РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ИНФОРМАТИКА И ИКТ (индекс ОПД.02) для специальностей общеобразовательного цикла, естественно-научный профиль
Федеральное агентство по рыболовству
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования
«Владивостокский морской рыбопромышленный колледж»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника колледжа по учебно-воспитательной работе
__________О.П. Чигорь
«___»_________2011 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
(индекс ОПД.02)
для специальностей общеобразовательного цикла,
естественно-научный профиль
Владивосток
2011
ОДОБРЕНА
Цикловой комиссией
Естественно-научных, математических дисциплин и информационных технологий
Председатель
____________ Л.В. Машовец
Протокол № от 2011 г.
Составлена в соответствии с Примерной программой учебной дисциплины «Информатика и ИКТ», утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования
Минобрнауки России 16.04.2008 г. плана учебного процесса ВМРК
Автор: преподаватель Владивостокского морского
рыбопромышленного колледжа ____________ Т.В. Кондратьева
Рецензенты: преподаватель Владивостокского политехнического колледжа
____________
преподаватель Владивостокского морского рыбопромышленного
колледжа ____________ С.И. Сухомлинова
АННОТАЦИЯ
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 151022 Монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок (по отраслям); 180403 Судовождение; 180405 Эксплуатация судовых энергетических установок; 180407 Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики; 230401 Информационные системы; 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта; 230111 Компьютерные сети в соответствии с государственным образовательным стандартом (ФГОС СПО) при реализации основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования и является единой для всех форм обучения.
Обязательная учебная нагрузка: 78 часа.
Основные разделы:
Информационная деятельность человека
Информация и информационные процессы
Средства информационных и коммуникационных технологий
Технологии создания и преобразования информационных объектов
Телекоммуникационные технологии
Освоение учебной дисциплины предполагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, в процессе которых студент должен закрепить и углубить теоретические знания, приобрести необходимые умения.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать/понимать: различные подходы к определению понятия «информация»; методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации; назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей); назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы; использование алгоритма как способа автоматизации деятельности; назначение и функции операционных систем;
уметь: оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники; распознавать информационные процессы в различных системах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей; иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые; просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных; осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.; представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.); соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективной организации индивидуального информационного пространства; автоматизации коммуникационной деятельности; эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Виды учебной работы: лекции, лабораторные работы, практические занятия
Изучение дисциплины зачетом.
СОДЕРЖАНИЕ
1
2
3
4
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины . . .
Структура и содержание учебной дисциплины . . . . . . .
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.1.1 Тематический план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Содержание учебной дисциплины . . . . . . . . . . . . . .
Условия реализации учебной дисциплины . . . . . . . . . . .
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . 5
. . 7
. . 7
. . 7
. . 9
. . 14
. . 16
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информатика и ИКТ
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» предназначена для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: математический и общий естественнонаучный цикл.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать
различные подходы к определению понятия «информация»;
методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);
назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;
назначение и функции операционных систем;
уметь
оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
распознавать информационные процессы в различных системах;
использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 час, в том числе
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часа;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
Лабораторные работы
-
Практические занятия
46
Контрольные работы
2
Курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
В том числе:
Самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
-
Виды самостоятельной работы при их наличии (расчетно-графические работы, внеаудиторная самостоятельная работа и т.п.)
39
Итоговая аттестация в форме зачета
2.1.1 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем
Количество аудиторных часов при очной форме обучения
Всего
В том числе практических занятий
1
2
3
1 семестр
32
12
Введение. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.
1
-
Раздел 1 Информационная деятельность человека
3
-
Тема 1.1 Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
1
-
Тема 1.2 История развития ЭВМ.
2
-
Раздел 2 Информация и информационные процессы
16
8
Тема 2.1 Техника безопасности в компьютерном зале. Информатика и ее основные понятия.
2
-
Тема 2.2 Системы кодирования числовой информации. История чисел. Системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.
6
4
Тема 2.3 Перевод чисел из двоичной (восьмеричной, шестнадцатеричной) системы счисления в десятичную систему счисления.
4
2
Тема 2.4 Алгебра логики. Общие сведения. Основные операции и схемы алгебры логики.
