Программа факультативного курса «Научное общество учащихся» по истории

Научное общество учащихся в сельской школе.

В последние годы в школах Шипуновского района Алтайского края стала весьма популярной научно-исследовательская работа школьников. Этому есть объяснение: многие ученики увлекаются исследовательской деятельностью для удовлетворения своего познавательного интереса. Для продвижения способных детей необходима организация этого процесса и учитывая то, что большое количество ребят Шипуновской средней школы им. А.В.Луначарского проявляют интерес к научной работе по краеведению, администрация школы приняла решение Совета школы о том, чтобы с 1999 года создать научное общество учащихся (НОУ ). Для целенаправленной работы в данном направлении мною была разработана программа этого факультативного курса, которая рассчитана на 68 учебных часов в течение двух лет.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из главных задач развития познавательной деятельности обучающихся является организация научно-исследовательской деятельности школьников, которая позволяет:
- найти оптимальное сочетание теории с практикой;
- создать условия для сближения учебно-познавательной и практической деятельности учащихся.
Актуальность данной программы обусловлена необходимостью ознакомить учащихся с основами научной деятельности с целью продолжения обучения в вузах и колледжах, со спецификой и разнообразием видов самостоятельной работы.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАУЧНОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ
В результате изучения факультативного курса учащиеся должны:
- усвоить систему понятий и представлений учебного исследования;
- научиться самостоятельно проектировать собственное исследование.
Выработка умений учащихся:
- организовать, планировать, проводить свое учебное исследование;
- обрабатывать и анализировать результаты проведенной работы;
- формулировать выводы исследования.
Учащиеся должны овладеть:
- навыками применения основных методов исследования: наблюдения, опроса, измерения и т.д.;
- умениями и навыками анализа эмпирических исследований;
- умениями и навыками использования в исследовательской и практической работе основных методик и техник сбора данных.
Цели данной программы можно сформулировать следующим образом:
- ознакомление обучающихся с основными этапами учебного исследования и принципами самостоятельной организации поисковой и научно-исследовательской работы;
- овладение умениями самостоятельно проектировать собственное исследование.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

Тема №1. Общая характеристика исследовательской работы
Предмет и значение дисциплины. Основные направления исследовательской работы. Выбор темы исследования. Определение объекта и предмета исследования. Обоснование территориальных и хронологических рамок. Постановка исследовательской цели и определение задач.

Тема №2. Источники исследования
Исторический источник и его роль в процессе исследования. Вещественные источники. Письменные источники. Устные источники. Изобразительные источники в исследовательской работе. Современные мультимедийные источники исследования.

Тема №3. Методы исследования
Методология и ее место в историческом исследовании. Понятие метода исследования. Эмпирические методы сбора информации: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, эксперимент, метод репортажного сбора, картографирование, метод археологических исследований и т.д. Методы обработки данных: шкалирование, контент-анализ, типологизация, кластерный анализ, биографический метод. Интерпретационные методы исследования: историко-генетический, идиографический, сравнительно-исторический ( компаративный ), историко-системный, метод структурного анализа, функциональный метод, метод периодизации, метод исторической реконструкции.

Тема №4.Систематизация и хранение собранного материала
Основные требования к систематизации и хранению собранного материала. Правила библиографического описания в научном исследовании. Архивирование собранного материала. Обработка материала для передачи его в фонды районного краеведческого музея и районного архива. Отчетная документация исследователя: список документов для отчета, отчет об экспедиции.

Тема №5. Оформление и проведение практикумов в научно-исследовательской работе
Методика оформления исследовательской работы школьников: от титульного листа до приложений. Практические занятия: особенности написания исследовательской работы по археологии, этнографии, истории региона, всеобщей истории и истории Отечества.

Итоговая научно-практическая конференция ( защита исследовательских работ школьников ).

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА
научно-исследовательских работ школьников
МОУ СОШ им. А.В. Луначарского с. Шипуново
на 2007 – 2008 учебный год

1.Оружие древних жителей Шипуновского района (по материалам районного краеведческого музея или по результатам археологических раскопок на территории района).
2.Жизнь и деятельность Ивана Ползунова в Чарышской волости.
3. История страны в частушках моих земляков.
4.Из истории возникновения взяточничества и казнокрадства на Руси.
5.Православные храмы Шипуновского района в первой половине ХХ века.
6.Всероссийская перепись 1917 года о демографическом положении с. Белоглазово.
7. «Дело учителей». Шипуново.1937.
8.Всероссийская перепись 1917 года об экономическом положении крестьян с. Белоглазово.
9.Сельская интеллигенция Шипуновского района в первой половине ХХ века.
10.Советские праздники второй половины ХХ века.
11.Переселенцы из Средней Азии и Казахстана в 1990-е годы в Шипуново.
12.Из истории создания Шипуновского районного краеведческого музея.
13.Крестьянская утварь жителей Шипуново в конце Х1Х – начале ХХ в.
14.Крестьянская усадьба и жилище жителей Шипуновского района.
15.Одежда жителей Шипуновского района в первой половине ХХ века.
16.Кустарные промыслы сельского населения Шипуново.
17.Изготовление и использование полотенец жителями района.
18.Традиции питания и пища жителей Шипуновского района.
19. Фронтовые письма в фондах Шипуновского районного краеведческого музея.
20.Война в истории моей семьи.
21.Празднование 300-летия дома Романовых на Алтае.
22.Состояние и перспективы торгово-промышленной политики России на Дальнем Востоке в начале ХХ века.
23.Насилие и его предупреждение в Шипуновской средней школе.
24.Деятельность культурно-просветительного союза Алтайского края (1917-1919 г.г.).
25.Война 1812 года в судьбах жителей Алтая.




БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его познания. - М., 1987.
2.Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления: ГОСТ 7.1-2003. – Минск, 2003. – 46 с.
3.Бармин В.А. Общие требования и правила оформления студенческих работ в условиях многоуровневого образования: метод. Пособие./ В.А.Бармин, В.И.Матис.- Барнаул, 1996. – 30 с.
4.Дробышева М.М. История и социология. – М., 1974.
5.Ельчанинов В.А. Об отношении истории как науки к искусству. – Барнаул, 1975.
6.Здравомыслов А.Г. Методология и процедура социологических исследований. – М., 1969.
7.Контев А.В. Методические рекомендации по подготовке и защите выпускных квалификационных работ студентов исторических факультетов
(бакалавриат, специалитет, магистратура ). – Барнаул, 2006. -84 с.
8.Историческое краеведение. – М., 1980.
9.Историческое и культурное наследие алтайской деревни: Материалы для полевых исследований по этнографии и устной истории: метод. пособие./ Науч. ред. Т.К.Щеглова. – Барнаул: БГПУ, 2006. – 108 с.
10.Как провести социологическое исследование / Под ред. М.К.Горшкова, Ф.Э. Шереги. – М., 1990.
11.Методика историко – краеведческой работы в школе. – М., 1982.
12.Методика сбора устных исторических источников. / Под. ред . Т.К.Щегловой. – Барнаул., 1992.
13.Научные работы: Методика подготовки и оформления./ Авт.- сост. И.Н.Кузнецов. – Минск., 2000. – 544 с.
14.Тематические сборники «Будущее Алтая».2002 – 2006.
15.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М: Наука, 1972.

15