Пояснительная записка по окружающему миру для 2-го класса (Школа России) 
Рабочая программа по окружающему миру
Пояснительная записка
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
– духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Окружающий мир» во 2 классе отводится 2 ч в неделю, 68 ч (34 учебные недели).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
  Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
  Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
  Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям1.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
  более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка2;
  представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе); 
  представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов  России, выступающей в форме национального  языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев; 
  овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей; 
  понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
  познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
  представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
  эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран; 
  этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях  людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
  способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
  установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
  бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовых ценностей.
Метапредметные результатыРегулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
  понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
  сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
  выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
  планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
  планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
  фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
  оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
  соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
  контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
  понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации; 
  находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
  использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
  понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
  анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
  классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
  сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
  осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
  устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
  строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
  проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
  моделировать объекты,  явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
  включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
  формулировать ответы на вопросы;
  слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
  договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
  высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
  поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
  признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
  употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
  понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
  строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);  
  готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
  составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
  находить на карте Российскую Федерацию, Москву  столицу России;
  называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
  различать государственные символы России  флаг, герб, гимн;
  приводить примеры народов России;
  сравнивать город и село, городской и сельский дома;
  различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
  оценивать отношение людей к окружающему миру;
  различать объекты и явления неживой и живой природы;
  находить связи в природе, между природой  и человеком;
  проводить наблюдения и ставить опыты;
  измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
  определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
  сравнивать объекты природы, делить их на группы;
  ухаживать за комнатными растениями  и животными живого уголка;
  находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
  соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
  различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
  прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
  узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
  различать виды транспорта;
  приводить примеры учреждений  культуры и образования;
  определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
  различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
  правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
  соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
  различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
  соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
  правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
  оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
  приводить примеры семейных традиций;
  соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и  других общественных местах;
  различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
  ориентироваться на местности разными  способами;
  различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
  различать водоёмы, узнавать их по описанию;
  читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
  находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
  различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Содержание учебного предмета
Человек и природа.
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, ветер, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Географическая карта и план. Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте. Ориентирование на местности. Компас.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. 
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края.
Водоёмы (водные богатства), их разнообразие (океан, река, море, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы (водные богатства) родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека. 
Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники и травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей. Растения родного края.
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, деревья). Бережное отношение человека к растениям.
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края. 
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных, занесённых в Красную книгу.
Общее представление о строении тела человека. Характеристика от-дельных внутренних органов человека. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека. Номера телефонов для вызова экстренной помощи. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.
Человек и общество.
Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели.
Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом.
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент РФ – глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.
Россия на карте; государственная граница России.
Москва – столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору).
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; учреждения культуры, спорта и образования, музеи, театры. Особенности труда людей родного края, их профессии. Важные сведения из истории родного края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности.
ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТОЯЩЕЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ В ПРАКТИКЕ КОНКРЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ3
Настоящая рабочая программа учитывает следующие особенности класса: в классе любят проводить исследования различных видов, изучают дополнительные предметы – физику и химию, что помогает углубить и расширить знания по данному предмету. Учащиеся класса активно работают в группах над проектами, используя справочную литературу, умело ведут дискуссии на уроках, могут контролировать и оценивать свою работу.
Учебно-методическое обеспечение
1. Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
2. Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М. : Просвещение, 2013.
3. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс. Методические рекомендации : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. Е. Соловьева. – М. : Просвещение, 2012.
4. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
5. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Проверим себя : тетрадь для учащихся 2 класса нач. шк. / А. А. Плешаков. – М. : ВИТА–ПРЕСС, 2013.
6. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
7. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2013.
8. Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2013.
15