4
2
Раздел 3 Средства информационных и коммуникационных технологий
12
4
Тема 3.1 Устройство персонального компьютера.
2
Тема 3.2 Сущность и структура современных технологий. Программное обеспечение ПК. Файловая система ПК
4
2
Тема 3.3 Операционная система ОС Windows.
4
2
Контрольная работа по разделу 3
2
2 семестр
46
34
Раздел 4 Технологии создания и преобразования информационных объектов
38
28
Тема 4.1 Графический редактор Paint. Общие сведения
4
2
Тема 4.2 Текстовый редактор MS Word. Общие сведения.
6
4
Тема 4.3 Электронные таблицы Ms Exel. Общие сведения
6
4
Тема 4.4 Презентационная программа MS Power Point. Общие сведения
8
6
Тема 4.5 Знакомство с системой управления базами данных (СУБД) MS Access. Объекты MS Access.
14
12
Раздел 5 Телекоммуникационные технологии
8
6
Тема 5.1 Локальные и глобальные сети Internet. Поиск информации в сети.
8
6
ИТОГ
78
39
2.2 Содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося, курсовая работа (проект)
Объем часов (аудиторных)
Уровень освоения
1
2
3
4
Введение
Содержание учебного материала:
1
1
Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Значение и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ», связь ее с другими дисциплинами.
1
1
Раздел 1 Информационная деятельность человека
7
Тема 1.1 Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
Содержание учебного материала:
1
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.
1
1
Самостоятельная работа № 1 подготовить сообщение по теме: "Лицензионные и свободно распространяемые программные продукты".
2
Тема 1.2 История развития ЭВМ.
Содержание учебного материала:
1
Понятия: Саламийская доска, машина Паскалина, аналитическая машина; отличия поколений компьютеров, ученые, IBM PC – совместимые компьютеры, интегральные схемы.
2
2
Самостоятельная работа №2 подготовить сообщение по теме: "История развития персонального компьютера"
2
Раздел 2 Информация и информационные процессы
26
Тема 2.1 Техника безопасности в компьютерном зале. Информатика и ее основные понятия.
Содержание учебного материала:
1
Понятие информация, форм информации; измерение информации, свойства информации, кодирование и декодирование информации, информационное общество, информационные процессы.
2
1
Самостоятельная работа №3 подготовить сообщение по теме: "Виды и свойства информационных моделей реальных объектов и процессов, методы и средства компьютерной реализации информационных моделей"
2
Тема 2.2 Системы кодирования числовой информации. История чисел. Системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.
Содержание учебного материала:
1
Системы кодирования числовой информации. История чисел. Системы счисления. система счисления; позиционная система счисления; двоичная система счисления; перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.
2
2
Практическое занятие № 1 «Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления»
2
Практическое занятие № 2 «Перевод чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления»
2
Самостоятельная работа № 4 подготовить доклад по теме: "История развития обозначения чисел"
2
Самостоятельная работа № 5 подготовить реферат по теме: "Способы представления чисел в компьютере»
2
Тема 2.3 Перевод чисел из двоичной (восьмеричной, шестнадцатеричной) системы счисления в десятичную систему счисления.
Содержание учебного материала:
1
Переводы чисел из двоичной (восьмеричной, шестнадцатеричной) системы счисления в десятичную систему счисления.
2
2
Практическое занятие № 3 «Арифметические действия в позиционных системах счисления»
2
Самостоятельная работа №6 подготовить сообщение по теме: "Поисковые системы. Поиска информации на государственных образовательных порталах"
2
Тема 2.4 Алгебра логики. Общие сведения. Основные операции и схемы алгебры логики.
Содержание учебного материала:
1
Алгебра логики. Основные операции и схемы алгебры логики. Дизъюнкция. Конъюнкция. Эквиваленция. Импликация. Таблица истинности.
2
Практическое занятие №4 «Основные операции алгебры логики. Составление таблиц истинности»
2
Самостоятельная работа №7 подготовить реферат по теме: "Основные законы алгебры логики"
2
Раздел 3 Средства информационных и коммуникационных технологий
16
Тема 3.1 Устройство персонального компьютера.
Содержание учебного материала:
1
Понятие составных частей компьютера: системный блок, клавиатура, монитор, материнская плата, блок питания, жесткий диск, центральный процессор, видеокарта, звуковая карта, блок пита