Конспект образовательной деятельности с детьми средней группы Поможем лесным зверятам


МБДОУ №8 «Теремок»
Конспект ОД по образовательной области «Познание» (ФЭМП).
Воспитатель: Петрова Наталья Анатольевна
Средняя группа «Гномики».
Тема: «Поможем лесным зверятам».
Цели: учить сравнивать количество предметов; упражнять в счёте до 5, в нахождении геометрических фигур, в изображении предметов; развивать внимание, двигательные умения, быстроту и ловкость движения.
Программные задачи:
«Познание»
- Формировать умение на основе счета устанавливать равенство групп предметов, сравнивать количество предметов.
- Упражнять в умении находить в знакомых предметах геометрические фигуры.
- Развивать умение определять пространственное направление от себя: направо, налево, вперед.
- Продолжать формировать навыки учебной деятельности.
- Развивать познавательный интерес к весенним явлениям природы.
«Коммуникация»
- Развивать  умение участвовать в беседе, пользуясь сложными предложениями, употреблять существительные в именительном и винительном падеже, обозначающих детенышей животных.
 - Активизировать в речи математические термины: столько - сколько, поровну, одинаково, по пять, самый высокий – пониже – самый низкий, слова-антонимы (широкий - узкий, длинный - короткий, высокий - низкий).Обогащение словаря: первоцветы, проталины.
 «Художественная литература»
- Развивать интерес к художественному слову, выразительно читать короткие стихи наизусть.
«Музыка»
- Развивать умение выразительно петь под инструментальное сопровождение.
«Социализация»
- Воспитывать любовь к природе, дружеские взаимоотношения, желание помогать игровым персонажам, выполнять действия, не мешая друг другу.
«Физическая культура»
- Создавать условия для двигательной активности детей.
  вызывать положительные эмоции в процессе выполнения физкультминутки.
«Безопасность»
- Формировать элементарные представления о правилах обращения с дикими животными.
Материал и оборудование:
- демонстрационный: магнитная доска, плоскостные  зверята и мячи (по 5 штук), кружки красного цвета (5 штук), картина,  игрушка-медведь, письмо, ёлочки разной высоты, пенечки с проталиной,  подснежники,  2 полоски синего цвета разной ширины, имитирующие речку и ручей, 2 моста разной ширины и длины.  - раздаточный:   карточки с двумя полосками с  изображением зверят и мячей, подносы  с кубиками (по 6 шт.), звери-игрушки  (4 шт.), медали с изображением мишек и зайцев.
Предварительная работа: чтение сказок «Лисичка-сестричка  и серый волк», «Заяц и еж», «Заяц - хваста», «Маша и медведь», рассказов о животных, о весне, поговорок, пословиц, беседы о животных, рассматривание картин и иллюстраций о весне, просмотр диафильмов, мультфильмов, наблюдения, проведение подвижных игр, эстафет, слушание и исполнение песен, конструирование, рисование, лепка, аппликация на тему: «Животные», с/р игры «Зоопарк», «Путешествие», дидактические игры с математическим и познавательным содержанием, настольно-печатные игры.
Предполагаемый результат: дети умеют устанавливать равенство групп предметов, сравнивать количество предметов, находить в знакомых предметах геометрические фигуры; участвуют в беседе, пользуясь сложными предложениями; активно используют в речи математические термины; в процессе игры доброжелательно относятся к другим детям; проявляют доброе отношение к лесным обитателям.
1.часть
Сюрпризный момент Воспитатель зовет к себе детей и сообщает: Дети, я сегодня утром получила письмо.
Как вы думаете, откуда оно пришло?! (показывает конверт) Посмотрите, что здесь нарисовано? (лес).  А какое время года в лесу? (весна). Почему вы так думаете? (растаял снег, под деревьями проталины, текут ручьи). А от кого же пришло письмо? Вы узнаете, когда я прочитаю вам письмо, которое пришло из весеннего леса.
