз с помощью приставки за- и суффикса –ок- (заморозок);
- от слова карандаш с помощью суффикса –ик- (карандашик);
- от слова морковь с помощью суффикса –н- (морковный);
- от слова помидор с помощью суффикса –чик- (помидорчик);
- от слова ягода с помощью суффикса –к- (ягодка )
Сделайте вывод : какими способами можно образовать однокоренные слова? (однокоренные слова можно образовать с помощью приставки и суффикса)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
У. – Если я назову пару родственных слов, вы хлопаете в ладоши. Если назову пару слов, которые не являются родственными, вы приседаете.
Кот-котик, море-океан, сад-садовник, гриб- грибной, стена-потолок, обед-стол, , дом- домашний, гуси-лебеди, книга-книжка, мороз- снеговик, , снежки- подснежники , снежок -заморозки.
5. Творческая работа
На доске слова : зима, птицы , голодные, кормили , ребята
Запишем предложение о зиме (работа у интерактивной доски):
Зимой ребята кормили голодных птиц.
Подчеркните грамматическую основу, объясните написание. ( Беседа о бережном отношении к птицам)
-Что изменяли, чтобы составить предложение? (окончание.)-Для чего нужны окончания? ( Для связи слов в предложении )
6. Игра «Четвёртое лишнее» (Слайд 8)
Кость, коснуться, костный, косточка.
Подорожник, подорожать, бездорожье, дороженька.
Носить, носовой, носик, нос.
Учитель: Спишите группы родственных слов, разберите их по составу. Вспомните последовательность разбора! (Проверка с помощью документ-камеры)
-- Если возникают вопросы при разборе слов по составу, что делать?( Спросить у взрослых, посмотреть в словаре словообразования)
7. Работа с нетбуками (Диск «Русский язык» 3 класс ,№6 Состав слова,задание №3)
- Поднимите руки , кто не сделал ни одной ошибки.
8 .Физкультминутка для глаз .
- Ребята, но сколько бы мы не учились, нельзя забывать о своём здоровье! Давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.
9.Посели слово в свой домик (Слайд 9)
Учитель: Перед вами схемы разбора, распределите слова по столбикам в соответствии с составом:
Цветок, обгон,подснежники , лесок, поезд, подарки.
- Разберите слова по составу.
- Зачем нужны знания о составе слова?
Дайте Совет Вове. (Выучи состав слова)
10 .Самостоятельная работа.-Вспомните ещё раз, с помощью каких частей слова образуются новые слова? (приставка, суффикс)-Выполним упражнение N 6 с.165 .Запишите номер в тетради. Прочитайте задание
( разбор задания).- А теперь выполните это упражнение и запишите его в тетрадь.-Итак, для чего нужны приставки и суффиксы? (Для образования новых слов.)11. Блиц – опрос
*Что называется корнем слова?
*Что такое приставка?
*Что такое суффикс?
* Что такое окончание?
*Что значит разобрать слово по составу?
12.Выборочное списывание ( у детей на столе лежат тексты)
Ваша задача – выписать однокоренные слова, пользуясь алгоритмом, разобрать слова по составу.
У меня остановились часы. Ещё час назад они ходили. А сейчас часовая стрелка встала неподвижно. Нужно мои часы отнести в ремонт, чтобы мастер – часовщик их починил.
Вывод: Какие знания вам пригодились, чтобы разобрать по составу слова? (знание алгоритма)
13.Работа в группах « Чудо-дерево»
Как-то много лет назадПосадили странный сад.Не был сад фруктовым,Был он только словом.Это слово, слово – корень.Разрастаться стало вскоре, И плоды нам принесло – Стало много новых слов.
- Сейчас я вам предлагаю вырастить «Чудо дерево». Из разрезных карточек составить по группам как можно больше слов, а слова – плоды повесить на чудо – дерево.. (Проверка выполнения - устно зачитывает слова каждая команда)
Вывод: Однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Мы применили 2 способа словообразования.
