Методическая разработка урока производственного обучения по теме: « Выполнение измерений при производстве наладочных работ» 
                                                                                                                                                                                                   
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Комсомольский-на-Амуре судомеханический техникум
имени Героя Советского Союза В.В.Орехова»
 
 « Выполнение измерений при производстве наладочных работ»
Методическая разработка урока производственного обучения
 
Профессия:  «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования»
Г. Комсомольск – на - Амуре  2015 г.
Методическая разработка урока производственного обучения по теме: 
« Выполнение измерений при производстве наладочных работ»
    Автор: мастер производственного обучения  А. А. Шкурихин
    Рецензент: преподаватель спецдисциплин  Е. А. Смишко    Представленная методическая разработка урока практического обучения предназначена для преподавателей, мастеров производственного обучения. Урок проводился в рамках «Недели электротехнических профессий», которая проходила с 14 по 22 декабря 2015г. И, согласно теме, имеет своей целью научить обучающихся производить измерения различных электрических величин, показать значимость умения в выполнении этих измерений, произвести работы по выполнению различных измерений.
  Для проведения урока используются информационные технологии в виде двух видеофильмов, карточки с вопросами для закрепления ранее пройденного материала, приборы и инструменты для практического усвоения нового материала. 
Пояснительная записка
Методическая разработка урока подготовлена для учащихся 2-го курса по профессии «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».
Урок проводится в рамках «Недели электротехнических профессий», а значит, одной из целей урока является обоснование важности предмета «Электротехника». 
 Первая половина урока проводится в форме опроса, с помощью карточек, каждая из которых содержит один вопрос по видам и способам использования различных контрольно-измерительных приборов. 
 После демонстрируются два коротких (~ по 5мин) видеофильма «Как устроены электроизмерительные приборы», «Как работать с мультиметром». (ссылки в конце)
  Во второй половине урока производится объяснение нового материала с наглядной демонстрацией методов измерений и практическими упражнениями.      
Мероприятие способствует формированию у учащихся общих компетенций:
ОК 1.  Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4.  Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.  Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Тема урока:  «Выполнение измерений при производстве наладочных работ»
Формируемые ПК по ФГОС: ПК 2.1, ПК 2.2, ПК 2.3.
Цели урока:
Обучающая:  Выполнить измерения сопротивления, силы тока, мощности, времени действия.
Развивающая:  Развитие аккуратности и внимательности при выполнении работ.
Воспитательная: Научиться осуществлять текущий и итоговый контроль, бережно относиться к оборудованию. Соблюдать правила охраны труда. 
Материальное и дидактическое обеспечение урока:
Оборудование
ПК с мультимедиа 
Асинхронный двигатель (серии 4А или подобный)
Пускатель ПМА (ПМЛ) с ТРН 
Инструменты
Мультиметр 
Мегаомметр  
Клещи токоизмерительные 
Отвертка  - 6X80
Отвертка  + 6X80
Секундомер 
НСО и ТСО 
Видеофильмы «Как устроены электроизмерительные приборы», «Как работать с мультиметром».
Карточки задания с вопросами по способам и видам приборов измерения:
______________________________________________________________________
Карточка №1                                                                                                                                     Назовите с помощью какого прибора измеряют силу тока? Изобразите на доске схему подключения данного прибора, каким способом он подключаетя в электрическую цепь?   
______________________________________________________________________                                                                                                                               
Карточка №2                                                                                                                                     Назовите с помощью какого прибора измеряют напряжение? Изобразите на доске схему подключения данного прибора, каким способом он подключаетя в электрическую цепь?  
______________________________________________________________________                                                                                                                                
Карточка №3                                                                                                                                     Назовите с помощью какого прибора измеряют сопротивление изоляции?, Найдите этот прибор из предложенных и продемонстрируйте методику измерения.
____________________________________________________________________                                                                                                                             
Карточка №4                                                                                                                                     Назовите с помощью какого прибора измеряют время действия? В каких случаях при производстве наладочных работ нам необходимо знать это значение? В каких еденицах измеряется данная величина?          
______________________________________________________________________                                                                                                       
Карточка №5                                                                                                                           Используя мультиметр покажите как измерить величину напряжения в бытовой розетке, в трёхфазной розетке.       
______________________________________________________________________                                                                                                                                                                                                                                                           
Карточка №6                                                                                                                                     Расскажите для чего нужны токоизмерительные клещи, покажите как ими пользоваться.
______________________________________________________________________
Карточка №7                                                                                                                                     Покажите как с помощью подходящего прибора проверить целостность катушки магнитного пускателя, как называется прибор?     
______________________________________________________________________                                                                                                                             
Карточка №8                                                                                                                                     Назовите с помощью какого прибора измеряют мощьность электрической цепи?, изобразите на доске схему подключения данного прибора, каким способом он подключаетя в электрическую цепь?      
______________________________________________________________________                                                                                                                            
Карточка №9                                                                                                                                     Назовите с помощью какого прибора измеряют силу тока?, изобразите на доске схему подключения данного прибора, каким способом он подключаетя в электрическую цепь?        
______________________________________________________________________                                                                                                                          
Карточка №10                                                                                                                                     Изобразите на доске схему подключения однофазного электрического счётчика?   
______________________________________________________________________                                                                                                                               
Карточка №11                                                                                                                                     Изобразите на доске схему подключения трехфазного счетчика прямого включения? 
                                                                                                                                 
