Конспект урока по теме Превращения и круговорот воды
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. 2 КЛАСС
Тема: «Превращения и круговорот воды»
Учитель начальных классов
МОУ СОШ №56
Снегирева Татьяна Валерьевна
І квалификационная категория
г. Артемовский 2014г.
Тип урока: комбинированный (углубление и расширение темы «Воды Земли» на новом материале и систематизация знаний)
Вид урока. Урок с применением компьютерных технологий.
5 урок по теме: «Вода»
Цель: Обобщить и углубить знания детей о трех состояниях воды в природе.
Задачи:
Сформировать представление о круговороте воды, как важнейшем явлении в природе.
Установить связь между круговоротом воды и свойствами;
Дать представление о конденсации и гидросфере;
Обобщить знания о свойствах воды.
Реализуемые требования: вода в атмосфере. Три состояния воды. Свойства воды. Устанавливать связи между деятельностью человека и природой. Уметь пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить опыты).
Повторить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на Земле. Обобщить знания детей о водоемах Урала.
План урока.
Организационный момент – 1мин.
Сообщение темы и цели урока – 3 мин.
Повторение изученного – 10 мин.
Проверка домашнего задания - 8 мин.
Объяснение нового материала. Беседа - 20 мин.
Итог урока – 3 мин.
Оборудование: компьютер, слайды, фильм «Гидросфера», презентация детей, игрушка – Капитошка, раздаточный материал - таблицы «Какая она, капелька?»
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
- Вещество, о котором мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете из загадки.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без (воды).
Слайд 1.
- Тема нашего урока – «Превращения и круговорот воды». Сегодня мы вспомним все, что уже знаем о воде. И познакомимся с путешествиями водяной капельки.
Слайд 2.
- Мы должны ответить на три вопроса:
Слайд 3.
(Чтение детьми текста со слайда)
- А хотите узнать?... Тогда вперед.
III Повторение изученного.
Слайд 4
1. Беседа
- Как вы считаете, много ли воды на Земле? (Ответы детей)
Слайд 5. (фильм «Гидросфера»)
- Как вы поняли, что такое гидросфера?
2. Три состояния воды.
Слайд 6.
Итак, давайте ответим на вопрос: Всегда ли капелька жидкая?
- В каких состояниях встречается вода на Земле?
- Над этим вопросом работала группа ребят.
Презентация детей
- Как вы поняли:
От чего зависит различное состояние воды?
Проверим (от температуры)
- Где вы можете наблюдать воду в твердом состоянии? (ответы детей)
Слайд 7.
- Маша приготовила сообщение об айсберге.
Слайд 8. «Айсберг»
- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии?
Слайд 9. «Вода в газообразном состоянии»
Проверим:
- На перемене дежурные класса промыли доску водой. Через несколько минут доска стала сухой. Что произошло с водой? (Испарилась)
- Что значит испарилась?
(превратилась в водяной пар)
Итак, в каких состояниях находится вода в природе?
Слайд 10. «Итоговая таблица»
ІV Проверка домашнего задания.
Самостоятельная работа.
- Повторим свойства воды.
Какая она, капелька?
Я предлагаю вам заполнить таблицу.
Слайд 11.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
- Поменяйтесь листочками, проверьте друг у друга.
Слайд 12.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
V Объяснение нового материала.
1. Беседа «Путешествие воды».
- А теперь мы понаблюдаем за удивительном путешествии капельки.
- Можно ли назвать капельку путешественницей.
Слайд 13.
- Как вы понимаете слово «путешественница»?
- Можно ли это слово отнести к воде, почему?
- Нам предстоит узнать о путешествии воды, и поможет нам в этом Капля-Капитошка. (Показ игрушки Капитошки)
- Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры.
- Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх»
- О чем сейчас нам рассказал Капитошка? Что произошло с водой в жаркий день? (вода испарилась)
- Подумайте и скажите, в какое состояние перешла вода при испарении?
(в газообразное)
- Слушаем дальше рассказ Капитошки:
«Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня дальше, и на своем пути я все чаще стал встречать своих братьев и сестер. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться»
- Какой процесс описывает Капитошка? (Когда холодный воздух встречается с теплым высоко над землей, газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в капли.)
- Во что они превращаются зимой? (В льдинки)
- Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией.
«Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я еще побываю и что нового увижу».
- В виде чего выпала на землю капля? (В виде осадков)
«Приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова».
- Воспроизведите последовательность путешествия капли.
(Испарение, конденсация, осадки и снова испарение)
- Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется круговоротом воды в природе.
Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.
2. Работа по учебнику.
- Прочитайте учебник с.121-122 и скажите, только ли в речку могут упасть капельки воды?
VI Итог урока.
Установили ли мы связь между свойствами воды и круговоротом воды в природе? Докажите!
- Докажите, что вода – действительно путешественница.
(Ответы детей)
- Можно ли назвать круговорот воды важнейшим явлением в природе?
13PAGE 15
13PAGE 14815
Root Entry