Социализация обучающихся в процессе создания детской газеты


Формула образования и воспитания в XXI в. давно и чётко определена: «Человек – это цель, результат, главный фактор и абсолютная ценность социального прогресса». Человек – творец всего, что вокруг, но прежде всего, он - творец жизни и самого себя. Процесс социализации начинается с младенческих лет, период детства и юности в процессе социализации играет наиболее важную роль, в этом возрасте закладываются основные знания о нормах поведения в обществе. Прежде подготовка к взрослой жизни была менее продолжительной, нежели сейчас: в14-15 лет юноша переходил в разряд взрослых, а девушки в 13 лет выходили замуж и образовывали самостоятельную семью. А вот сейчас человек продолжает учебу иногда до 25 лет. В сравнении с нашими обезьяноподобными предками период подготовки к жизни увеличился минимум в 5 раз. Говорить о конце социализации не приходится, так как этот процесс происходит на протяжении всей жизни человека и заканчивается в глубокой старости, но наиболее благоприятным временем для социализации является все же детство и юность. Детство – лучшая пора в жизни человека, разнообразная и многоликая. Детские впечатления налагают неизгладимый отпечаток на смысл всей последующей взрослой жизни. И потому так важно наполнить детский мир ярким содержанием. Именно в детстве закладываются основы личной активности, проявляются ценности, определяющие «качества» будущей жизни человека. В то же время ребёнок наименее защищён от социального воздействия окружающей среды. В современном социуме чувствуется переизбыток информации: видео, ТВ, Интернет, СМИ. В этом море информативного потока дети испытывают определённые трудности в формировании жизненных ориентиров и ценностей. Задача взрослого – научить отделять зёрна от плевел. Актуальная задача общества – преодолеть в ближайшие годы апатию, инертность и социальное отчуждение молодежи. Для этого взрослые должны добиваться ускорения темпов социализации подростков, которые в последние десятилетия снизились. Часть молодых людей не торопится принимать на себя ответственность за судьбу общества, своей семьи и даже свою собственную. Уход от трудностей жизни, безразличие к общественным делам распространены повсеместно. В этом повинно и общество, не предоставляющее молодым людям надлежащие условия для ускоренного развития, и система воспитания, отводящая молодым людям роль «недорослей», и семья, создающая условия для иждивенчества, долгих поисков своего места в жизни. Особенностью же нынешней ситуации, в которой осуществляется формирование духовного облика подростков, заключается в том, что этот процесс происходит в условиях ослабления политического и идеологического прессинга, он сопровождается переоценкой ценностей, критическим осмыслением опыта предшествующих поколений, новыми представлениями о своем профессиональном будущем и будущем общества.
Социализация человека идет в процессе его взаимодействия с многочисленными факторами, группами, организациями, среди которых особое место занимают образовательные учреждения. Это процесс чрезвычайно значимый и сложный. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществляется социальное становление индивида. Большое влияние на социализацию ребенка оказывают многие факторы микросоциальной среды. Именно поэтому тема роли влияния образования на процесс социализации индивида в образовательном учреждении очень актуальна в нашем постоянно меняющемся мире. В условиях головокружительной скорости технических достижений, часто меняющейся политической и социальной обстановки ребенку надо научиться ориентироваться, научиться во всем разбираться, принять и понять все необходимые правила данного общества, и именно учреждения образования должны помочь ребенку в осознании себя членом этого общества. Они должны «проводить в жизнь заказ общества – формировать человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, растить, обучать и воспитывать молодые поколения с максимальным учетом тех социальных условий, в которых они будут жить, и работать».
Исследователями в связи с этим выдвигаются три основные социально-педагогические задачи современныхобразовательных учреждений как института социализации:- освоение ребятами нормативного поведения;- построение своей собственной позиции, своего отношения кусваиваемым нормам и ценностям;- первичную профессиональную подготовку.
