Рабочая учебная программа по технологии (Технический труд) для обучающихся 5-10 классов


МБС(К)ОУ «С(К)ОШ V вида»
Технология. Технический труд
рабочая учебная программа

Разработала:
учитель технологии
Черных
Наталья Евгеньевна
Березники,
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
В современных социально-экономических условиях развития общества преподавание образовательной области «Технология» в коррекционной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи приобретает первостепенное значение в вопросе социализации выпускников.
Предмет «Технология», являясь интегративной образовательной областью, призван обеспечить учащимся с тяжелыми речевыми расстройствами возможность овладеть наиболее распространенными способами и средствами преобразования окружающей действительности, применить в практической деятельности научные знания, полученные при изучении других дисциплин.
Изучение предмета «Технология» нацелено на развитие творческих способностей, готовности к саморазвитию, осознанному выбору профессии, на формирование экологической и экономической культуры.
Кроме того, образовательная область «Технология» способствует смягчению всех психофизических и речевых нарушений детей с ТНР, развитию эмоционально-волевой сферы и коммуникативного поведения, повышает мотивацию учения данной категории детей, так как имеет практическую направленность содержания.
Целями образовательной области «Технология» в коррекционной школе V вида являются:
Формирование технико-технологической грамотности, культуры труда и делового общения, навыков в прикладной творческой деятельности;
Развитие мышления и творческого потенциала личности учащихся, обеспечение осознанного профессионального самоопределения в условиях рынка труда.
Цели конкретизируются в основных предметно-ориентированных задачах:
Ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации.
Осознание учащимися степени влияния технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека.
Обучение исследованию потребностей людей и поиску путей их удовлетворения.
Формирование общетрудовых знаний и умений по созданию личностно и социально значимых объектов и услуг в условиях ограниченности ресурсов с учетом требований дизайна и возможностей декоративно-прикладного творчества.
Ознакомление с особенностями рыночной экономики и предпринимательства, получение опыта рекламирования созданной продукции с целью дальнейшей реализации.
Развитие творческой, активной, ответственной и предприимчивой личности, способно самостоятельно приобретать знания из различных областей и применять для решения конкретных практических задач.
Подготовка выпускников к осознанному выбору профессии, формирование умения строить свою профессиональную образовательную траекторию.
Рабочая программа по технологии ориентирована на формирование и развитие общеучебных компетенций:
применение методов информационного поиска и выделения необходимой информации;
осуществление для решения учебных задач операций анализа, синтеза, сравнения,
классификации, установление причинно-следственных связей, обобщение, формулирование выводов;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, построение логических цепочек рассуждений, доказательство;
принятие взвешенных и аргументированных решений в учебной и жизненной ситуации;
осуществление самоконтроля в проектной деятельности и самооценки процесса проектирования и его результатов;
овладение устным и письменным общением;
распределение обязанностей и работа в команде.
Настоящая рабочая программа реализует направление «Технология. Технический труд» для смешанных групп учащихся и разработана на основе следующих нормативно-правовых  документов и примерных программ:
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012г. №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
Приказ от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Базовыми для направления «Технология. Технический труд» являются следующие модули: «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов. Технология создания изделий из древесины», «Машины и механизмы», «Технологии создания изделий из металлов», «Электротехнические работы», «Технологии ведения дома», «Современное производство и профессиональное образование», «Основы проектирования».
При разработке программы учитывались:
психофизические особенности учащихся с тяжелыми речевыми расстройствами, их потребности;
материально-техническое оснащение мастерских в МС(К)ОУ «С(К)ОШ V вида» и перспективы их развития;
особенности организации обучения технологии в условиях МС(К)ОУ «С(К)ОШ V вида» г. Березники;
особенности экономического и культурного развития г. Березники и Пермского края.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на этапе основного общего образования 245 часов для обязательного изучения каждого направления образовательной области «Технология», в том числе: в V, VI и VII классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, в VIII классе – 35 часов.
В МС(К)ОУ «С(К)ОШ V вида» при организации обучения технологии в смешанных группах на реализацию направления «Технология. Технический труд» отводится 272 часа, в том числе в V, VI ,VII, VIII, IX классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю, в X классе – 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю.
В связи с тем, что «Технология» является практико-ориентированной образовательной областью, 70% учебного времени отводится на реализацию практической части, 30% - на изучение теоретического материала.
Для успешной реализации целей и задач программы предусмотрено использование разнообразных методов и форм обучения.
Основной метод преподавания – метод проектов. Успешное выполнение проектной работы учащихся достигается путем качественной организации их исследовательской деятельности. Учащимся предлагается самостоятельно выполнить по 2-3 проекта ежегодно в рамках изучаемых модулей. В процессе проектирования учащиеся ведут записи в тетради, фиксируя все рабочие материалы с расчетами, предположениями, выводами.
Проектирование имеет следующую структуру:
Определение потребности, обоснование выбора проекта;
Краткая формулировка цели проекта
Набор первоначальных идей
Обоснование выбора наиболее целесообразной идеи
Разработка идеи, в том числе разработка конструкции изделия, выполнение необходимых расчетов, изображение изделия в различных техниках, макетирование, исследование при выборе материалов, подбор инструментов
Планирование и разработка технологической карты
Экономический и экологический анализ
Заключение, самооценка и независимая оценка процесса проектирования и проектного изделия
В процессе проектной работы проектанты получают консультативную помощь со стороны учителя во фронтальном и индивидуальном режиме. Для информационного исследования характеристик изделия, изготовления наглядных средств, для презентации проектного изделия (схемы, таблицы, иллюстрации) предполагается активное использование дистанционного режима обучения.
Широкое применение находят объяснительно-иллюстративные методы обучения. Метод беседы имеет целесообразное применение при изучении вводных тем, в содержание которых входят вопросы истории, экологии, здоровья взрослых и детей. В этих случаях учащиеся уже имеют знания и практический опыт, полученные на уроках технологии и биологии.
Для повышения эффективности обучения целесообразно использование средств наглядности: оборудование, демонстрация приемов работы инструментами, схемы и технологические карты, таблицы. Компьютерные средства позволяют сделать занятия более насыщенными и наглядными. Компьютерные презентации и видеоролики обеспечивают подкрепление учебной информации схемами и яркими иллюстрациями.
Для реализации практической части курса и проектной деятельности целесообразно использование индивидуальных, парных и групповых формы обучения, способствующие развитию у учащихся коммуникативных и организаторских способностей, умений взаимодействия и взаимообучения, их самостоятельности и активности.
Для выявления результатов обучения используются различные формы контроля.
Предусматривается текущий, тематический и итоговый контроль.
Текущий контроль осуществляется в течение всего учебного процесса и позволяет оценить активность и качество учебной деятельности ученика.
Используются разнообразные формы контроля: тестовые задания, практические задачи, малые дидактические игры, например, кроссворды.
Тематический и итоговый контроль включает в себя две составляющих:
срез знаний с использованием метода тестов;
проектная работа учащихся.
Проектные работы включают самостоятельный выбор учащимися темы, целенаправленное информационное исследование, изготовление изделия или поиск решения социальных проблемных вопросов и защиту проекта.
Деятельность учащихся в течение учебного процесса оценивается по традиционной пятибалльной шкале.
Оценка проектной деятельности учащихся в процессе обучения технологии с 5-ого по 10-ый класс.
В проектной работе самостоятельно оцениваются:
исследовательская деятельность и защита проекта;
качество практической работы.
Критерии оценки представлены в таблицах №1 и № 2.
Таблица №1
№ Критерии оценки исследовательской деятельности и защиты проекта Баллы
1. Обоснование выбора темы, формулировка цели 2
2. Аналитическая работа с информацией по вопросам темы, выполнение расчетов, экологическая оценка 4
3. Творческий подход к защите проекта 1
4. Четкость и выразительность речи при защите 1
5. Правильность ответов на вопросы 2
ИТОГО: 10
9-10 баллов – «5» («отлично»);
7-8 баллов – «4» («хорошо»);
5-6 баллов – «3» («удовлетворительно»);
меньше 4 баллов - «2» («неудовлетворительно»).
Таблица №2
№ Критерии оценки качества практической работы Баллы
1 Правильная технологическая последовательность изготовления изделия 4
2. Испытание проектного изделия 2
3. Соблюдение правил безопасного труда 2
4. Эстетическое оформление проектного изделия 2
ИТОГО: 10
9-10 баллов – «5» («отлично»);
7-8 баллов – «4» («хорошо»);
5-6 баллов – «3» («удовлетворительно»);
меньше 4 баллов - «2» («неудовлетворительно»).

