Конспект урока по географии на темуОзера. Водохранилища. Пруды (6 класс)


Мясникова Ирина Анатольевна
учитель географии
ГОКУ «СКШ №3»,
г. Иркутск, Иркутская область
Конспект урока географии в 6 классе
Тема: «Озёра. Водохранилища. Пруды».
Тип урока: комбинированный.
Коррекционно – образовательные цели:
- закрепить знания об изученных ранее водоёмах посредством выполнения специально подобранных учебных заданий;
- сформировать у учащихся понятие «озеро», дать представление о типах озёрных котловин, бессточных и сточных озёрах, расширить знания учащихся о искусственных водоёмах, показать их роль в жизни людей;
Коррекционно – развивающие цели:
- развивать и корригировать пространственное восприятие и мышление учащихся при чтении и зарисовке схем озёр;
- развивать память через воспроизведение изученного материала;
- развивать речь учащихся через чтение текста параграфа, обогащение словаря через знакомство с новыми терминами и понятиями;
- корригировать операции анализа и синтеза во время учебно-воспитательной деятельности.
Коррекционно - воспитательные цели:
- воспитывать интерес и потребность в бережном отношении к окружающей природе.
Оборудование: учебники географии, рабочие тетради, перфокарты, физическая карта России, презентация к уроку.
Ход урока.
Орг. момент.
Приветствие, проверка готовности к уроку. Психологический настрой на познавательную деятельность.
2. Актуализация знаний учащихся. Фронтальный опрос + работа с картой.
- давайте вспомним какой раздел географии мы с вами изучаем? (Вода на земле)
- с какой темой познакомились на прошлом уроке? (Как люди используют реки)
- давайте вспомним с вами понятие река? (Река - это поток воды, который течёт в сделанном им углублении в земле)
- на берегу какой реки располагается наша школа?
- кто из вас может выйти к доске рассказать и показать на карте образование реки Ангара, её путь от истока до устья.
- а вот теперь на примере реки Ангара и с помощью ваших схем в тетрадях, расскажите, как люди используют реки?
Использование рек:
- ловят рыб;
- сплавляют лес;
- перевозят пассажиров и грузы;
- вырабатывают электроэнергию;
- используют в промышленности (фабрики и заводы);
- для орошения полей;
- зона отдыха (санатории по берегам рек) Рубрика «Докажи обратное».
- Я утверждаю, воду использованную на заводах и фабриках можно сбрасывать в реки. Если кто - то со мной не согласен, пусть докажет, что я не права.
Индивидуальная работа с ребятами 3-4 группы (карточки)
Закончи предложение с помощью слов подсказок: лес, рыба, вода, электричество, река, груз, пассажир.
- гидроэлектростанции вырабатывают _________________.
- в реках ловят _________________.
- люди любят отдыхать на ______________________.
- по рекам сплавляют ___________.
- все крупные заводы и фабрики используют ____________________.
- на баржах, теплоходах перевозят ______________ и ______________ .
Подведение итогов д/з. Выставление оценок.
3. Новый материал.
Подведение к теме урока с помощью загадок.
- Посреди поля
Лежит зеркало:
Стекло голубое,
Рама зелёная (Озеро)
В деревне уж давно, всегда
Была диковинкой вода.
Несли её из далека -
Семьсот шагов до родника.
А без неё какой полив
Цветов, клубники, яблонь, слив.
Мой дед сказал: «Решу вопрос»
И на полгода в землю врос.
Он так копал! И мы страшились,
Что деда навсегда лишились.
Теперь все чтут его за труд:
Он выкопал отличный … (пруд) Молодцы, как вы думаете о чём мы будем говорить на уроке? Сообщение темы и целей урока. Запись в тетрадях.
Тема нашего урока: «Озёра. Водохранилища. Пруды». Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с понятием озеро, узнаем какие бывают озёра, как они образуются, а также поговорим об искусственных водоёмах (прудах, водохранилищах) и узнаем о их роли в жизни человека.
- Откройте тетради, запишите число и тему урока.
- Рассказ учителя.
Вы уже знаете, что поверхность земли разнообразна. На ней есть не только холмы, горы, равнины, но и углубления, впадины. Часто в углублениях собирается вода.
- Откуда в углублениях собирается вода?
Вода накапливается в углублениях от дождей и тающего снега, из родников, ручьев, рек и речушек. И если в такое углубление поступает больше воды, чем за тоже время испаряется, вода накапливается и образуется озеро. Запишите в тетрадь определение озеро. Озеро – это впадина (углубление) на поверхности земли, заполненное водой.
По своему происхождению озёра бывают разные. Одни образуются после землетрясений в местах прогиба и опускания земной поверхности. Такие озёра как правило самые глубокие. Какое самое глубокое озеро находится в России? - оз. Байкал (1637м.) Другие образуются в кратерах древних вулканов. В горах, после каменных обвалов, которые перегораживают горную реку как плотина тоже могут появляться озёра. Они называются запрудные. Иногда после весеннего половодья река прокладывает себе новое русло, а в старом остаётся озеро (старица) Есть ледниковые озёра, которые образовались в следствии таяния ледников. Например у нас это Ладожское и Онежское озеро.
