Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности педагога на уроках гуманитарного цикла

Н. В. Дырда,
МБОУ г.Иркутска СОШ № 9


Использование информационно-коммуникационных технологий в деятельности педагога на уроках гуманитарного цикла

Современные участники образовательного процесса не ограничены рамками своего образовательного учреждения. Интернет расширил круг профессионального общения коллег-учителей, а для большинства учеников-подростков стал просто «важной частью жизни».
Не секрет, что школьники большее количество свободного времени проводят в сети Интернет. Это сподвигнуло меня на обоснованность идеи продолжения образовательного процесса в пространстве сети Интернет посредством блога учителя: такая форма общения близка, понятна, а главное, интересна ученикам, поэтому может дать положительный результат при условии правильной её организации.
Блог создан и адресован ученикам, их родителям и всем, кому интересны проблемы современной школы и, в частности, проблемы преподавания словесности: русского языка и литературы.
Адрес блога [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Блог «Аз-Буки-Веди» - это информационный образовательный ресурс. Структура блога определена его целью.
На страницах блога размещены материалы к урокам русского языка и литературы, к ОГЭ и ЕГЭ, олимпиадам и конкурсам, занимательные лингвистические задания, викторины, головоломки, интересные статьи, тренажёры по различным разделам науки о языке, школьная фильмотека, онлайн экскурсии и выставки, виртуальный музей литературных героев, лингвистические словари, электронная библиотека и многие другие материалы, помогающие эффективнее организовать урочную и внеурочную деятельность учащихся, повысить интерес к урокам словесности, активизировать познавательную деятельность учащихся.
Новости и анонсы, информация о происходящих событиях и размышления на важные темы - всё это материал блога.
Важно отметить возможность обращения учеников в любое удобное для них время к материалам ресурса: при выполнении домашних заданий, в ходе подготовки к предметной олимпиаде, для организации индивидуальных дистанционных занятий. Так же возможно общение (в режиме on-line ( по Skype), через «Общение с учителем» на основе документов Гугл: здесь можно задать учителю вопрос, проконсультироваться, отправить контрольную работу или написать письмо. На странице блога сообщения отправителей не отображаются. Ещё одна форма общения с учителем – это форма связи Блогер: служба «Есть вопросы к учителю, спрашивайте!»: отправка сообщений через электронную почту.
Вместе с тем, блог является «живым» информационно-образовательным ресурсом, имеющим возможности для прямого общения. Например, объявление автора на странице о предстоящем событии, комментирование сообщения читателем (возможность выразить своё отношение к материалу, задать уточняющий вопрос, получить ответ). Без сомнения, в ходе деловой переписки повышается уровень культуры общения подростков: важно лаконично и грамотно сформулировать суть письменного обращения к учителю.
В блоге, как правило, публикуются аннотации и ссылки на цифровые образовательные ресурсы. Это: электронные приложения к урокам по темам программы (мультимедиа презентации); мастер-классы учителя; тренажёры с использованием макросов для закрепления знаний по изучаемым темам; компьютерные тесты, созданные по шаблону тестов и контрольно-обучающих ресурсов в редакторе презентаций MS для проверки уровня теоретических знаний. Многие разработки воспринимаются учащимися-подростками как вид компьютерной игры, при неоднократном использовании дают ощутимые положительные результаты. Блог, являясь проводником ЦОР, способствует успешному распространению среди учащихся компьютерных разработок без использования съёмных электронных носителей, помогает ориентироваться в цифровом пространстве.
В дополнение к традиционному способу предоставления информации, такому как текст, в блоге используются изображения, аудио, видео, флеш-открытки, фотографии, что делает блог красочным и не статичным.
Помимо использования читателями разработок, созданных учителем, в блоге помещены ссылки на другие образовательные сайты для быстрого поиска информации по темам программы. В списке этих активных ссылок – информация о дистанционных всероссийских конкурсах, проектах и олимпиадах по предмету.
Результаты конкурсов по русскому языку и литературе, в которых принимали участие учащиеся нашей школы, публикуются учителем в блоге как информационное сообщение с копией документа. Поэтому блог - это возможность продемонстрировать свои успехи и достижения ровесникам, родителям, повысить уровень самооценки. Наш блог – это ступенька по лестнице успеха.
По активным ссылкам блога можно познакомиться с тезисами лучших ученических проектов, победителей конкурсов разных уровней прошлых лет. Часть ученических проектов представлена в полном объёме: тезисы, дизайн-папка и сопроводительная презентация защиты проекта.
Следует отметить расширение круга возможностей учителя-блоггера как организатора проектной деятельности. Например, организация с учащимися Интернет-проектов, ссылки на которые также помещены в гаджетах блога.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что блог учителя является востребованным средством обучения в условиях реализации ФГОС, «живым» источником систематизированной информации по школьному предмету, «проводником инноваций и творчества», помощником в навигации по цифровому миру Интернет.
 Информационно-образовательный блог – это популяризация Интернет-технологий как средство решения образовательных задач в условиях реализации ФГОС.
Блог – это демонстрация достижений образовательного учреждения, обучающихся.
Блог содействует диалогу между школой и семьёй, родителями и детьми, учителями и учениками.
Для поддержки общения с учеником на страницах блога размещаются ссылки на сервисы, осуществляющие эту поддержку, используются возможности встроенных умных мини-приложений – гаджетов.
Всё содержание блога можно расположить на главной странице (удобно для читателей: всё новое -своевременно, не нужно переходить на разные страницы). Для быстрого поиска нужной информации, все пОсты имеют ярлыки, расположенные в алфавитном порядке.
В блоге использованы гаджеты (не просто для украшения, а для удобства работы)
заголовок страницы (показывает название и описание блога)
страницы (отображает список отдельных страниц блога)
профиль (краткая информация об авторе блога) и анкета
читатели блога
показ слайдов (успехи учеников, фотографии)
счетчик посетителей (отслеживает, сколько человек заходили в блог)
опрос (проводится на актуальную моменту тему )
архив блога (показывать ссылки на опубликованные сообщения)
полезные ссылки
ссылки на социальные сети
окно быстрого поиска
ярлыки (показывает все ярлыки сообщений в блоге), облако тегов.
Перевод блога на другие языки
Рассылка электронной почтой новой статьи ( по подписке)
«Blogger» даёт возможность наблюдать статистику блога: количество просмотров страниц и сообщений, источники трафика и аудиторию. Если мы проанализируем статистику просмотра страниц, то обнаружим, что блог посещается с целью получения конструктивной информации.
Образовательный блог «Аз-Буки-Веди» - информационное пространство, не ограниченное рамками своего образовательного учреждения, это информационное пространство, созданное на основе сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса.

ёђ Заголовок 1ёђ Заголовок 2ёђ Заголовок 3ёђ Заголовок 4ёђ Заголовок 5ёђ Заголовок 6ёђ Заголовок 7ёђ Заголовок 8ёђ Заголовок 915