В результате изучения предмета «Технология. Технический труд» ученик должен знать/ понимать:

- основные технологические понятия;
- назначение и технологические свойства материалов;
- назначение и устройство применяемых ручных инструментов, приспособлений и оборудования;
- виды, приемы и последовательность выполнения технологических операций;
- профессии и специальности, связанные с обработкой материалов, созданием изделий из них, получением продукции;
- средства оформления интерьера;
- виды современной бытовой техники;
- сферы современного производства;
- разделение труда на производстве;
- понятие о специальности, профессии и квалификации работника;
- факторы, влияющие на оплату труда;
- пути получения профессионального образования;
- свои интересы, склонности и способности, учет их при выборе профессии.
Ученик получит возможность научиться:
определять потребности людей и общества;
осуществлять дизайн-анализ изделий;
формулировать цели и задачи проектирования;
разрабатывать критерии для выбранного проектирования изделия;
рационально организовать рабочее место;
применять конструкторскую и технологическую документацию;
составлять последовательность выполнения технологических операций для изготовления изделия;
выбирать материалы, инструменты и оборудование для выполнения работ;
выполнять технологические операции с использованием ручных инструментов, приспособлений машин и оборудования;
соблюдать требования безопасности труда и правила пользования ручными инструментами и оборудованием;
осуществлять доступными средствами контроль качества изготовляемого изделия (детали);
находить и устранять допущенные дефекты;
планировать ремонтно-отделочные работы с указанием необходимых материалов и оборудования;
анализировать бюджет семьи;
находить информацию о профессиональных учебных заведениях в городе;
находить информацию о положении на рынке труда;
учитывать свои интересы, склонности и способности при выборе профессии;
.
Ученик должен использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
анализа потребностей и выявления возможностей их удовлетворения с учетом существующих ресурсов;
планирования и организации преобразовательной деятельности;
поиска и критической переработки необходимой информации;
для изготовления изделий из поделочных материалов с использованием инструментов и ручных приспособлений;
изготовления изделий из поделочных материалов в различных декоративно-прикладных техниках;
использования бытовой техники по назначению;
выбора рациональных способов и средств ухода за одеждой и обувью;
использования санитарно-гигиенических средств в жилых помещений;
построение своей профессиональной образовательной траектории.