Рабочая программа по русскому языку (10 — 11 классы)
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 10-11 классов составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень),
Программы по русскому языку для 10-11 классов средней школы под редакцией А.И. Власенкова. Л.М. Рыбченковой.
Данная рабочая программа представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по основным разделам курса, требования к уровню подготовки выпускников, нормы и основные критерии оценки сочинений, оценки устных ответов учащихся, списки учебных пособий и методическую литературу для учителя.
Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на профильном уровне отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции, приоритетным в данном курсе является формирование и совершенствование лингвистической компетенции учащихся.
Изучение русского языка на профильном уровне обеспечивает овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; способность в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения. Профильный уровень нацеливает на применение полученных учащимися знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения. Важной составляющей курса является лингвистический анализ текста.
Поскольку ЕГЭ по русскому языку значительно отличается от привычных форм аттестации в старших классах (сочинения и изложения), обучение в этом классе организовано так, чтобы совместить основные (традиционные) темы и тот необходимый материал, который должен быть отработан с учащимися при подготовке к ЕГЭ.
Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (самостоятельные и контрольные работы) и устный опрос (собеседование).
Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий Программу для средней (полной) школы (профильный уровень) (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова), учебник (Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб, для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2011) и методическое пособие для учителя (Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы»: Кн.для учителя. – М.: Просвещение, 2011).
Изучение русского языка в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к осознанному выбору профессии, к получению высшего гуманитарного образования;
углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;
овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учетом их различных интерпретаций; в необходимых случаях давать исторический комментарий к языковым явлениям; оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; разграничивать варианты норм и речевые нарушения;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике, в том числе в профессионально ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в различных сферах и ситуациях общения.
Требования к уровню подготовки учащихся
Результаты изучения учебного предмета
1. Общие учебные умения
Ученик должен
знать/понимать:
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной-учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
2. Специальные предметные умения (предметные результаты)
Ученик должен уметь:
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
аудирование и чтение
использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
говорение и письмо
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
3. Метапредметные результаты
владение всеми видами речевой деятельности;
применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях;
овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
4. Личностные результаты
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ урока
Наименование раздела, тем
Всего часов
В том числе
Дата
КР
РР
план
факт
Языковая система (70 ч)
Общие сведения о языке (7 часов)
Язык как система.
1
Уровневая организация языка.
1
Взаимосвязь единиц и уровней языка.
1
Системные отношения между языковыми единицами.
1
Синонимия в системе языка.
1
Периоды в истории развития русского языка.
1
РР Сочинение-рассуждение о русском языке
1
1
Фонетика. Орфоэпия. Орфография. (8 часов)
Обобщающее повторение фонетики, графики
1
Обобщающее повторение орфоэпии, орфографии.
1
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
1
Принципы русской орфографии.
1
Фонетический разбор.
1
Изобразительные средства фонетики русского языка.
1
1
Контрольная работа (тест) по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
1
1
Орфоэпия. Орфография.
1
Лексика и фразеология (15 часов)
Повторение по теме «Лексика».
1
Системные отношения в лексике русского языка.
1
Сферы употребления русской лексики.
1
Классификация лексических единиц русского языка.
1
Исконно русская лексика.
1
Заимствованная лексика.
1
Русская фразеология.
1
Виды фразеологизмов в русском языке.
1
Словари русского языка.
1
Исторические изменения в словарном составе языка
1
Лексические средства выразительности речи.
1
1
Самостоятельная работа по теме «Лексика и фразеология»
1
Самостоятельная работа по теме «Лексика и фразеология»
1
Контрольное тестирование по теме «Лексика и фразеология»
1
1
Анализ контрольного тестирования.
1
Морфемика и словообразование (4 часа)
Повторение. Морфемика и словообразование.
1
Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства.
1
Практическая работа по теме «Морфемика. Словообразование».
1
Контрольная работа (тест) по теме «Морфемика. Словообразование»
1
1
Морфология и орфография (20 часов)
Обобщение по теме «Части речи».
1
Проблема классификации частей речи в русистике.
1
Грамматическая омонимия.