- озёра бывают сточные и бессточные (схема)
- внимательно рассмотрите и скажите, чем сточное озеро отличается от бессточного.
Вывод: Сточные озёра – озёра, в которые реки впадают и вытекают.
Бессточные озёра – это озёра, в которые реки впадают, но не вытекают.
Вода в сточном озере полностью меняется за несколько десятков лет, а в бессточном за 200 – 300 лет.
Зарисуйте схему в тетрадь.
- Вода в одних озёрах может быть пресной, а в других солёной. Как правило сточные озёра – пресные, а бессточные – солёные. Много солёных озёр на Прикаспийской низменности. Среди них выделяется озеро Баскунчак. Учёные подсчитали, что соли в этом озере 40 млрд. тонн. Если бы всё население земли потребляло соль из этого озера, то её хватило бы на 1500 лет.
В Африке есть интересное озеро Киву. Его местные жители называют озеро «кастрюля», где варится уха. Озеро находится недалеко от вулкана Китуро. Когда вулкан извергается, то лава стекая по склону попадает в озеро, в следствии чего вода в нём закипает, а рыба и водоросли варятся. После того, как извержение прекращается, местные жители подплывают на лодках и собирают варёную рыбу, затем употребляют в пищу.
- На стр. 55 прочитайте первый абзац и ответьте на вопрос: «Как люди используют озёра?»
Использование озёр:
- перевозят грузы;
- места отдыха;
- ловля рыб;
- разведение рыб и водоплавающих птиц;
- возле озёр размещают санатории и дома отдыха;
- добывают поваренную соль.
Физкультминутка.
На земле кроме естественных водоёмов, существуют искусственные, созданные человеком. Например: водохранилище – это искусственный водоём с огромными запасами воды, образовавшиеся после постройки плотин на реках.
- какую реку в нашем городе перегородили плотиной и построили ГЭС? (р. Ангара)
- на стр.55, рис.59 внимательно рассмотрите схему и расскажите о пользе и вреде водохранилищ.
Польза: запасы воды, выработка электроэнергии, место для отдыха и купания.
- Вред: затопление земель, городов и деревень; исчезновение мест обитания животных и птиц; обмеление частей рек ниже плотины.
- В тех местах, где нет близко ни реки, ни озера, люди роют машинами большую глубокую яму. Подземная и дождевая вода её заполняют и образуется пруд. Пруды – это небольшие водоёмы, которые летом во время засухи мелеют или пересыхают.
- Для чего создают пруды?
В пруду берут воду для поливки огородов, садов и других хоз. нужд;
Разводят рыб, уток, гусей;
В пруду можно купаться.
- Почему для питья воду из пруда нельзя брать?
В пруду вода стоячая, поэтому в ней содержится много болезнетворных бактерий, которые опасны для здоровья человека.
4. Первичное закрепление.
- работа с карточками.
1-2 группа
- По описанию определи о каком водоёме идёт речь:
а) Углубление на поверхности Земли, заполненное водой. (______________)
б) Водоём образовавшийся после того, как реку перегородили плотиной. (______________________________)
в) Небольшие водоёмы , которые вырыты с помощью машин и заполняются дождевой и подземной водой.(__________________)
- Определи какое из этих озёр сточное, а какое бессточное?
а) Из этого озера не берёт начало ни одна река, но одна река в него впадает. Это озеро __________________
б) В это озеро впадает более десяти рек , а вытекает только одна.
Это озеро ___________________
3 - 4 группа
- Заполни перфокарту. На пересечении вопроса и правильного ответа поставь знак «+» (плюс).
Ответы
Название водоёма Естественный Искусственный
Пруд Озеро Водохранилище - Подпиши, какое озеро сточное, а какое бессточное.
11430066675
Рисунок 1. ___________________ Рисунок 2. ____________________
- Проверка выполнения.
5. Итог урока.
- С какой темой познакомились на уроке?
- О каких водоёмах говорили на уроке?
6. Рефлексия.
- Урок был интересный, потому что …
- Из урока я узнал(а) что …
7. Д/З. стр. 54-56, вопросы 1, 2, 3, 9. Любознательным учащимся (1-2 группа) прочитать доп. материал на стр. 56-57 и подготовить рассказ об одном интересном факте про озёра.
Список литературы
География: 6 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида: с прил./Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 184 с.: ил. + Прил. (16 с.: ил., карт.).
Лифанова Т. М. Рабочая тетрадь по начальному курсу физической географии/ Учебное пособие для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М.: Просвещение, 2001. – 136 с.
Занимательные рассказы о физической географии: Сост.: Ю. И. Смирнов. Оформл. облож. А. С. Андреев. – СПб.: ИКФ «МиМ-Экспресс», 1995-176 с. - (Серия: «Хочу все знать»)
Максимов Н. А. За страницами учебника географии: Кн. Для чтения учащихся 5 кл. сред. шк. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 190 с.: ил.
Арабаджи В. И. Загадки простой воды (В мире воды и льда). М., «Знание», 1973. – 96 с.