Урок литературы в 4 классе. Тема: Образ солнца в стихотворении К.Бальмонта «Аромат солнца».
Бармина Светлана Викторовна
учитель начальных классов
МОУ «Шахунская гимназия им. А. С. Пушкина» Нижегородской области
Урок литературы в 4 классе.
Тема: Образ солнца в стихотворении К.Бальмонта «Аромат солнца».
Цель:
1. Через организацию различных видов словарной работы выявить особенности описания образа солнца в стихотворении К.Бальмонта.
Через организацию работы научно-исследовательских групп добиться активизации словаря учащихся, познакомить детей с метафорой.
Обеспечить условия для развития творческих способностей учащихся.
Оборудование:
– набор карточек для словарной работы
Слово Значение Пример в речи Особенности
– карточки со стихами и заданиями к ним
– текст и фонограмма песни Кота Леопольда;
– видеозапись из мультфильма «Лето Кота Леопольда»;
-ноутбуки.
Проект урока.
1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. Проверка домашнего задания.
– Пусть учащиеся, сидящие за одной партой, будут научными лаборантами, которые в течение урока будут заниматься исследовательской работой: изучать проблемы, выдвигать гипотезы, строить объяснения. Ими даже могут быть сделаны открытия. Помощник учителя –….. (Алёна), ведёт лист активности работы учащихся на уроке.
Хотите проверить свои силы?
Первое задание:
– Определите тему, сформулируйте цели урока. Для этого объединитесь в группы по рядам и выполните 1 задание на карточке.
Карточка 1
Прочитайте выразительно. Догадайтесь, о чём идёт речь. Объясните своё предположение.
Елена Благинина.
____________ красно,
Гори-гори ясно!
В небо пташкой залети,
Нашу землю освети,
Чтоб садам и огородам
Зеленеть, цвести, расти!
____________ красно,
Нашу землю оживи,
Всех на свете ребятишек
Обогрей, оздорови.
Карточка 2
Прочитайте выразительно. Догадайтесь, о чём идёт речь. Объясните своё предположение.
Русская народная песенка.
____________-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Ещё маленьких ребят.
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай __________,
Колоколнышка.
Карточка 3
Прочитайте выразительно. Догадайтесь, о чём идёт речь. Объясните своё предположение.
Владимир Добронравов
________________ зайчики
Вышли погулять.
Захотелось зайчикам
В поле побывать,
На ветвях орешника
Высушить росу,
Разбудить под ёлочкой
Рыжую лису.
Выкупались зайчики
В речке голубой.
Заглянули зайчики
В гости к нам с тобой
И сказали весело:
– Чтобы сильным стать,
Надо вместе с _____________
Каждый день вставать.
Отчёт групп. (Дети зачитывают стихотворение, объясняют, как догадались, что речь идёт о солнце. Учитель на доске записывает слова:
освещает, оживляет, оздоровит, обогреет, осушит, пробудит.
– По теме этих стихов и словам на доске вы уже догадались, о чём пойдёт речь? (О солнце, его значении в жизни.)
2) – Совсем недавно вы пробовали свои поэтические силы и дома писали стихи о солнце. Зачитайте. Остальные – слушатели, постараются расширить круг слов, которые характеризуют солнце.
(Радует, удивляет, способствует росту, одаривает, украшает)
Вывод:
Действительно, всё это есть у солнца, и вы помогли мне сделать данное открытие.
II. Изучение нового материала. Словарная работа.
Константин Бальмонт сделал своё открытие. Что же он обнаружил у солнца?
Узнаем об этом на стр. 92
Стихотворение «Аромат солнца» (Чтение учителем.)
– Трудные строки. Выскажите своё первое впечатление. (Необычный образ солнца, много непонятных слов)
– Чтобы глубже, лучше понять, каким представляется солнце автору, предлагаю провести словарную работу.
(Каждая исследовательская группа получает словарную карточку с одним словом, занимается толкованием слова, его особенностями.)
Отчёт групп. (Дети зачитывают значение слова, применяют его в речи, указывают особенности слова.)
– Пожалуй, осталось лишь слово «купавы». (Цветы жёлтого цветка, растут в воде.)
Вывод:
Насколько богата и выразительна речь К.Бальмонта! С уроков риторики мы знаем, какие слова делают нашу речь богатой. (Это эпитеты и метафоры.)
– Прочитайте ещё раз определения.
– Я прошу поработать в тетради. Выпишите из стихотворения слова, относящиеся к данным:
хор _________, купавы __________, весна _____________,
ландыши _____________, запах земли ______________, сосна ________,
листья _______________.
Проверим, зачитайте. Почему эти слова я выделила в отдельную группу? (В этих словах указывается на качество, в других – авторское отношение, художественное определение)
– Придумайте свои эпитеты к слову «солнце»:
золотое, огненное, доброе, ласковое, весёлое, молодое, холодное, жгучее.
Другое задание:
Отыщите в тексте строки с таким же смыслом:
– Ароматы и цветы соединились в хор, в один узор.
– Когда светит солнце, пахнут травы, цветы, сосны.
– Когда светит солнце, поют птицы, зеленеют листья, веселятся люди.
– Какие строки вам нравятся больше? Почему? ( Слова красивее, выразительнее, они в переносном смысле.)
– Такие слова называют «метафорами». (Определение.)
– Придумайте свои метафоры к слову «солнце»:
блестит, оживит, радует, веселит.
– Вы посмотрите, эти слова уже были в ваших стихах. Вы сами не осознавали, что использовали метафоры. Это замечательное открытие.
– Если обратить внимание на все слова, которые мы взяли для характеристики солнца, то можно отметить какую-то связь, закономерность. (Эти слова характеризуют доброго, хорошего, положительного героя.)
– Я знаю одного доброго героя из мультфильма, который, кстати, поёт о солнышке. (Видеоролик «Песня Кота Леопольда».)
III . Творческое задание.
Предлагаю использовать слова, характеризующие солнце – итог сегодняшнего исследования, для сочинения четверостиший – продолжения песенки. Чтобы сохранить ритм строк, раздаю текст песенки.
В помощь рифмы:
Встаёт-раздаёт, луч - туч, добро - светло, цветком-колоском, аромат - всех ребят.
Сочините свои куплеты, можете не менять припев, в заключении споём вашу песенку вместе. Чтобы можно было быстро спеть с друзьями, работаем на ноутбуках, посылаем тексты на главный компьютер( приносим на флешносителе), редактирую и выведу на большой экран.
Отчёт групп. Импровизированное хоровое исполнение песни учащимися под фонограмму.
Итог урока. Оценка. Домашнее задание.
– Удалось ли исследование?
– Что было предметом исследования? ( Стихотворение К.Бальмонта, особенности языка писателя, выразительная речь.)
– Какое открытие мы сделали? (Сочинили песню, узнали, что такое «метафора».)
Оценки за урок. (Помощь эксперта.)
Домашнее задание: стихотворение наизусть, стр.93 (вопросы), досочинить песенку.