Аммиак и его свойства
Урок в 9 классе «Аммиак и его свойства» по технологии проблемно-диалогического обучения
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: В результате обсуждения учебных проблем учащиеся должны установить причинно-следственные связи между строением молекулы аммиака и его свойствами.
Задачи:
1. Учащиеся должны выяснить и объяснить причины основных свойств водного раствора аммиака.
2. Учащиеся должны изучить механизм образования донорно-акцепторной связи на примере образования иона аммония.
3. Опираясь на ранее приобретенные знания, учащиеся должны определить окислительно-восстановительные свойства аммиака и объяснить их причину.
Приемы обучения: постановка проблемных вопросов, учебный диалог, работа с учебной и справочной литературой.
Средства обучения: химический эксперимент, периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, учебник.
Ход урока
Этапы урока
Формы и методы работы учителя
Виды деятельности учащихся
Подготовка к восприятию
Сообщает, что на уроке будет рассматриваться водородное соединение азота. Для создания проблемной ситуации, ученикам предлагается вспомнить, что им известно о свойствах растворов водородных соединений неметаллов VI и VII групп
Фронтальная работа.
Отвечают на вопросы
Изучение нового материала
Проблемно-диалогическая технология
Предлагает сравнить окраску индикатора лакмуса в водных растворах водородных соединений хлора и азота. Побуждает к осознанию противоречия между имеющимися знаниями и наблюдаемыми результатам: Что удивило? Что предполагали увидеть?
Задает проблемную ситуацию: почему растворы имеют разную среду, хотя оба образованны атомами неметаллов?
Проводит обсуждение решения проблемного вопроса.
Все ли задания вы смогли выполнить? В чем затруднения?
Помогает сформулировать проблему: За счет чего аммиак может вступать в реакции присоединения, если все неспаренные электроны использованы на связи с водородом?
Формулирует проблему: Существуют ли вещества, которые взаимодействуют с аммиак подобно воде?
Формулирует проблему: Почему в отличие от азота аммиак в окислительно-восстановительных процессах может быть только восстановителем?
Демонстрирует опыт «Фонтан», предлагает объяснить, что интересного заметили?
Проводят опыт. Наблюдают разную окраску лакмуса.
Обсуждают увиденные результаты (говорят, что ожидали увидеть одинаковую среду в растворах)
Высказывают предположения. (Должны придти к разному строению атомов хлора и азота)
Составляют план решения проблемы:
-составить электронно-графические формулы атомов азота и водорода;
- составить схему образования молекулы водородного соединения азота;
- составить уравнение реакции между аммиаком и водой;
- установить причину появления в растворе гидроксид–ионов;
- определить какой еще ион образуется в растворе.
(План записан на доске)
Рассматривают строение атомов азота и водорода, разбирают схему образования молекулы аммиака, взаимодействие аммиака с водой и диссоциацию образовавшегося вещества. (Сильные ученики работают самостоятельно по плану, средние при необходимости могут воспользоваться учебником, слабые работают с текстом учебника).
Выходят на новую проблему и формулируют ее с помощью учителя.
Выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут решение (делают вывод, что атом азота благодаря неподеленной электронной паре может соединяться с протоном, который имеет свободную орбиталь).
Выдвигают и обсуждают гипотезы, ищут решение (с образованием протона в воде диссоциируют кислоты). Составляют уравнения реакций аммиака с соляной и серной кислотой.
Определяют степень окисления азота в аммиаке; выясняют, что она низшая, значит, аммиак может быть только восстановителем. Составляют уравнения реакций с кислородом, электронный баланс.
Обсуждают возможные варианты, вспоминают физические свойства аммиака
Рефлексия
Что нового вы узнали на уроке? Как бы вы сформулировали тему урока?
- узнали, что водный раствор аммиака, в отличие от аналогичных растворов неметаллов VI и VII групп, проявляет основные свойства;
- механизм образования донорно-акцепторной связи;
- выяснили, что в ОВР аммиак может быть только восстановителем.
-Тема урока «Аммиак и его свойства» формулируется учащимися в конце урока.
Дом. задания
Используя материал учебника и доп. литературу, раскройте взаимосвязь свойств и областей применения аммиака.