«Здравствуйте, ребята, Мы, лесные жители, обращаемся к вам за помощью. Вы, наверное, хотите знать, кто мы? Об этом вам расскажут знакомые вам сказки.
«Отгадай и назови»
Отгадайте, какие герои говорили такие слова:
- «Ловись рыбка и мала и велика, ловись рыбка и мала и велика».
- «Битый небитого везёт, битый небитого везёт».
- «А я уже здесь, а я уже здесь».
- «У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи».
- «Будешь у меня жить, печку топить, кашу варить, меня кашей кормить».
Воспитатель: «Как вы думаете, это дикие или домашние животные прислали нам письмо? (дикие).  Назовите их ласково (зверята). А кто из этих зверят просыпается весной от зимней спячки? (ёж, медведь). Читаем письмо дальше, чтобы узнать какая помощь потребовалась зверятам.
Воспитатель читает дальше:
«У нас в лесу должен пройти весенний спортивный праздник для зверей. Мы хотим посоревноваться, но не знаем сколько нужно взять мячей, чтобы хватило всем. Научите, пожалуйста, нас считать».
Воспитатель к детям:
«Дети, вы готовы помочь зверятам?» (Да). На чем же можно поехать в лес к зверятам, если нас много? Правильно, на автобусе.
«Путешествие»
А вот и автобус стоит. Давайте все пройдем в автобус (дети садятся за столы). Звучит веселая музыка «Голубой автобус» А. Филиппенко.
Воспитатель: автобус отправляется!
Воспитатель:  Дети, посмотрите налево. Какие ёлочки по высоте? (Самая высокая, пониже, самая низкая). А какие вы видите мосты… по ширине, длине. По какому мосту поедем? Посмотрите на первые весенние цветы. Как они называются? В каких местах они раньше появляются? (На проталинах).  Будем их рвать? Нет. Объясняют, почему (читают стихотворение):
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если я, и ты, и мы,
Если все сорвем цветы-
Опустеют все поляны,
И не будет красоты!
Заканчивается музыка и автобус останавливается.
Воспитатель: Наш автобус остановился.
Соотнесение геометрических форм и предметов
Воспитатель: Наш автобус остановился.
 В автобус входит Мишка: Здравствуйте, дети!
Мишка: Спасибо вам, ребята, что вы согласились  нам помочь. Проходите на весеннюю полянку к нашим зверятам, помогите нам посчитать, сколько мячей надо взять на праздник. (Дети выходят из «автобуса»).
Воспитатель: Дети, а где полянка? (впереди) Встают полукругом у доски.
Воспитатель: Дети, посмотрите на полянку, зверята и  мячи расположены на разном расстоянии друг от друга. Как?
Дети: «Зверята далеко друг от друга, а мячи близко друг к другу».
Воспитатель:  Поровну ли их? Как вы узнали?
Дети: Посчитали!
Воспитатель просит детей посчитать: Ксюша, посчитай зверят. Сколько их? Илюша, посчитай мячи. Сколько их?
Во время счетных действий ребенка, воспитатель следит за тем, чтобы ребенок соотносил каждое числительное только с одним предметом. Подводя итог счёту, делал обобщающий жест (обводил всю группу предметов рукой) и называл итоговое число и предметы, к которым они относятся.
Воспитатель:  Дети, по сколько зверят и мячей? Как можно сказать по- другому?  (Ответы детей: поровну, одинаково, столько сколько).
Воспитатель: Дети, как проверить, поровну ли зверят и мячей? (ответы детей)
Можно проверить  по-другому, с помощью других предметов, кружков  красного цвета. Послушайте внимательно, как надо делать. Сначала приложить кружки к зверятам, а затем к мячам. Коля, приложи кружки к зверятам. Сколько получилось кружков? Почему? Алина, приложи эти же кружки к мячам. (Дети выполняют задание, считая кружки). Дети, (обращается ко всем детям) по сколько зверят и мячей? Хватит ли мячей зверятам? Почему?