14.«Соберите слово». (Работа в парах)
Из первого слова возьмите приставку, из второго – корень, из третьего – суффикс, из четвертого окончание.Разберите слова по составу:
заход, морозный, плитка, сапоги - заморозки____
пошел, дело, кроватка, дома - ___________________________________
подберезовик, вода, дворник, книги - ___________________________________
приехал, городок, мирная, белый - _______________________________________
правнук, бабуля, избушка , ежиха - _______________________________________
поезд ,садик ,пушинка ,ели -____________________________________________
Проверка на ИД с помощью ДК.
У кого работа вызвала затруднения?
Какое слово оказалось трудным?
Что главное в разборе слова по составу? (умение выделять корень)
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
·V. Итог урока.
Шарада.
Корень мой находится в цене.
В очерке найди приставку мне.
Суффикс мой в тетрадке вы встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(оценка)
Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Тест «Оцени работу»
1) Часть слова без окончания называется
Е - корень
У - основа
2) Чтобы найти корень надо
Л - изменить форму слова
М - подобрать однокоренные слова
3) Окончание – это
Н - изменяемая часть слова
П - неизменяемая часть слова
4) Суффикс служит
И - для образования новых слов
Ы - для образования формы слова
5) Приставка стоит
Х - после корня
К - перед корнем
6) Приставка, корень, суффикс
И - образуют основу слова
Я - не образуют основу слова
Самопроверка. У кого получилось слово? Какое?
Если у вас получилось слово УМНИКИ , значит тест выполнили верно.
Учитель называет оценки.
Домашнее задание : Упр. 5, с. 163.
2. Рефлексивно – оценочный этап.
- А теперь подведем итог нашего урока.
- Что открыли нового на уроке?(алгоритм разбора слова по составу)
- Над чем мы сегодня работали? (Работали над составом слова, учились разбирать слова по составу; кто с опорой, а кто и без).
Из каких частей состоит основа слова? (корень, приставка, суффикс)
Какая часть обязательно входит в основу слова? (корень)
При помощи каких частей образуются родственные слова? ( приставки, суффикса)
Что значит разобрать слово по составу? ( выделить окончание, основу, корень, приставку, суффикс)
- А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?
- Ребята, как вы думаете, а для чего мы изучаем эту тему и где нам могут пригодиться полученные знания?
(Правильно и грамотно писать, т. к. орфограмма может встретиться в любой части слова и надо уметь правильно определять место орфограммы в слове, расширять свой словарный запас)
- Какое задание больше всего понравилось на уроке?
- С каким настроением уходим с урока?
- Что помогло достижению успеха? (Вера в свои силы, внимание, знание предыдущего материала, взаимопомощь).
Ну, ребята, вам спасибо,
Что Володе помогли,
Дали нужные советы,
От беды уберегли.
А в награду за урок
Вам даю я свой мешок.
В нём подарки все смешались,
Ты попробуй разбери,
Все подарки в нём найдите
И себе их заберите.
Если будете внимательны,
Разберётесь обязательно!
3. Задание на концентрацию внимания (наложенные фигуры).
- Это вы сделаете после урока, а сейчас..
-Дайте самый главный совет мальчику!
4. Рефлексия
- Возьмите красный сигнальный цвет карточки, если вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы научились правильно разбирать слова по составу и можете помочь другим.
- Возьмите жёлтый сигнальный цвет, если вы считаете, что научились разбирать слова по составу , но вам ещё нужна помощь.
- Возьмите зелёный сигнальный цвет, если вы считаете , что было трудно на уроке.
- С каким настроением заканчиваете урок? ( нарисуйте на кружочке)
Молодцы! Спасибо за урок!
V. Домашнее задание.
Упр. 5, с. 163.
Деятельность учеников:
– Выделять в слове все части, действовать по алгоритму.
13 PAGE 14115
Рисунок 1Рисунок 8Заголовок 315