Педагогический проект по освоению и внедрению СОТ при проведении внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению в рамках реализации ФГОС НОО.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
с углубленным изучением отдельных предметов г.о. Самара
Педагогический проект по освоению и внедрению СОТ при проведении внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению в рамках реализации ФГОС НОО.
Тема проекта.
Использование технологий развивающего обучения в ходе проведения занятий секции «Наш путь к здоровью» в начальной школе в рамках требований ФГОС НОО.
Автор проекта:
Туманянц Зитта Николаевна, учитель физкультуры
МБОУ СОШ № 6,г.о.Самара
Анализ ситуации, обоснование проекта.
1. По данным Минобрнауки, более 50% школьников имеют проблемы со здоровьем, а к моменту окончания школы полностью здоровыми остаются лишь 10% выпускников.
2. Главная причина снижения здоровья школьников - дефицит движения (гиподинамия). Дефицит двигательной активности у школьников в младших классах – 35-40%, а среди старшеклассников - 75-85. Этим обусловлено наличие в учебном плане спортивно-оздоровительного направления в рамках внеурочной деятельности.
С введением третьего урока физкультуры в неделю, а также спортивно-оздоровительной внеурочной деятельности перед учителем физкультуры возникает ряд вопросов:
- как сделать так, чтобы этот урок и оздоровительная секция «Наш путь к здоровью» не стали дополнительной, чрезмерной нагрузкой на учеников начальных классов;
- чем занятия оздоровительной секции должны отличаться от уроков физкультуры, которые предусмотрены учебной программой;
- какие современные образовательные технологии необходимы для оздоровительной секции.
1.2. Общая цель и задачи проекта.
Цель данного проекта - освоение технологий развивающего обучения, новых педагогических средств и форм проведения оздоровительной секции «Наш путь к здоровью» в рамках требований ФГОС НОО.
Задачи:
1. Отобрать и освоить образовательные технологии, и методики работы, которые формируют потребность и способность младших школьников к самосовершенствованию, здоровому образу жизни;
2. Выявить и использовать формы и способы двигательной деятельности, которые направлены на физическое, умственное и эмоциональное развитие
младших школьников;
3. Апробировать приёмы работы в разновозрастных группах (обучающиеся и их родители);
4. Проводить занятия оздоровительной секции интересно, увлекательно, и, главное, познавательно.
1.3.План реализации проекта
Год Этапы Методические продукты по итогам реализации проекта
Август
2013 Теоретический
Постановка проблемы. Сбор информации и погружение в проблему 1.Изучение нормативных документов: 1)Фундаментальное ядро содержания общего образования.
2) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3) Закон РФ «О физической культуре и спорте в РФ»
2. Подбор и анализ научно-методической литературы.
3)Концептуальные характеристики спортивно-оздоровительной секции в рамках требований ФГОС НОО.
Сентябрь
2013-
Май 2016 года Основной Составление программы, разработка и проведение практических занятий
Июнь 2016 года Рефлексивный Подведение итогов и научное осмысление результатов внедрения педагогического проекта
2. Ожидаемые практические результаты реализации проекта
Практические результаты спортивно-оздоровительной секции в начальной школе можно объединить в две группы, первая группа – задачи учителя, а вторая – цели и задачи обучающихся и членов их семьи:
1. Использование современных технологий обучения, при которых создаются условия для развития индивидуальных способностей ребенка, самопознания и самосовершенствования средствами физической культуры.
2. Освоение школьниками и их родителями приёмов и способов самостоятельного поиска необходимой информации, освоения новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений с целью решения проблемных ситуаций в плане укрепления здоровья с помощью усиления двигательной деятельности.
В этой связи работа направлена на достижение следующих планируемых результатов.
Обучающиеся научатся:
1. Сознательно относиться к своему здоровью.
2. Определять с помощью учителя уровень своих физических возможностей (уровень двигательной подготовленности, реакция организма на физическую нагрузку).
3. Соблюдать правила поведения при проведении парных и групповых упражнений, а также при проведении коллективных игр (принципы межличностного общения, навыки управления вниманием).
4. Проводить восстановительные процедуры (для нормализации дыхания)
5. Проводить различные оздоровительные упражнения – для зрения, осанки, стопы, дыхания.
Обучающиеся получат возможность научиться:
1. Составлять индивидуальные комплексы утренней гигиенической гимнастики.
2. Планировать самостоятельные занятия физической культурой с учётом индивидуальных возможностей и времени года.
3. Готовить место проведения занятия: выбрать место занятия (дома, на спортивной площадке, на необорудованной площадке, в парке, в рекреационном помещении школы).
4. Отбирать необходимые физические упражнения (в соответствии с целью и задачами занятия или цикла) и частоту занятий в неделю.