Воспитатель обобщает ответы детей: «Зверята и мячи расположены на разном расстоянии  друг от друга, но их поровну, по пять».
Воспитатель обращается к Мишке: «Ну что, Мишка, ты понял, сколько надо взять мячей зверятам?»
Мишка: Да, я все понял, а вот мои друзья-зверята не поняли.
2. часть
Работа с раздаточным материалом
Воспитатель: Дети, пройдите в «автобус» и научите остальных зверят считать. (Одновременно воспитатель рассаживает  зверят (игрушки) по одному на столы детям).
Дети, посмотрите на карточки и скажите,  на верхней полоске карточки  зверята стоят друг от друга как? На нижней полоске лежат мячи друг от друга как? Поровну ли их? Как узнали? Посчитайте. Вопросы: Сколько зверят? (5)  Сколько мячей? (5)  По сколько их? (по 5)  Хватит мячей зверятам?  Почему? Сколько надо взять мячей зверятам? (5)
Воспитатель:  Дети, Ёжик у Маши не верит, что зверей и мячей поровну, проверьте с помощью кубиков, возьмите с подноса столько кубиков, сколько зверят». (Дети берут кубики и ставят их сначала под зверятами, затем под мячами).
Вопросы к детям: Сколько получилось кубиков? Почему? Как ты проверил? Что можно сказать о зверятах и мячах? Как можно сказать по-другому?
Мишка: Вот, спасибо, ребята, мои друзья-зверята поняли, что зверят и мячей поровну, по 5! Всем хватит мячей и можно начинать праздник. Но перед спортивным праздником мне нужно провести со зверятами разминку! Помогите мне ребята!
Воспитатель: Хорошо, давайте и этому научим диких животных.
Девочки берут зверят и все дети выполняют упражнение.
Физкультминутка
По стихотворению В.Шульгина.
«Уронила белка шишку»                         (кисти рук к плечам, вращение руками)  «Шишка стукнула зайчишку»                  (ударяют кулачком о кулачок)
«Тот пустился наутёк»  (бег на месте)
«Чуть не сбил медведя с ног»                 (ходьба на месте вперевалку)
«Под корнями старой ели
Размышлял медведь полдня»                   (наклоны вниз, выпрямляясь, скользят руками по ногам)
«Что-то зайцы осмелели»                   (наклоны головы влево – вправо, обхватив голову руками) «Нападают на меня» (прыжки на месте, руки перед грудью).
«Лесная полянка» Воспитатель: Мишка, теперь проводи нас до полянки, где будет проходить праздник.
Дети проходят со зверятами к столу, где лежит картина (лесная полянка)
Задание:
«Посмотрите, какие геометрические фигуры спрятались в предметах на полянке? (ответы детей: квадраты, круги, прямоугольники, цилиндр)»  
Молодцы!
Воспитатель: Чему мы научили сегодня зверей?
Дети:
Считать предметы и проверять, поровну ли их, прикладывать кружки.
Нашли спрятанные геометрические фигуры в предметах.
Воспитатель: А самое главное, помогли лесным зверятам!
Мишка: А мы за вашу помощь благодарим вас и дарим на память о себе  вот эти медали.
Воспитатель вместе с Мишкой вешает детям медальки.
Воспитатель:  Давайте, ребята, скажем спасибо нашим друзьям, оставим их на поляне, а сами поедем на «автобусе» в детский сад (закрывает ширмой  «полянку»). Дети садятся в «автобус»  по аккомпанемент муз. руководителя поют песню «Голубой автобус» А. Филиппенко.
3. часть
Подведение итогов, рефлексия
После исполнения песни воспитатель спрашивает детей: «Ребята, а с какими животными мы сегодня с вами общались? Какими они были настоящими или сказочными? Почему? А можно так общаться с настоящими животными? (нет) Почему?
 А вообще, дикие животные близко не подпускают к себе человека никогда!