Ход урока
Организационная часть. (5 мин.)
Преподаватель(мастер): «-Ни для кого не секрет, что работа электромонтера невозможна без использования различных средств измерения. Это и проверка целостности цепей и измерение величины электрического тока для выбора соответсвующих по параметрам проводников и аппаратуры и многое-многое другое.
Поэтому сегодняшняя тема «Выполнение измерений при производстве наладочных работ» является ключевой и сегодня мы поговорим об этом…»  
Повторение ранее изученного материала:
Опрос по карточкам-заданиям. Случайным образом раздать карточки, дать время на подготовку.
Учащиеся по одному выходят к демонстрационному столу, на котором заранее подготовлены необходимые приборы и оборудование, зачитывают вопрос с карточки и отвечают используя подходящие.
Преподаватель (мастер) указывает на возможные недочеты, поправляет неверные действия.
Делаются соответствующие выводы об объеме усвоенного предыдущего материала. 
Объяснение нового материала:
 Демонстрация видеофильмов «Как устроены электроизмерительные приборы», «Как работать с мультиметром». (ссылки в конце)
Далее процесс происходит по следующей схеме: Преподаватель (мастер)  поэтапно демонстрирует процесс и метод измерений,  учащиеся при непосредственном присутствии мастера, поочередно производят измерения самостоятельно.
1. Проверка работоспособности асинхронного двигателя (проверка сопротивления изоляции, целостности обмоток) с помощью мегаомметра и мультиметра.
2. Подключение электродвигателя к сети и проверка тока холостого хода за указанный период времени с помощью токоизмерительных клещей и секундомера (первый замер производится сразу после включения электродвигателя, второй по истечении пяти  минут). 
3. Проверка с помощью мультиметра величины напряжения в бытовой и силовой сетях. (220/380 В.)4. Проверка работоспособности магнитного пускателя, теплового реле путём проверки целостности катушки и тепловых элементов (мультиметр).
Заключительная часть
Результаты урока преподаватель (мастер) подводит совместно с учащимися, обсуждая взаимно недочеты и спорные вопросы.
Преподаватель(мастер) называет наиболее активных учащихся, объявляет оценки 
Список источников информации:
Как работать с мультиметром - https://www.youtube.com/watch?v=F7YZRwETJS8
Как устроены электроизмерительные приборы https://www.youtube.com/watch?v=EV9Rpvp
Шкурихин Алексей Александрович
КГБ ПОУ КСМТ им. Орехова