Дополнительная общеобразовательная программа – общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный журналист» для учащихся 12 – 15 лет

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18»
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
классных руководителей и воспитателей
Протокол № 1
от 26.08.2014 г.
Руководитель МО
___ З.П. Илюхина

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____Н.К. Смирнова
27.08.2014г.

ПРИНЯТО
на заседании Педагогического совета
МБОУ «СОШ № 18»
(протокол
от 28.08.2014г. № 1)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора
МБОУ «СОШ № 18»
от 28.08.2014 г. № 307.
Директор МБОУ
«СОШ № 18»
______М.Г. Сафарова












города Череповца Вологодской области


Дополнительная общеобразовательная программа – общеразвивающая программа социально-педагогической направленности
«Юный журналист»

для учащихся 12 – 15 лет


Составитель:
Рыбина Екатерина
Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
высшая кв. категория
1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная программа – общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Юный журналист» для 5-9 классов (далее Программа) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №18» (далее Учреждение) составлена на основании следующих документов:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273- ФЗ);
- Методических рекомендаций по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16);
- Письма Министерства образования РФ от 2 апреля 2002 г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении»;

- Распоряжения Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года №1507-р «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011 – 2015 годы»;
- Методических рекомендаций о расширении деятельности детских и молодёжных объединений в образовательных учреждениях (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. №101/28-16;

- Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18»;
- Основной общеобразовательной программы общего образования Учреждения;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189);
- Годового учебного календарного графика Учреждения на 2014-2015 учебный год.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы дополнительного образования «Журналистика в школе» Н.А.Спириной (Журналистика в школе. 8-11 классы: программа, материалы к занятиям/ авт.-сост. Н.А.Спирина. – Волгоград: Учитель, 2013).

Дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист» является программой социально-педагогической направленности. Организация обучения по программе в рамках данной направленности способствует разносторонней реализации личности учащихся в различных речевых ситуациях, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме, что является особенно востребованным в подростковом возрасте. Особенностью методики проведения занятий является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
Актуальность программы дополнительного образования «Юный журналист» связана с решением такого блока задач общеобразовательного учреждения, как социально-творческое развитие личности, профессиональная ориентация, социализация и личностное становление детей и подростков. Она особенно возрастает в условиях современной разобщенности юных и взрослых членов общества.
Пресса, выпускаемая ребятами, дает им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении. Включает их в систему новых отношений, помогающую вывить свои способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий.
Программа дополнительного образования «Юный журналист» ориентирована на то, чтобы обучающиеся попробовали себя в роли журналистов. Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, который учитывает личностные особенности учащихся и учит их свободно и творчески мыслить. Они направлены на развитие и становление личности обучающегося, его самореализацию и свободное самовыражение, раскрытие литературного таланта, способствуют экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и четко, реализации потребности в коллективном творчестве. Эти занятия воспитывают чувство ответственности, укрепляют связь с ближайшим социальным окружением.

Цели программы:
- создание условий для оптимальной социальной и творческой самореализации личности, интеллектуального совершенствования;
- формирование медиакультуры в профильной ориентации обучающихся и стимулирование их активность в поисках профессии;
- изучение основ журналистского мастерства.

Задачи программы:

Предоставить возможность учащимся познакомиться со спецификой профессии корреспондента.
Отрабатывать умения создавать сочинения в направлениях таких, как: портретный очерк, газетная статья, репортаж, интервью.
Систематизировать знания о жанрах публицистического стиля.
Способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса и оформительских навыков.
Предоставить возможность учащимся увидеть особенности газетного листа, полосы, собственной газеты.
Предоставлять возможность индивидуального выбора, связанного с особенностью деятельности журналиста.
Развивать коммуникативные качества личности ребенка и его творческие способности.
Формировать практические навыки создания школьного печатного издания.
Прививать культуру общения с миром средств массовой информации.
Формировать навыки совместной деятельности и диалогового общения, современного мировоззрения, активной жизненной позиции

Описание места программы в учебном плане.
Программа рассчитана на 1 занятие в неделю. Общее количество 34 ч.


2. Ожидаемые результаты освоения программы

Планируемым результатом обучения по программе будет освоение учащимися указанными в данной программе как теоретических так и практических знаний, умений и навыков журналистской деятельности, а именно:
Предметные знания в следующих областях:
- журналистика как форма информационной деятельности;
- журналистика как профессия и ее возможное влияние на здоровье;
- информационный рынок;
- роль журналиста в становлении общественного мнения;
-приемы риторики;
- создание журналистского текста;
- основные газетные жанры;
- редактирование;
- редакционный коллектив;
- структура газетного номера;
- иллюстрация в газете;
- макетирование и верстка газеты.
Предметные умения и навыки:
- навыки анализа текста как конечного результата журналистской деятельности;
- создание текста в различных жанрах;
- поиск информации в различных источниках;
- первичные навыки макетирования газеты и создание номера;
- умение редактировать текст;
- умение работать в различных текстовых редакторах;
- приобретение навыков работы с научной и справочной литературой.
Интеллектуальные умения и навыки:
- умение излагать собственную мысль;
- аргументировать свою точку зрения;
- навыки ведения дискуссии;
- навыки грамотной устной и письменной речи.






