Современный молодой человек должен быть социально активной личностью, со своей сформированной гражданской позицией, которую он свободно и открыто может выражать в различных видах деятельности, в том числе и в средствах массовой коммуникации, которые считаются еще одним автономным институтом социализации (печать, радио, телевидение, компьютерные сети) и с помощью которых осуществляется распространение информации на количественно большие рассредоточенные аудитории. Их значение и роль быстро возрастают. Сегодня все более влиятельным каналом информации и социализации становится Интернет. Компьютерные сети безгранично расширяют круг потенциальных источников информации, практически уничтожая государственные границы. Они резко повышают степень автономии детей и подростков от старших поколений. Благодаря виртуальному общению возникают не только новые социально – психологические группы и сообщества, но и новые типы личностей.Социальная и культурная среда быстро меняется, вынуждая готовить молодежь к жизни в иных, чем ранее, условиях. Эффективность институтов социализации и конкретных методов воспитания и обучения должна оцениваться сегодня не тем, насколько успешно они обеспечивают усвоение и воспроизводство унаследованных от прошлого ценностей и навыков, а сколько тем, готовят ли они подрастающее поколение к самостоятельной творческой деятельности, постановке и решению новых задач, которых не было в опыте прошлых поколений.  Детская печатная пресса, на мой взгляд, является одним из таких самых интересных и современных форм творческого взаимодействия с детьми, общего коллективного дела. 10 лет существует в нашем образовательном учреждении газета «Лестница». Она – плод совместных усилий неравнодушного, активного, деятельного и творческого коллектива единомышленников из числа детей, редактора, педагогов, администрации. В детском творческом объединении дополнительного образования « Юный журналист» за эти годы сложилась особая атмосфера, помогающая детям выявить предпочтения, удовлетворить свои интересы и проявить способности в этом увлекательном и захватывающем деле по созданию молодежной газеты.
6 лет назад передо мной как главным редактором газеты встала непростая задача – в короткие сроки сплотить детей разного возраста, объединить их общим делом и наладить работу по регулярному изданию такой газеты. Мои воспитанники – это старшеклассники, активно участвующие в работе детского творческого объединения, проявляющие интерес к работе СМИ и желающие овладеть азами корреспондентского мастерства. Свою работу я строю на основе своей авторской программы «Теория и практика журналистики», основная идея которой - развитие личности ребёнка и его творческих способностей через работу молодежного пресс-центра и создание необходимых условий для самореализации и самоутверждения личности.
Программа дополнительного образования рассчитана на учащихся 7 – 11 классов, заинтересованных в изучении основ журналистики и овладении практическими навыками работы, ориентирована на применение широкого комплекса знаний по ранее изученным базовым учебным дисциплинам. В свою очередь, обучение данной программе не только значительно расширит объём знаний по основам учебных предметов, но и даст запас сведений, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности, а также знаний общекультурного характера в поликультурном обществе. Практическим итогом реализации программы является издание молодежной газеты, а главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный к публикации материал.
Любая образовательная концепция (и моя программа не исключение) ба-зируется на основных закономерностях и принципах воспитания, которые по-могают нам решать поставленные образовательные и воспитательные задачи, находить общий язык с детьми, учитывая их интересы. Данная программа призвана помочь подросткам проявить свои творческие способности, развить умения, помогающие правильно и грамотно излагать свои мысли, прочувствовать ответственность за результаты своего труда, приобрести навыки работы в коллективе единомышленников.