1
Правописание –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.
1
Правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
1
Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.
1
Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.
1
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.
1
Различение частиц НЕ и НИ.
1
Правописание наречий.
1
Мягкий знак на конце слов после шипящих.
1
Правописание глаголов.
1
Правописание причастий.
1
Правописание причастий.
1
Морфологические средства выразительности речи.
1
1
Практикум по орфографии.
1
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология и орфография»
1
1
РР Изложение с творческим заданием
1
1
РР Изложение с творческим заданием
1
1
Работа над ошибками
Обобщающий урок по теме «Морфология и орфография»
1
Синтаксис и пунктуация (16 часов)
Принципы русской пунктуации.
1
Классификация синтаксических единиц русского языка.
1
Синтаксические связи, их типы и средства выражения.
1
Типы и виды словосочетаний.
1
Простое предложение.
1
Осложнённое предложение.
1
Осложнённое предложение.
1
Сложное предложение.
1
Виды сложных предложений.
1
Синонимия синтаксических конструкций.
1
Прямая и косвенная речь.
1
Прямая и косвенная речь.
1
Изобразительные средства синтаксиса.
1
Авторская пунктуация.
1
Контрольный диктант по теме «Синтаксис и пунктуация»
1
1
Анализ контрольной работы.
1
Текст. Основные виды переработки текста (20 часов)
Язык и речь. Основные требования к речи
1
Текст. Признаки текста
1
Текст. Способы и средства связи между частями текста.
1
Способы и средства связи между частями текста.
1
Абзац как композиционно-стилистическая единица текста.
1
Типы речи.
1
Повествование.
1
Описание.
1
Рассуждение.
1
Речеведческий анализ текста.
1
1
Речеведческий анализ текста.
1
1
Виды сокращений текста (план, тезис, выписки).
1
Конспект. Тематический конспект.
1
1
Реферат.
1
1
Аннотация. Оценка текста. Рецензия.
1
1
РР Практическая работа по редактированию собственного текста
1
1
РР Практическая работа по редактированию собственного текста
1
1
Обобщение изученного материала о текстах, видах их переработки
1
РР Подготовка доклада на предложенную тему
1
1
РР Подготовка презентации к докладу в электронном виде
1
1
Повторение изученного в 10 классе (12 часов)
Повторение. Изобразительные средства фонетики русского языка.
1
Повторение по теме «Лексика».
1
Повторение. Лексические средства выразительности речи.
1
Повторение по теме «Морфология и орфография»
1
Повторение. Выразительные словообразовательные средства.
1
1
Повторение. Типы и виды словосочетаний
1
Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
1
1
Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
1
1
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками
1
Повторение. Прямая и косвенная речь.
1
Повторение. Текст, виды переработки текста. Способы и средства связи между частями текста
1
Повторение: Стили речи. Трудные вопросы правописания. Разбор заданий ЕГЭ
1
Итого
102
6
16
Календарно-тематическое планирование
11 класс (102 часа)
№
урока
Наименование тем
Всего часов
В том числе
КР
РР
Языковая система (69 часов)
Общие сведения о языке (14 часов)
Русский язык как объект научного изучения.
1
Лингвистика как наука о языке.
1
Основные проблемы современной лингвистики. Выдающиеся учёные лингвисты и их работы.
1
Язык и его основные функции
1
Русский язык в современном мире.
1
Активные процессы в современном русском языке.
1
Роль старославянского языка в развитии русского языка.
1
Основные виды языковых норм русского литературного языка.
1
Орфоэпические нормы. Лексические нормы.
1
Грамматические нормы. Орфографические нормы. Пунктуационные нормы
1
Проблемы экологии языка на современном этапе развития.
1
1
РР Сочинение-эссе на основе предложенного текста публицистического характера по теме раздела.
1
1
РР Сочинение-эссе на основе предложенного текста публицистического характера по теме раздела.
1
1
Тест в форме ЕГЭ по теме «Общие сведения о языке»
1
1
Фонетика. Графика (6 часов)
Повторение изученного в 10 классе. Классификация фонетических единиц русского языка. Звуки русского языка и их классификация. Фонема.