3. Календарно-тематическое планирование курса
(34 часа)

занятия
Тема занятия
Кол-во часов

Тема 1. Краткое введение в историю журналистики – 3 часа

1
Краткое введение в историю журналистики
Инструктаж по ОТ в кабинете.
1

2
Знакомство с детскими и подростковыми СМИ
1

3
Знакомство с законами о СМИ
1

Тема 2. Основы журналистики. Знакомство с древом жанров – 11 часов

4
Основы журналистики. Знакомство с древом жанров
1

5
Мастерская жанров. Информация
1

6
Заметка. Практикум
1

7
Отчет. Практикум
1

8
Репортаж. Практикум
1

9
Интервью. Практикум
1

10
Пресс-релиз. Опрос
1

11
Обозрение, комментарий
1

12
Рецензия, корреспонденция
1

13
Статья. Очерк. Зарисовка
1

14
Фельетон, памфлет, эссе
1

Тема 3. Социология как составная часть журналистских знаний – 1 час

15
Социология как составная часть журналистских знаний
1

Тема 4. Конкурс личных проектов обучающихся – 1 час

16
Конкурс личных проектов обучающихся
1

Тема 5. Художественно-техническое оформление издания – 2 часа

17
Художественно-техническое оформление издания
1

18
Структура издания
1

Тема 6. Делаем газету. Заголовки и иллюстрации – 1 час

19
Делаем газету. Заголовки и иллюстрации
1

Тема 7. Типы и виды школьных газет – 1 час

20
Особенности журналистского труда, редакция
1

Тема 8. Редактирование материалов разных форм и жанров – 2 часа

21
Редактирование материалов разных форм и жанров
1

22
Редакторская правка
1

Тема 9. Реклама в издательской деятельности -1 час

23
Реклама в издательской деятельности
1

Тема 10. Мастер-класс – 1 час

24
Мастер-класс
1

Тема 11. Работа над индивидуальными проектами – 10 часов

25
Работа над индивидуальными проектами
1

26
Работа над индивидуальными проектами
1

27
Работа над индивидуальными проектами
1

28
Работа над индивидуальными проектами
1

29
Работа над индивидуальными проектами
1

30
Работа над индивидуальными проектами
1

31
Работа над индивидуальными проектами
1

32
Работа над индивидуальными проектами
1

33
Работа над индивидуальными проектами
1

34
Зашита проектов. Подведение итогов.
1


ИТОГО
34


4. Содержание программы

Выбор содержания программы мотивирован тем, что она
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной и культуроведческой компетенции учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;
- сохраняет единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для самореализации.

Краткое введение в историю журналистики (3 часа)
Знакомство с журналистикой. Журналистика как профессия и общественная деятельность. Профессиональные качества журналиста. Основы профессиональной культуры, этики журналиста. Виды и типы СМИ. СМИ и экология, религия, этнография, социальные проблемы и т.д. Влияние профессии на здоровье.
Основы журналистики. Знакомство с древом жанров (11 часов)
Система жанров в литературе и журналистике. Газетно-журнальные жанры. Принципы деления на жанры. Информационные: новость, заметка, отчет, репортаж, интервью, опрос, пресс-релиз. Аналитические: комментарий, статья, корреспонденция, обозрение, рецензия. Художественно-публицистические: очерк, зарисовка, фельетон, эссе. Жанровое своеобразие журналистских материалов: экологические (обзор, мониторинг, информационная листовка), социальные и т.д. Публицистические жанры.
Социология как составная часть журналистских знаний (1 час)
Правила составления анкеты. Её виды. Правила проведения опроса. Методики опроса: мониторинг, документ. Рейтинг.
Конкурс личных проектов обучающихся (1 час)
Художественно-техническое оформление издания (2 часа)
Формат издания и количество колонок. Виды формата и постоянные элементы издания (полоса, колонтитул и др.). Колонтитул и его роль в издании. Композиция издания: вертикальная и горизонтальная. Шрифтовое оформление, типичные ошибки при использовании шрифтов. Дизайн издания как первооснова его макета. Художественное оформление. Типология издания: периодичность выпуска, тираж, объем, формат, адресность. Понятие «выходные данные».
Делаем газету. Заголовки и иллюстрации (1 час)
Знакомство с понятиями «макет» и «верстка». Приемы макетирования. Верстка статьи Форма текста, размер материала. Композиция полосы. Принципы зрительного предпочтения. Приемы выделения материала на полосе. Первая страница, её типы. Врезка на полосе.
Типы и виды школьных газет (1 час)
Боевой листок. «Молния». Фотогазета. «Живая газета». Приложение, фигурная, объемная газеты. «Уикендовый» номер. Спецвыпуск. Школьная газета и веб-сайт.
Редактирование материалов разных форм и жанров (2 часа)
Общее понятие о редактировании. Редакторская правка. Цели правки и её виды: сокращение, «рубка хвоста», переделка и т.п. Требования к авторскому материалу.
Реклама в издательской деятельности (1 час)
Знакомство с историей рекламы. Реклама в школьном издании. Создание рекламного текста, его язык. Слоганы.
Мастер-класс (1 час)
Мастер-класс, подготовленный действующей редколлегией школьной газеты «Земцовские вести» по созданию выпуска школьной газеты.
Работа над собственным выпуском школьной газеты (10 часов)
Отработка практических навыков у умений по созданию номера. Выбор редколлегии. Разбиение по направлениям журналистского профиля. Работа в группах. Верстка, форматирование, редактирование материала. Работа над иллюстрацией печатного материала. Работа с рубриками. Защита макета газеты. Печать издания.
ИТОГО – 34 часа