5. Выполнять доступные (возрасту и подготовленности) физические упражнения (оздоровительные – для коррекции функционального состояния опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, профилактики простудных заболеваний, для развития двигательных качеств (силы, быстроты, координации, гибкости и выносливости) и коррекции индивидуальных особенностей фигуры (осанки); развивающие; рекреационные, для профилактики нарушений зрения). 6. Выполнять гигиенические мероприятия (утреннюю гигиеническую гимнастику, закаливающие процедуры, прогулки на свежем воздухе, физкультминутки, самомассаж, дыхательные упражнения.7. Работать в группах, распределяя права и обязанности.
Способы отслеживания результатов и предлагаемые формы их представления:
- мониторинговые исследования;
- педагогическая диагностика;
- тестовые задания.
Методы и критерии мониторинга качества реализации проекта
№ п/пПараметры оценки Критерии оценивания Формы и методы оценивания
1. Осознанное отношение к своему здоровью Желание и готовность заниматься физкультурой ежедневно Наблюдения.
Анкетирование детей и взрослых.
Тестовые задания.
2. Умение определять уровень своих физических возможностей (двигательную подготовленность, реакция на двигательную активность) Практические навыки определения реакции на собственную двигательную активность, знание способ её увеличения без угрозы для собственного здоровья. Дневник личных достижений.
Педагогическая диагностика.
3. Межличностное общение, управление вниманием при проведении коллективных игр Осознанное отношение к коллективным играм Наблюдения.
Опросы.
Рефлексивный анализ.
4. Умение использовать приёмы релаксации, снятия напряжения при длительном чтении, письме на уроке в школе и дома. Освоение понятия «релаксация», практические умения снятия напряжения во время уроков и при приготовлении домашних заданий Творческий конкурс на лучший комплекс упражнений для физпауз и физминуток с учётом характера учебной деятельности на разных уроках.
5. Умение составить для себя комплекс оздоровительной гимнастики для помещения и гимнастики во время прогулок на свежем воздухе с учётом времени года Умение различать спортивную и оздоровительную гимнастику. Семейно-школьный физкультурный праздник в традиционный день открытых дверей «Здоровье в порядке – спасибо зарядке»
4. Педагогические технологии, которые используются в ходе проведения занятий.
- Технологии личностно-ориентированного образования
- Технология поддержки ребенка
- Педагогика сотрудничества детей и взрослых.
- Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили - Игровые технологии.
5. Материально-техническая база реализации проекта.
Технические средства обучения:
Музыкальный центр.
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи.
Учебно-практическое оборудование:
Стенка гимнастическая (1 комплект для групповой работы на 1-2 человек).
Скамейка гимнастическая жесткая 2 м; (4 комплекта для групповой работы ).
Комплект навесного оборудования - мишени для метания (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
Мячи: мяч малый (теннисный), мяч малый (мягкий), мячи футбольные , массажные коврики(на каждого ученика).
Палка гимнастическая (на каждого ученика).
Скакалка детская (2 комплект для групповой работы) .Мат гимнастический (3 комплекта для групповой работы ).
Кегли (4 комплекта для групповой работы ).
Обруч пластиковые детские, железные .Флажки: разметочные с опорой, стартовые (демонстрационный экземпляр).
Лента финишная (демонстрационный экземпляр).
Рулетка измерительная .Сетка для переноса и хранения мячей (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
Аптечка (демонстрационный экземпляр).
Оборудование для проведения элементов спортивных игр:
Футбол ( 1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
Стол для игры в настольный теннис (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
Сетка и ракетки для игры в настольный теннис (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
Шахматы (с доской) (1 комплект для групповой работы на 5-6 человекСетка , ракетки, воланы для игры в бадминтон. (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек).
6.Баскетбол (1 комплект для групповой работы на 5-6 человек)
Лях, В.И. Программы общеобразовательных учреждений. 1-1 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В. И. Лях, А. А. Зданевич.- М.: Просвещение, 2011.
Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В М. : ООО «Фирма "Издательство ACT"», 1998.
Лях, В.И. Мой друг - физкультура: учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы/ В. И. Лях. - М.: Просвещение, 2006.
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. перераб. - М. : Просвещение, 2011. - 231 с. - (Стандарты второго поколения).
Кофман, Л. Б. настольная книга учителя физической культуры / Л. Б. Кофман. - культура и спорт, 1998.
Ковалько, В.И. Поурочные разработки по физкультуре. 1-4 классы / В. И. Ковалько . –М.: Вако. 2006.
Попов Г.П. «Дружить со спортом и игрой» ; изд., - Учитель 2008 г.
Интернет-ресурсы:Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа : http.-//festival.1 september.ru/articles/576894
Учительский портал. - Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/102-l-0-13511
К уроку.гu. - Режим доступа : http://www.k-yroky.ru/load/71-l-0-6958
Сеть творческих учителей. - Режим доступа : http://www.it-n.ru/cornrnunities.aspxPedsovet.Su. - Режим доступа : http://pedsovet.suРгошколу.Ru. - Режим доступа : http://www.proshkolu.ruПедсовет.org. - Режим доступа : http://pedsovet.org