Внеклассное чтение. Реализация приёмов «мягкой» научной фантастики в романе Д. Киза Цветы для Элджернона
А. Д. Фадеева
Реализация приёмов «мягкой» научной фантастики в романе Д. Киза "Цветы для Элджернона"
Если ты умный то у тебя много друзей
с ними можно разгаваривать
и ты ни когда не будеш один.
Д. Киз “Цветы для Элджернона”.
Роман Д. Киза “Цветы для Элджернона”, изначально задуманный как рассказ, повествует о становлении разума человека, о научных достижениях в области совершенствования человеческого интеллекта. Искусственное улучшение интеллекта путём хирургической операции – научное открытие профессора Немура и доктора Штрауса. Проблема, поднимаемая в романе, позволяет относить его к научно-фантастическому. Перед нами стоит задача понять, к какому именно виду фантастики относится исследуемый роман и как в нем реализуются приёмы этого вида.
В энциклопедии фантастики под редакцией Вл. Гакова1 предлагается следующая классификация:
Твёрдая фантастика;
Естественно-научная;
Научно-техническая/ “мягкая”/ гуманитарная.
Эта классификация основана на проблемно-тематическом подходе.
Существует так же и разнообразные поджанровые категории, останавливаться подробно на которых мы не будем. А остановимся мы на понятиях “твёрдая” и “мягкая” научная фантастика.
Твёрдую научную фантастику так же называют традиционной, “в твёрдой научной фантастике фантастическое допущение является самоцелью произведения и играет самостоятельную роль, не допускающую иносказательного смысла. Особенностью твёрдой научной фантастики является детальное описание открытий и изобретений, ролевая заданность персонажей”2. Чем же она отличается от “мягкой” научной фантастики? “Термин soft science fiction («мягкая» НФ) впервые употребил в 1978 году американский критик Джордж Элрик. У нас часто поясняют, что «мягкая» значит гуманитарная, сосредоточенная не на науке с техникой, а на процессах, происходящих в человеческой душе. Однако на Западе «мягкую» НФ понимают не только как своеобразное противопоставление «твердой», но и как фантастику, посвященную гуманитарным и общественным наукам вроде социологии, антропологии, экономики, лингвистики”3. К “мягкой” научной фантастики относятся цикл рассказов Р. Брэдбери “Марсианские хроники”, произведения Р. Хайнлайна, Клиффорда Саймака, Урсулы Ле Гуин, братьев Стругацких и другие.
Борис Невский в своей статье “Разговор по душам. «Мягкая» научная фантастика” приводит примеры произведений, относящиеся к этому жанру. Критерии, по которым он относит то или иное произведение к “мягкой” фантастике довольно разнообразны:
Сосредоточение на процессах, происходящих в человеческой душе, а не на науке с техникой.
Обращение не к разуму, а к сердцу читателя.
“Человечность”.
Стремление показать коммуникацию различных цивилизаций и выявление проблем такой коммуникации.
Анализ процессов, происходящих внутри личности.
Принципы гуманизма и высокой этики.
Революционность в духовно-философском плане.
Стремление доказать что-то кому-то.
Нравственные и психологические переживания человека, его борьба с собственным эгоизмом и равнодушием.
Взгляд на природу человека, на человека в природе.
Понятие “мягкой” научной фантастики достаточно неоднозначно, “поэтому все чаще к ней принято причислять книги, авторы которых берут за основу фантастическое отображение общественно-научных идей в противовес естественнонаучной «твердой» НФ”4.
Принимая во внимания то, что роман Д. Киза “Цветы для Элджернона” затрагивает аспекты становления человеческого разума и человеческой души в условиях научного эксперимента, мы можем отнести этот роман к “мягкой” научной фантастики. Попробуем доказать это.
Чарли Гордон – главный герой романа – умственной отсталый, тридцатилетний мужчина, брошенный своими родителями на попечительство пекаря, который и дает ему самую простую работу. Чарли Гордон ходит в школу, где его учит писать и читать мисс Кинниан. Что же особенного в этом человеке? Почему именно он выбран объектом научного эксперимента? Всё очень просто. Критерием для выбора послужил как раз человеческий фактор: Чарли Гордон любит и хочет учиться, он трудолюбив, старателен и целеустремлен настолько, насколько может обладать такими качествами умственно отсталый человек.
Всё в романе завязано на становлении характера главного героя. Мы застаем его далеко не в начале своей жизни, поэтому-то в романе большое внимание уделяется воспоминаниям Чарли. Так же роман построен в форме своеобразных отчетов, на первых страницах поражающих своей безграмотностью. Дневниковые записи создают особенную интимную атмосферу, читатель будто переживает интеллектуальный скачок вместе с героем.
В научном мире не принято проводить эксперименты на людях сразу, обычно опыты проводятся на лабораторных животных. В романе есть такое животное – мышь Элджернон. Эта мышь – и соперник, и друг Чарли Гордона. На Элджерноне провели ту же операцию, которая предстоит Чарли. Они учатся и совершенствуются вместе, Элджернон немного впереди. Символом превосходства Элджернона над Чарли, животного над человеком, является лабиринт, который они одновременно проходят – мышь в коробке, Чарли на бумаге. Элджернон постоянно оказывается быстрее. Это служит стимулом для Чарли. Возможность чувствовать, что можешь совершенствоваться, искать стимулы для этого – еще одно качество Чарли, за которое он и получит свою гениальность.
В романе поднимается проблема адаптации умственно отсталого человека в обществе. Над Чарли Гордоном издеваются на работе, многие смеются над ним, те, кого он называет друзьями, постоянно подставляют и унижают его.
