Методическая разработка Курс сольфеджио как составная часть целостного музыкального воспитания учащихся в ДШИ и ДМШ
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Детская школа искусств № 13
Методическая разработка
«Курс сольфеджио как составная часть целостного музыкального воспитания учащихся в ДШИ и ДМШ»
Преподаватель теоретических дисциплин МБУ ДО ДШИ № 13
Малкова Наталья Валерьевна
г. Ульяновск
2015 г.
Курс сольфеджио как составная часть целостного музыкального воспитания учащихся в ДШИ и ДМШ
Сольфеджио (от итальянского «solfeggio») имеет несколько значений. Происходит от названия нот соль и фа. Буквально означает «распеваю, пою».
Учебная дисциплина, предназначенная для развития музыкального слуха и музыкальной памяти, принятая во многих европейских странах.
Сборники для одно- и многоголосного сольфеджирования и анализа на слух.
Раздел музыкальной науки.
Вокальные упражнения, которые исполняются на гласные звуки и служат для развития голоса (другое название вокализы).
В данной статье сольфеджио рассматривается как учебная дисциплина.
Цели курса сольфеджио – воспитание и развитие музыкального слуха, воспитание музыкальной памяти, навыков восприятия и воспроизведения музыки, развитие чувства метроритма, воспитание и развитие чувства стиля, осознание элементов музыкального языка, музыкальной речи и их роли в музыкальном произведении.
Задачи курса – привитие конкретных интонационных и слуховых навыков (пение по нотам, музыкальный диктант, точное и выразительное интонирование, слуховой анализ) с последующим использованием их в совокупности. Воспитание профессионального слуха, включающего способность воспринимать и воспроизводить музыку. При этом необходимо двигаться от абстрагированных форм работы к профессиональной деятельности.
Сольфеджио – это целостная система воспитания слуха на всех этапах музыкального образования. Важно осознавать, что курс сольфеджио в ДМШ является составной частью музыкального воспитания будущих любителей музыки, а также подготавливает часть учащихся к продолжению профессионального музыкального образования. Как пишет Масленкова, на всех этапах обучения сольфеджио ни в коем случае не должно превращаться в «озвучивание теории музыки». За умением петь и слушать интервалы, аккорды, петь по нотам, писать диктанты всегда должна стоять задача развития особых качеств слуха: слуховое внимание, слуховая быстрота реакции, способность запомнить, удержать в памяти и воспроизвести музыкальный текст, обнаружить ошибки в исполнении знакомой мелодии или в нотном тексте. В связи с этим структура курса сольфеджио выстраивается по концентрическому принципу, т.е. курс должен быть основан на постоянном возвращении к уже изученным элементам и постоянной тренировке определенного круга навыков, которые закладываются еще на начальном этапе обучения. Изучение материала происходит на основе закрепления старого, путем анализа и сравнения. В этом главное отличие сольфеджио от музыкальной литературы, которая построена на линейном принципе.
В итоге прохождения курса сольфеджио учащиеся должны уметь:
Чисто, ритмично и выразительно интонировать мелодику в разных складах (гомофонном, песенно-подголосочном, имитационно полифоническом);
Записать нотами завершенную мелодию (размером 6 – 10 тактов);
Определять на слух элементы музыки;
Различать и выявлять ладовые и ритмические особенности, характерные для музыки разных стилей (русской народной песни, венского классицизма, полифонии).
На занятиях сольфеджио возникают межпредметные связи. Курс сольфеджио синтезирует в сознании учащегося весь музыкально-практический и теоретический опыт, музыкальный материал, осваиваемый на предметах музыкальная литература, специальности, ансамбля, хора.
Педагогу важно помнить, что учащиеся отличаются друг от друга не только по уровню подготовки или степени одаренности, но и по индивидуальному своеобразию их музыкальных дарований. Следовательно, при общих программных требованиях к группе педагог должен уметь учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, сочетать индивидуальное обучение с групповым.
Увлеченность на уроках сольфеджио необходимое условие для достижения положительных результатов. Занятия должны быть интересны, максимально насыщенны живой музыкой. Музыкальный материал (для пения, анализа, диктантов) должен быть качественно подобран. Это и образцы композиторского творчества, народной музыки и инструктивные упражнения. Отбирая музыкальный материал, воспитывая на нем учащихся, направляя развитие слуха по определенному руслу, преподаватель сольфеджио вносит существенный вклад в формирование мировоззрения будущих музыкантов.
Список литературы:
Барабошкина А. Методика преподавания сольфеджио в ДМШ. – Л., 1963.
Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. – М., 1973.
Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. – М., 1986.
Как преподавать сольфеджио в XXI веке. – М., 2006.
Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. – Л., 1970.
Сладков П. Основы сольфеджио: История. Теория. Методика. – М., 1997.
Теоретические дисциплины в музыкальном училище. Л., 1977.
13PAGE 15
13PAGE 14315