Аналитический отчет педагога-психолога 1 полугодие 2015-2016 учебного года
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАЛЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Аналитический отчёт
о работе педагога – психолога
МКОУ Палецкой средней общеобразовательной школы
Сибагатовой Светланы Владимировны
за 1 полугодие 2015-2016 учебного года
с. Палецкое – 2015 г.
Цели и задачи психолого-педагогической службы в МКОУ Палецкой СОШ, в связи с основными запросами администрации школы на виды работ психолога.
Цель: психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательного процесса.
Задачи:
1) Содействовать психическому, личностному и индивидуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
2) Оказание коррекционно – развивающей помощи обучающимся, нуждающимся в коррекции и развитии познавательных способностей, имеющих проблемы в установлении контактов с окружающими, повышенный уровень тревожности;
3) Осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающихся «группы риска» и в период подготовки и сдачи единого государственного экзамена;
4) Оказание помощи в личностном развитии перспективным, способным, одаренным обучающимся в условиях общеобразовательного учреждения;
5) Вести работу по пропаганде психолого-педагогических знаний среди учителей, родителей, посредством лекций, бесед, выступлений, тренингов, психологического консультирования;
6) Проведение экспертной оценки деятельности и взаимодействия субъектов образовательного процесса.
Виды работ::1. Диагностическая
2. Консультативно-просветительская
3. Коррекционно-развивающая
4. Организационно-методическая
5. Экспертная
Психологическая диагностика (индивидуальная и групповая)
Задача: определение индивидуальных особенностей и способностей личности: потенциальные возможности, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации.
В начале полугодия мною посещались уроки с целью наблюдения за обучающимися и учителями в процессе учебной деятельности, изучались личные дела вновь прибывших обучающихся, проводились беседы с педагогами.
По итогам моих наблюдений, бесед с педагогами, по просьбе педагогов и родителей проводилось индивидуальное и групповое психодиагностическое обследования обучающихся школы, у которых на протяжении 2015 -2016 учебного года возникали трудности в обучении, в поведении.
Всего в течение полугодия было обследовано 52 человек. Из них обучающиеся – 48 человек,0 человек – родители, педагоги 4 человека.
Таблица № 1
Картотека применяемых методик для психологической диагностики обучающихся в 1 полугодии 2015 – 2016 уч. года
Класс Кол-во учащихся Методики
1 12 Наблюдение; Методика « Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»; Методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера), Методика «Избирательность внимания», Методика «Корректурная проба», кубики Кооса, методики из диагностического альбома Н.Я. Семаго, М.М. Семаго: «Найди 6 отличий», «Четвертый лишний», «Установление парных аналогий», «Сериация», психологический мониторинг УУД (скрининговая диагностика. Экспресс-уровень)
2 7 Наблюдение, беседа, «Исключение понятий», кубики Кооса, «Корректурная проба» (буквенный вариант), «Запомни пару», Диагностика развития мышления, методики из диагностического альбома Н.Я. Семаго, М.М. Семаго: «Найди 6 отличий», «Четвертый лишний», «Установление парных аналогий», «Сериация», психологический мониторинг УУД (скрининговая диагностика. Экспресс-уровень) Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы. (методика Н. Лускановой), методика изучения мотивационной сферы учащихся М.В. Матюхиной
3 8 Наблюдение, психологический мониторинг УУД (скрининговая диагностика. Экспресс-уровень), Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы. (методика Н.Лускановой),
методика изучения мотивационной сферы учащихся М.В. Матюхиной
4 9+2 Наблюдение, беседы, кубики Кооса, анкета «Твое отношение к школе и к классу», Опросник мотивации, психологический мониторинг УУД (скрининговая диагностика. Экспресс-уровень), Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы. (методика Н.Лускановой), методика изучения мотивационной сферы учащихся М.В. Матюхиной
5 10 наблюдение, Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы. (методика Н.Лускановой), методика изучения мотивационной сферы учащихся М.В. Матюхиной «Тест школьной тревожности Филлипса»
Всего 48 индивидуально 15 Беседы, « Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний»; Методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера), Методика «Избирательность внимания», Методика «Корректурная проба», кубики Кооса, методики из диагностического альбома Н.Я. Семаго, М.М. Семаго: «Найди 6 отличий», «Четвертый лишний», «Установление парных аналогий», «Сериация», «Запомни пару», Диагностика развития мышления,
В 1 четверти 2015-2016 учебного года мною проводилось групповое тестирование педагога и обучающихся 1 класса, с целью выявления особенностей адаптации первоклассников к обучению в школе. Также посещались уроки в 1 классе.
В результате проведения анкетирования Методика «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера), были получены следующие результаты: отрицательное отношение к школе - 6 человек – 50 % обучающихся класса. Эти дети психологически не готовы к школьному обучению.