Коммуникативная направленность обучения этой программы даёт учащимся возможность общаться и взаимодействовать, а деятельностный характер позволяет каждому научиться работать как индивидуально, так и в команде. Занятия по данной программе предполагают личностно-ориентированный подход, с помощью которого ярче раскрываются индивидуальные особенности учащихся, формируется умение свободно и творчески мыслить. («Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.» (Г.К. Лихтенберг) Образовательные и воспитательные задачи направлены на развитие и ста-новление личности обучающего, его самореализацию и свободное самовыра-жение. Грамотно сформулированные задачи создают особые условия для рас-крытия литературного таланта детей и как нельзя лучше способствуют фор-мированию у обучающихся следующих компетенций:
- личностные: овладение знаниями, умениями и навыками самосовершенствования (тестирования различных видов на исследование личностных качеств, тренинги «Как стать успешным», «Приемы мнемотехники или как овладеть приемами быстрого запоминания информации» и др.);
- коммуникативные: совершенствование речевых умений и навыков (в рамках спецкурса «Риторика» - лекции по ораторскому искусству; в рамках занятий по обучению основам редакторской правки - регулярные практикумы по литературной правке текста), обучение взаимодействию и сотрудничеству (газета – это, прежде всего, работа в команде);
- информационные: обучение приемам поиска, обработки, отбора, использования, распространения информации;
- ценностно-смысловые: воспитание гражданственности, нравственности, формирование духовных ценностей (с целью воспитания данных качеств проводится большая работа: регулярные публикации о происхождении и сути государственных праздников нашей страны, встречи с ветеранами войны и труда, разъяснение на страницах газеты основ Конституций РФ и РТ, ознакомление подростков с документами, закрепляющими права детей, создание специальной рубрики «К 70-летию Победы» и опубликование в ней ряда статей данной тематики и т. д.);
- социально-трудовые: профориентация (регулярные публикации статей профориентационной направленности: «Вожатая», «Журналистом хочешь быть? Пусть тебя научат!», «На шаг ближе к мечте» и др.), включение в активную социальную деятельность (участие в общественных акциях, работа юнкорами на различных мероприятиях городского и республиканского уровня, регулярный выпуск газеты для детей и подростков города, а также ее распространение); - учебно-познавательные: формирование критического и креативного мышления, обучение тактике планирования, законам логики;
- общекультурные: осведомлённость в национальной и общечеловеческой культуре.
Газета, выпускаемая детьми, даёт им возможность определиться в сфере массовой коммуникации, реализоваться в интересном коллективном деле, утвердить себя и свои успехи в общественном мнении. Кроме того, совместная работа помогает детям наладить систему новых отношений, помогающую выявить их способности, профессиональные качества, определиться в мире профессий. Таким образом, в подобном объединении, прежде всего, решается важная задача допрофессионального образования и профессионального самоопределения старшеклассников.
По моему мнению, молодежная газета создаёт особые условия для активного включения подростков в окружающую их социальную среду. Какую бы профессию мои воспитанники ни выбрали в будущем, полученные знания и умения пригодятся им всегда. Совместная работа по созданию газеты способствует экспериментальному поиску, развитию фантазии, нестандартного мышления и способности мыслить гибко и чётко («Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения.» (Г.К. Лихтенберг), а такжереализации потребности в коллективном творчестве, которая укрепляет связи с ближайшим социальным окружением.
На страницах прессы мы освещаем разнообразные события из школьной и внешкольной жизни детей и подростков нашего города, тем самым давая возможность каждому проявить свою активность, внести свой вклад в общее дело, наполнить свою
жизнь общественно значимым содержанием. Очень интересно обсуждать с детьми, каким должно быть «лицо» газеты, какой должен быть её «голос», её стиль, её внутреннее содержание, определять рубрики и направления статей и заметок.
Хочется отметить, что дополнительное образование детей в школе – сфера, объективно консолидирующая процессы воспитания, обучения и развития. Оно помогает свободно избирать пути освоения знаний, способов деятельности, направленных на удовлетворение интересов личности, её предпочтений, склонностей, способностей, творческих устремлений. Творчество в моём детском объединении является основной формой самопознания, способом реализации собственного «Я», своего природного предназначения.
Понятно, что любая работа с детьми должна основываться на определённых принципах. Поскольку моя аудитория – это старшеклассники, очень интересно вместе с ними определять для себя основы работы – во что верим, к чему стремимся, во имя чего объединяемся?
Я не ставлю себе глобальных целей - вырастить из ребят настоящих «акул пера». Этим должны заниматься профессионалы. Моя цель проще – обучить моих подопечных основным навыкам и умениям по сбору, обработке и передаче информации и посредством совместной работы по выпуску очередного номера сформировать стремление к творческой социально значимой деятельности.