1
Повторение изученного в 10 классе. Позиционные чередования звуков речи. Фонетическая транскрипция.
1
Повторение изученного в 10 классе. Ударение в русском языке. Основные требования к интонационно правильной выразительности речи.
1
Изобразительные возможности русской фонетики.
1
Фонетический анализ текста.
1
Тест в форме ЕГЭ по теме «Фонетика. Графика»
1
1
Лексика и лексикология (10 часов)
Повторение изученного в 10 классе. Слово – основная единица языка. Системные отношения в лексике русского языка.
1
Повторение изученного в 10 классе. Смысловые отношения между словами. Лексическая синонимия.
1
Повторение изученного в 10 классе. Лексика русского языка с точки зрения происхождения, сферы употребления и стилистической дифференциации.
1
Повторение изученного в 10 классе. Общеупотребительная и необщеупотребительная лексика русского языка.
1
Лексикография. Важнейшие словари русского языка.
1
Лексические, стилистические ресурсы русского языка.
1
Фразеологические единицы русского языка.
1
Тест в форме ЕГЭ по теме «Лексика и лексикология»
1
1
РР Изложение предложенного текста публицистического характера с творческим заданием.
1
1
РР Изложение предложенного текста публицистического характера с творческим заданием.
1
1
Морфемика и словообразование (7 часов)
Повторение изученного в 10 классе. Морфемика и словообразование. Классификация морфем.
1
Повторение изученного в 10 классе. Система современного русского словообразования.
1
Повторение изученного в 10 классе. Продуктивные способы словообразования.
1
Повторение изученного в 10 классе. Способы словообразования отдельных частей речи.
1
Словообразовательные средства выразительности.
1
Комплексный анализ текста.
1
Тест в форме ЕГЭ по теме «Морфемика и словообразование»
1
1
Морфология (6 часов)
Повторение изученного в 10 классе. Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы.
1
Повторение изученного в 10 классе. Грамматическое и лексическое значение слова.
1
Проблема классификации частей речи в русистике. Система частей речи в русском языке.
1
Повторение изученного в 10 классе. Грамматическая омонимия частей речи. Морфологический разбор.
1
Грамматические средства выразительности.
1
Тест в форме ЕГЭ по теме «Морфология»
1
1
Орфография (13 часов)
Принципы русской орфографии.
1
Практикум. Орфограммы корня.
1
Практикум. Орфограммы в приставках.
1
Практикум. Орфограммы в суффиксах разных частей речи.
1
Практикум. Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречиях.
1
Практикум. Правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Трудные вопросы правописания окончаний
1
Практикум. Слитные, раздельные и дефисные написания.
1
Практикум. Правописание частиц НЕ и НИ с разными частями речи.
1
Практикум. Правописание наречий.
1
Практикум. Совершенствование орфографических навыков.
1
Тест в форме ЕГЭ по теме «Орфография»
1
1
РР Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту.
1
1
РР Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту.
1
1
Синтаксис и пунктуация (13 часов)
Повторение изученного в 10 классе. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи.
1
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
1
Сложное предложение как целостная синтаксическая структура, его виды.
1
Сложносочинённые предложения.
1
Бессоюзное сложное предложение. Виды бессоюзных предложений.
1
Сложноподчинённые предложения.
1
Текст как речевое произведение. Синтаксис текста, целостность и связность.
1
Синтаксическая стилистика и художественные возможности синтаксиса.
1
Пунктуация как система правил постановки знаков препинания.
1
Практикум по пунктуации в простом предложении.
1
Практикум по пунктуации в сложном предложении.
1
Трудные случаи пунктуации.
1
Тест в форме ЕГЭ по теме «Синтаксис и пунктуация»
1
1
Функциональная стилистика (25 ч)
Понятие о функциональных стилях
1
Функциональные разновидности русского языка
1
Стилистические фигуры как синтаксические построения.
1
РР Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту.
1
1
РР Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту.
1
1
Научный стиль речи: сферы использования, назначение.
1
Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.
1
Основные жанры научного стиля
1
Жанры письменных высказываний. Жанры устных высказываний.