А у 4 детей (33 %) – предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома, преобладает социальный способ оценки своих знаний – отметки-дошкольным способам пощрения. Это может быть связано с тем, что дети до школы не посещали детский сад, не понимают как вести себя в школе, что от них требует учитель. По результатам диагностики даны рекомендации.
Еще у двоих детей (16,7 %) – есть особый интерес к новому, собственно к школьному содержанию занятий, что проявляется в предпочтении уроков «школьного» типа урокам «дошкольного» типа.
Также в 1 четверти 2015-2016 учебного года мною проводилось групповое тестирование обучающихся 5 класса с целью выявления уровня тревожности. Всего было протестировано 9 человек из 10.
Анализ полученных данных по методике «Тест школьной тревожности Филлипса» показал, что 3 человека имеют низкий уровень тревожности; Средний уровень- 3 человека; Высокий уровень- 3 человека.
В ноябре 2015 года совместно с учителем-дефектологом проводился внутренний мониторинг школьной мотивации обучающихся 2-5 классов по двум методикам Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы. (методика Н. Лускановой), методика изучения мотивационной сферы учащихся М.В. Матюхиной. Всего проанкетировано 34 человека.
- Высокий уровень школьной мотивации – 2 обучающихся, 6 % опрошенных. У этих детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявленные школой требования. Эти дети четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
- Хорошая школьная мотивация – 8 человек, 23,5 % опрошенных. Эти дети успешно справляются с учебной деятельностью. Подобный уровень мотивации является нормой.
- Положительное отношение к школе у 11 человек, 32 % опрошенных. Дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, но зачастую ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, учителем. Им нравиться чувствовать себя учеником, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
-Низкая школьная мотивация – 9 человек, 26,5 % опрошенных. Такие дети школу посещают неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроке часто занимаются посторонними делами, играми. У таких детей затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии нестойкой адаптации к школе.
- негативное отношение к школе, школьная дезадаптация – 4 человека, 12 % опрошенных. У детей с таких уровнем учебной мотивации школа нередко воспринимается как враждебная среда, нахождение в которой невозможно терпеть. Дети могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, придерживаться норм и правил. Часто у таких учеников имеются нервно – психические нарушения.
На основании данных проведенной диагностики можно сделать вывод, что в среднем учащиеся 2-5 классов имеют хорошую школьную мотивацию и положительное отношение к школе. Но учителям нужно обратить внимание на тех детей, у которых низкая школьная мотивация и негативное отношение к школе.
Также мною в течение всего полугодия посещались уроки в 1-11 классах. Всего – 11 уроков.
Индивидуальная психологическая диагностика детей с ОВЗ проводилась как вводная диагностика по коррекционно – развивающим программам. Результаты этой работы представлены в таблице № 2.
Таблица № 2
«Индивидуальная психологическая диагностика детей с ОВЗ»
(1-5 классы)
Диагностика Методика Результат
Диагностика развития внимания «Корректурная проба (буквенный вариант) Низкий уровень концентрации и переключаемости внимания – 6
Средний уровень концентрации и переключаемости внимания - 2 человека
Диагностика развития памяти «Оперативная память» Непосредственное запоминание нарушено – 8 человек
Диагностика развития мышления «Исключение слов»
Кубики Кооса (логика) Низкий уровень – 6 человек
Средний уровень – 2 человека
Низкий уровень – 1 человек
Средний уровень – 5 человек
Высокий уровень – 2 человека
Общая ориентация в окружающем мире и имеющегося запаса бытовых знаний Беседа «Общая ориентация в окружающем мире и имеющегося запаса бытовых знаний» Средний уровень – 3 человек
Низкий уровень – 2 человек
Фрагментарные знания – 3 человека
Определение уровня готовности к школьному обучению «Мотивационная готовность к школьному обучению» Положительное отношение к школе – 6 человек
Дезадаптация – 2 человека
По результатам этой диагностики проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.
Психологическая коррекция (индивидуальная и групповая)
Одним из главных направлений в своей деятельности считаю коррекционно – развивающую, так как именно эта работа помогает детям с особыми интеллек-туальными потребностями преодолевать недостатки психофизического развития посредством формирования новых способов познавательной деятельности, общения, поведения и эмоционального реагирования.
Заключается в активном воздействии на процесс формирования личности в детском возрасте и сохранении ее индивидуальности, осуществляемом на основе совместной деятельности педагога - психолога, учителя - дефектолога, социального педагога и других педагогов.
На протяжении всего полугодия проводились индивидуальные и групповые занятия.
Мною проводились групповые коррекционные занятия по развитию познавательной деятельности у обучающихся 2 класса – всего проведено 5 занятий во 2 классе.
И одно занятие было проведено с обучающимися 9 класса по профилактике суицидального поведения.