Ясно, что одной из самых важных проблем современного образования является проблема вхождения выпускников в социум, живущий подчас не по тем правилам, которые им прививали в школе. Смогут ли они, с одной стороны, находить общий язык с окружающими в таком сложном мире, а с другой – не поддаться всему тому, что может смять, изуродовать личность?
Моя задача, как одного из их педагогов, – постараться заложить в юном человеке столько любви, веры в себя и людей, столько открытости и независимости, чтобы хватило на яркую, интересную, взрослую жизнь. Пользуясь методами личностно-ориентированного подхода, можно превратить среду любого учебного заведения в пространство для реализации природных и социально приобретённых возможностей и способностей детей. Главное – безграничная вера в талант своих воспитанников и кропотливая работа по формированию души, которая «обязана трудиться»!
Эффективность любых наших педагогических усилий мы должны оценивать с точки зрения личностного роста ребёнка. Лично для меня показателем результативности работы всегда были достижения моих воспитанников. Успешное участие в городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях детской и молодежной прессы, наши грамоты и дипломы – лучшее подтверждение того, что работаем не зря! Гран-при V Всероссийского фестиваля детских и молодежных СМИ «МедиаПокорение» (г. Набережные Челны, 2014 год)
Понятно, что успехи детей – это огромный труд многих людей: родителей, учителей, классных руководителей, администрации школы. И тем приятнее осознавать, что педагог дополнительного образования на равных вносит свою лепту в копилку общего успеха ученика.
Ещё одним показателем активного включения в жизнь социума моих воспитанников является их активное участие в социально значимых проектах, таких, например, как Республиканский антинаркотический проект «SamoSтоятельные дети», направленный на формирование у молодежи негативного отношения к вредным привычкам и пропаганду здорового образа жизни. Юнкоры не только принимают участие в проводимых в рамках проекта акциях, но и охотно освещают их в нашей газете. Следует заметить, что эту работу по достоинству оценило жюри VII Республиканского журналистского конкурса антинаркотической пропаганды для взрослой прессы «Бумеранг - 2013» (г. Казань), которое присудило нашей газете 1 место в номинации «Цикл газетных публикаций антинаркотической направленности в городских и районных газетах».
Я могу отметить, что подобные проекты направлены, прежде всего, на формирование активной созидающей личности, востребованной современным российским обществом. Востребованными обществом и значимыми для молодого человека являются такие качества его личности, как критичность мышления, активная жизненная позиция, высокий уровень коммуникативной культуры, инициативность, умение планировать свою деятельность, ориентированную на результат, умение работать в команде, умение выражать свои мысли, аргументировать свой выбор. Именно эти личностные умения и навыки, на мой взгляд, помогут моим воспитанникам стать более уверенными, деятельными и успешными, чем бы они ни занимались!
Конечно, знания, умения и навыки, полученные на занятиях, для ребят важны, но для меня гораздо интереснее знать: какими они вырастут людьми? Смогут ли найти применение своим силам, найдут ли в жизни своё место? И тут на передний план выходит вопросы социальной адаптации наших выпускников. Отрадно отметить, что часть ребят, посещавших моё творческое объединение, сегодня входит в студенческие советы и продолжают работу в вузовских пресс-центрах. Понятно, что не все они станут именитыми журналистами. Но знания и умения, полученные в стенах нашего учреждения дополнительного образования, дают им возможность стать успешными и востребованными.
В результате к концу обучения мои дети должны овладеть основными методами и приёмами корреспондентской работы, уметь грамотно излагать свои мысли, определять основные журналистские жанры и стили, составлять заметки, отчёты, интервью, репортажи для нашей газеты. А самое главное – они должны научиться видеть необычное в обычном, работать вместе и сообща, взаимодействовать с окружающим миром на позитивной волне. Только в этом случае они станут успешными людьми, умеющими поставить чёткие цели, выбрать пути их достижения и добиться желаемого результата.