Однако жизнь Чарли меняется после операции. Речь его, которая всегда была корявой и неграмотной, вдруг приобретает стиль, Чарли много читает, быстро учится, и его IQ от 68 поднимается до 200. Однако, что самое примечательное, меняется не только графический облик отчетов, но и их содержание: “Мне плохо. Эта не та болезнь, которую может вылечить врач, она внутри, у меня в груди. Там все пусто, как будто мне вырвали сердце. Случившееся слишком важно, чтобы умолчать о нём. <> Мне и в голову раньше не приходило, что они таскали меня с собой только затем, чтобы повеселиться за мой счет. Теперь я знаю, что такое “строить из себя Чарли Гордона”. Мне стыдно”5.
Если в начале романа Чарли хочет стать умным, чтобы быть к людям ближе, то сейчас всё категорически меняется. С умом к Чарли приходит и недоверие, страх. Зная многое, он всё же многое не понимает. Для него наука стала легкой и доступной, но сложной и запутанной стала обычная человеческая жизнь. Он впервые влюбляется в мисс Кинниан, впервые целуется, ощущает новое, но вместе с этим становится в разы и в разы умнее. Настолько умнее, что Чарли уже не может общаться с окружающими, с работы его увольняют (он предложил более совершенную установку), с мисс Кинниан отношения у него не складываются по той причине – она чувствует себя “туповатой” рядом с ним.
Единственным существом, которое Чарли считал близким и равным себе, была мышь – Элджернона. Элджернон является романным двойником Чарли, потому что изначально он предвосхищает его судьбу. Именно поэтому Чарли так дорожит им и впоследствии определяет и для себя дальнейшие пути существования. В какой момент эксперимента интеллект Элджернона гаснет. Чарли Гордон прекрасно осознает, что эксперимент несовершенен и в любой момент может дать сбой. Однако пока гениальность его не угасла, Чарли создает научный труд под названием “Эффект Элджернона-Гордона: структура и функционирование мозга при повышенном уровне развития”. В научных терминах статьи скрывается приговор не только мыши, но и себе: “При искусственном повышении уровня умственного развития деградация протекает со скоростью, прямо пропорциональной степени повышения этого уровня”6.
Элджернон всё же умирает. При вскрытии обнаруживается, что его мозг уменьшен, извилины сглажены. Однако Чарли теряет в первую очередь друга, поэтому просит не сжигать тело животного, как это было принято, а хоронит его на заднем дворе.
Всё чаще Чарли задается вопросом: “Что случилось со мной? Почему я так одинок?”7. Чарли потерял всё: работу, которая была ему так дорогая, друзей, любовь, друга. Он остался один на один со своей мечтой, которая тоже вскоре ускользнет от него, едва осуществившись. Поэтому Чарли отправляется к своей семье: “Сейчас мне больше, чем когда-либо, хочется понять маму, узнать, что она за человек и почему поступала так, а не иначе”8. Однако дома его всё так же боятся, хотя на первый взгляд, рады его уму: “Что ты делаешь? Не смей прикасаться к ней! Сколько раз я говорила, чтобы ты не смел прикасаться к своей сестре! Грязное животное! Тебе нельзя жить с нормальными людьми”9 – отнесли слова матери Чарли снова в прошлое – “Вид Розы с ножом в руке сразу заставил меня вспомнить тот вечер, когда она вынудила Матта увести меня из дома”10.
Особенно четко после посещения родного дома Чарли осознает, что “у Розы – нож, у Алисы – нож, и у доктора Шрауса тоже”11.
Действие романа начинается весной. Весна символизирует исцеление, возрождение Чарли, расцвет его гениальности. Несложно догадаться, что на последних страницах романа мы встречаем Чарли уже осенью, происходит угасание его гения. Жизнь Чарли поменялась, однако люди стали относится к нему по-доброму, жалея его. Чарли дописывает свой дневник в ноябре и последние его слова: “P.S. пожалуста если с можите положите на могилку цветы для Элджернона. На заднем дворе”12.
Читая этот роман, мы забываем о его научно-фантастической направленности. В этом и состоит основная задача “мягкой фантастики”. Мы наблюдаем за героем. В романе используются приёмы “мягкой” научной фантастики во всём их многообразии. Мы сосредотачиваемся на процессах, происходящих в человеческой душе, а не на науке с техникой. Мы анализируем процессы, происходящие внутри личности – Чарли Гордона. Ощущая острую человечность романа, мы обращаемся не к разуму своему, а к сердцу.
Чарли Гордон, в стремление доказать всему миру своё право быть нормальным человеком, испытывает нравственные и психологические переживания, борется с самим собой. Став гением, Чарли Гордон потерял больше, чем приобрел. И в этом его тяжелая человеческая трагедия.
Частично проанализировав роман Д. Киза “Цветы для Элджернона”, мы можем отнести его к разряду “мягкой” научной фантастики. В перспективе исследование романа может быть продолжено с точки зрения его графического оформления, а также может быть рассмотрена экранизация романа 1968 года “Чарли” Ральфа Нельсона.
Энциклопедия фантастики: [Электрон. ресурс]/ Под ред. Вл. Гакова. М.: Международный центр фантастики, 1997. 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): цв.
Ковтун Е. Н. Художественный вымысел в литературе 20 века [Текст] Высшая школа, 2008. – С. 85.
Невский Б. Разговор по душам. “Мягкая” научная фантастика [Электрон. ресурс] – Мир фантастики - № 11(51). – 2007.
Там же.
Киз Д. Цветы для Элджернона [Текст] – Пер. с англ. С. Шарова. – М.: Эксмо; СПб: Домино, 2013. – С. 55-56.
Там же. С. 310.
Там же. С. 308.
Там же. С. 314.
Там же. С. 334.
Там же.
Там же. С. 335.
Там же. С. 378.
15