Формы и методы работы
- мини-лекции
- практикумы с элементами исследования
- ежемесячный выпуск школьной газеты «Контакт»
- исследовательские работы
- презентации
- деловые игры
- очерки
Методы деятельности учащихся
- частично-поисковые
- эвристические
- индивидуальное проектирование
Продолжительность занятий определяется в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями и нормативами и устанавливается в количестве 40 минут. Наполняемость учебных групп устанавливается в количестве до 25 человек.

5. Методическое обеспечение и условия реализации программы

С целью обеспечения эффективности проводимых занятий имеются следующие материально-технические условия, необходимые для организации образовательного процесса. Занятия по дополнительной общеобразовательной программе социально-педагогической направленности «Юный журналист» проводятся в помещении учебного кабинета № 40. Кабинет обеспечен оборудованием, необходимым для организации обучения по данной программе, а именно: парты -15 шт., стулья-30 шт., преподавательский стол, классная доска, встроенный книжный шкаф. Кабинет оборудован техническими средствами обучения: ноутбук, проектор, проекционный экран, принтер (МФУ), наушники.


В качестве дидактического обеспечения преподавания программы «Юный журналист» предлагаются следующие виды методической продукции:
- образцы жанровых форм различных творческих заданий (синквейн, стихотворения по данному началу);
- тематические презентации по разделам программы;
- памятки для учащихся по созданию связной монологической речи в устной и письменной форме.

В рамках социально-педагогической направленности дополнительная общеобразовательная программа «Юный журналист» формирует определенное пространство, в котором за счет вариативности форм, содержания, технологий и уровня освоения программы создаются условия для выстраивания и прохождения индивидуального образовательного маршрута учащимися. Данный методический подход предоставляет учащимся следующие возможности:
выбор направленности в соответствии со своими интересами, возрастными особенностями и потребностями;
одновременного освоения нескольких дополнительных общеобразовательных программ;
построение индивидуального образовательного маршрута.

Основной формой обучения является познавательное и практическое занятия, которые нацелены на реализацию образовательных, воспитательных и развивающих задач. Совокупность требований к занятиям обусловлена обучающими и социально-педагогическими функциями образовательного процесса в дополнительном образовании детей, а также необходимостью прохождения каждым ребенком через этапы освоения знаний. В каждом занятии могут быть представлены целевой, содержательный, операционный, мотивационный, аналитико-оценочный или рефлексивный компоненты. Приоритет определенных задач на конкретном занятии порождает выбор формы занятия и используемых на нем технологий.
Реализация современных образовательных задач в данной программе достигается за счёт использования методов, приёмов, которые применяются в зависимости от этапа занятия, от решения конкретной задачи и в работе с конкретным контингентом детей. Базовым условием эффективности освоения программы является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Поэтому в качестве исходных принимаются методы, приемы продуктивной деятельности: проблемно-поисковые, развивающие, практико-ориентированные, информационно-коммуникационные, направленные на формирование новых знаний непосредственно самими учащимися, здесь педагог выступает только как направляющий.
Все методы, приемы обучения, педагогические технологии, используемые в образовательном процессе, направлены на то, чтобы:
пробудить активность учащихся;
вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
подвести эту деятельность к процессу творчества;
опираться на самостоятельность, активность и общение учащихся.


6. Литература. Интернет-ресурсы

1. Н. Спирина. Журналистика в школе. 8-11 классы. Программа, материалы к занятиям. 2013 г.
2.Ежемесячные выпуски школьной газеты «Контакт».
3. Новиков В.И. Энциклопедический словарь литературоведа. Москва. Педагогика, 1987.
4. Панов М.В. Энциклопедический словарь юного филолога. Москва. Педагогика, 1984.
5. http://www.journ-lessons.com/lesson1.htm
6. http://[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]l
7. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Заголовок 215