Всего проведено групповых занятий с обучающимися: 6.
Также проводились коррекционные занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, обучающихся 2-3 классов, обучающихся по программе специального (коррекционного) обучения VIII вида и по программе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития.
Кроме этого начата работа по индивидуальной программе развития познавательной сферы ребенка.
Всего проведено индивидуальных занятий с обучающимися: 150
Консультативная деятельность
Включает в себя оказание помощи обучающимся, их родителям, участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения.
Виды работ: индивидуальные, групповые консультации по инициативе самих участников образовательного процесса и по приглашению психолога.
В течение всего учебного года велась работа:
- С родителями: индивидуальное консультирование, семейное консультирование. Целью работы являлись коррекция взаимоотношений между детьми и родителями, проблемы эмоциональной сферы. Всего проведено 5 консультации.
- С педагогами школы. Целью работы было улучшение взаимодействия педагогов с учащимися. Всего проведено 8.
- С обучающимися: целью работы была успешная адаптация к школе. Всего проведено 2 консультативная беседа.
Психологическое просвещение и психологическая профилактика
Психологическое просвещение предполагает знакомство с основами межлич-ностного взаимодействия, процессами формирования личности.
Профилактика включает в себя предупреждение возникновения явлений дез-адаптации обучающихся, в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта, разработку конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Виды работ: родительские собрания, лекции, консультации, беседы с участниками учебного процесса.
Просвещение обучающихся: оформила стенд в кабинете педагога-психолога «Советы для обучающихся», а также провела занятие с элементами тренинга« Профилактика суицидального поведения» 28.10.15 в 9 классе. Классный час «Как преодолевать тревогу» в 6 классе 11.11.15.
А просвещение родителей: по запросу администрации школы 21.12.15 был проведен семинар «Чужой беды не бывает» для родителей обучающихся 9 класса. Также для родителей был оформлен стенд в кабинете – педагога психолога «Родителям на заметку», который периодически обновляется.
Для педагогов тоже оформлен стенд в учительской «Инклюзивное образование» и стенд в кабинете педагога-психолога «В помощь педагогу».
Организационно-методическая деятельность
Состоит в разработке методов диагностики и психопрофилактики, в работе по созданию новых и адаптации старых методов обучения и воспитания, в участии в организации предметно-развивающей среды.
Повышение квалификации и обмен опытом представлен в таблице № 6:
Дата проведения Форма мероприятия Тема Место проведения
28.09.15 Заседание проблемной группы «Инклюзивное образование» Плана работы проблемной группы педагогов «Инклюзивное образование в условиях общеобразовательной школы»; Корректировка нормативно-правовой базы МКОУ Палецкой СОШ по инклюзивному образованию кабинет учителя-дефектолога
05.11-06.11.15 Международная научная школа «Мониторинг эффективности инклюзивной практики» г. Новосибирск, НГПУ, ИЕСЭН
09.11.15 Заседание проблемной группы «Инклюзивное образование» Разработка раздела «Коррекционная работа» в основной образовательной программе кабинет-педагога- психолога
20.11.15 Семинар-практикум г. Карасук, МБОУ № 5
24.11.15 Семинар
Открытый классный час с элементами тренинга «Формирование коммуникативных навыков у учащихся с ОВЗ на уроках и во внеурочной деятельности».
«Я и другие» МКОУ Колыбельская СОШ
Перспективы работы на 2 полугодие 2015 – 2016 учебный год:
Продолжать работу по всем направлениям:
По диагностическому направлению:
1. Продолжить создавать постоянную базу диагностических методик.
2.Использовать диагностическое направление как вспомогательное для дальнейшей большей эффективности в работе.
5. Проведение диагностики обучающихся в рамках работа ШПМПк. По консультированию:
Активизировать работу как с детьми и родителями, так и с учителями.
По коррекционно-развивающему направлению:
Продолжать оказывать помощь по выявленным проблемам и по запросу педагогов школы;
Продолжать работу по развитию и коррекции познавательной сферы обучающихся с ОВЗ;
Реализовать программу индивидуальных психологических занятий по развитию и коррекции и эмоционально- волевой сферы младших школьников.
По просветительскому и профилактическому направлениям:
Обеспечивать всех участников педагогического процесса психологическими знаниями, позволяющими повышать психологическую грамотность;
Уточнить тематику родительских собраний, классных часов, которые были бы интересны и актуальны как детям, так и родителям, и педагогам;
Продолжать работу совместно с другими специалистами школы по реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве»;
Продолжать повышать свою профессиональную компетентность через курсы повышения квалификации, мастер – классы, семинары, практикумы и обмен опытом.
А также принимать участие в профессиональных конкурсах.
Педагог – психолог: __________ Сибагатова С. В.