1
Культура учебно-научного общения
1
Официально-деловой стиль речи, сферы его использования, назначение.
1
Основные жанры официально-делового стиля. Форма делового документа.
1
Публицистический стиль, сферы его использования, назначение.
1
Формирование культуры публичной речи. Публичное выступление
1
Формирование культуры публичной речи. Композиция, выбор языковых средств. Очерк. Эссе.
1
Культура работы с текстами.
1
Формирование культуры публичной речи. Композиция, выбор языковых средств. Устное выступление.
1
Речевые коммуникации в деловых переговорах.
1
Разговорная речь, сферы ее использования, назначение.
1
Язык как первоэлемент художественной литературы.
1
Основные признаки художественной речи
1
Основные изобразительно-выразительные средства языка.
1
Виды тропов и стилистических фигур.
1
1
РР Анализ стихотворного текста
1
1
РР Индивидуально-языковой стиль писателя: своеобразие лексики, синтаксиса, ритмов, интонаций.
1
1
Повторение изученного в 11 классе (8 ч)
Трудные случаи правописания. Разбор заданий ЕГЭ
1
Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
1
Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
1
1
Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
1
1
Итоговая контрольная работа в форме ЕГЭ
1
1
Работа над ошибками. Анализ контрольной работы
1
Разбор заданий ЕГЭ
1
Разбор заданий ЕГЭ
1
Итого
102
8
12
Содержание программы учебного курса
10 класс (102 часов)
Языковая система (70 ч)
Общие сведения о языке (7 часов)
Язык как система.
Уровневая организация языка.
Взаимосвязь единиц и уровней языка.
Системные отношения между языковыми единицами.
Синонимия в системе языка.
Периоды в истории развития русского языка.
Сочинение-рассуждение о русском языке
Фонетика. Орфоэпия. Орфография (8 часов)
Обобщающее повторение фонетики, графики
Обобщающее повторение орфоэпии, орфографии.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Принципы русской орфографии.
Фонетический разбор.
Изобразительные средства фонетики русского языка.
Контрольная работа (тест) по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
Орфоэпия. Орфография.
Лексика и фразеология (15 часов)
Повторение по теме «Лексика».
Системные отношения в лексике русского языка.
Сферы употребления русской лексики.
Классификация лексических единиц русского языка.
Исконно русская лексика.
Заимствованная лексика.
Русская фразеология.
Виды фразеологизмов в русском языке.
Словари русского языка.
Исторические изменения в словарном составе языка
Лексические средства выразительности речи.
Самостоятельная работа по теме «Лексика и фразеология»
Контрольное тестирование по теме «Лексика и фразеология»
Морфемика и словообразование (4 часа)
Повторение. Морфемика и словообразование.
Способы словообразования. Выразительные словообразовательные средства.
Практическая работа по теме «Морфемика. Словообразование».
Контрольная работа (тест) по теме «Морфемика. Словообразование»
Морфология и орфография (20 часов)
Обобщение по теме «Части речи».
Проблема классификации частей речи в русистике.
Грамматическая омонимия.
Трудные вопросы правописания –Н- и –НН- в суффиксах существительных, прилагательных и наречий.
Правописание –Н- и –НН- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.
Трудные вопросы правописания окончаний разных частей речи.
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи.
Различение частиц НЕ и НИ.
Правописание наречий.
Мягкий знак на конце слов после шипящих.
Правописание глаголов.
Правописание причастий.
Правописание причастий.
Морфологические средства выразительности речи.
Практикум по орфографии.
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Морфология и орфография»
Изложение с творческим заданием
Обобщающий урок по теме «Морфология и орфография»
Синтаксис и пунктуация (16 часов)
Принципы русской пунктуации.
Классификация синтаксических единиц русского языка.
Синтаксические связи, их типы и средства выражения.
Типы и виды словосочетаний.
Простое предложение.
Осложнённое предложение.
Сложное предложение.
Виды сложных предложений.
Синонимия синтаксических конструкций.
Прямая и косвенная речь.
Изобразительные средства синтаксиса.
Авторская пунктуация.