Интегрированный урок по природоведению и физике по теме Вес воздуха и атмосферное давление
Тема: «Вес воздуха и атмосферное давление»
Цель: создать условия для понимания понятий «вес воздуха» и «атмосферное давление».
Задачи:
Образовательная: создать условия для формирования понятия о существовании веса воздуха, опытным путем доказать существование атмосферного давления; рассмотреть значение атмосферного давления в природе и использование атмосферного давления в ряде областей человеческой деятельности.
Развивающая: создать условия для развития умений самостоятельно проводить опыты, делать выводы.
Воспитательная: воспитание научного мировоззрения через привитие познавательного интереса.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Оборудование: проектор, компьютер, флипчарт «Вес воздуха и атмосферное давление»; раздаточный материал «Инструктивные карты для проведения лабораторных опытов»; кристаллизационная чаша, свеча в металлическом корпусе, спички, цилиндр с делениями, вода, физические весы, песок, воздушный шарик, бутылка с широким горлом, яйцо.Для лабораторных опытов: лучина, лист бумаги, пипетка, шприц, стакан с водой, стеклянная трубочка.
Ход урока.
№ Этапы Деятельность учителя Ожидаемая деятельность учащихся
1 Организация начала занятия (3 мин) Подготовка учащихся к работе на занятии
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти! Полная готовность класса к работе.
2 Актуализация знаний (2 мин) Учитель природоведения.
Что такое воздух?
Какие газы входят в состав воздуха?
Какие свойства воздуха вам известны? Активно отвечают на поставленные вопросы.
3 Подготовка к основному этапу занятия (3 мин) Учитель природоведения.
Сегодня мы продолжим изучение воздуха. А чтобы изучить воздух с точки зрения физики, я пригласила на урок учителя физики Дацкевич Надежду Федоровну. Она поможет нам разобраться в новых понятиях и свойствах воздуха.
Постановка проблемы:
Демонстрация опыта «Как достать монету из воды не замочив рук?».
? Почему погасла свеча?
? Какой газ в составе воздуха поддерживает горение?
? Каково процентное содержание кислорода в составе воздуха?
? Почему вода в цилиндре поднимается?
? Какие силы действуют на жидкость?
Для того, чтобы ответить на поставленные вопросы, изучим тему «Вес воздуха и атмосферное давление».
Какие задачи поставим перед собой на уроке?
Познакомиться с понятием вес тела и атмосферное давление. Узнать как измеряется давление воздуха и какое значение оно имеет в природе и жизни человека. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, пытаются решить поставленную проблему.
Записывают в тетрадь тему урока.
Самостоятельно формулируют задачи урока.
4 Усвоение новых знаний и способов действий
(10 мин) Учитель природоведения. Нас окружает воздушный океан. И перед учеными с давних пор встал вопрос имеет воздух вес или нет:
Аристотель утверждал, что воздух ничего не весит.
Галилей опровергал его. Кто же прав?
Любое теоретическое утверждение нужно доказывать практикой. Предлагаю нам провести эксперимент.
Учитель физики. Демонстрация опыта «Взвешивание воздушного шара».
? С помощью какого прибора измеряют массы тел?
Посмотрите на чаши весов – они уравновешены. А после того, как воздух покинет шар, равновесие нарушено: в чем причина?
? Какой можно сделать вывод?
Учитель природоведения.
Задание. Работа с учебником на стр. 71. Прочтите текст в учебнике и ответьте на вопрос: Почему нарушается равновесие чаш весов?
Вес воздуха очень мал. 1 м3 имеет массу 1290г.
На доске размещается лист с записью понятия «вес воздуха».
Учитель физики. Наша планета окружена воздушной оболочкой – атмосферой. С высотой вес воздуха уменьшается, т.к. он более разряжен и менее плотен. Тем не менее, имея вес, он давит на поверхность Земли и все тела, находящиеся на ее поверхности.
Чтобы доказать, что воздух оказывает давление проведем ряд экспериментов:
Демонстрация опытов:
«Стакан и лист бумаги», «Яйцо и бутылка».
Объяснение учителя понятия «атмосферное давление».
Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.
На доске размещается лист с записью понятия «атмосферное давление».
На 1 см2 поверхности Земли воздух давит с силой в 1 кг. Ученые подсчитали, что на человека давит 15 т воздуха!
Но мы справляемся с такой нагрузкой, т.к. внешнее атмосферное давление уравновешивается давлением жидкости внутри нашего организма.
Прибор, для измерения давления называется барометр.
На доске размещается лист с записью понятия «барометр».
Демонстрация прибора.
На доске размещается лист с записью понятия «атмосферное давление», «барометр».
Физ. минутка «Ветер качает деревья»
Ветер тихо клён качает,
Вправо, влево наклоняет:
Раз — наклон и два — наклон,
Зашумел листвою клён.
Учитель природоведения.
В природе атмосферное давление широко используется. Так например, слон, всякий раз, когда хочет пить опускает хобот и втягивает воздух. Под действием атмосферного давления хобот наполняется водой. Мухи и древесные лягушки могут держаться на оконном стекле благодаря крошечным присоскам, в которых создается разрежение, и атмосферное давление удерживает присоску на стекле.
Человек также научился использовать атмосферное давление. Например, при употреблении жидкостей, при дыхании. Многие медицинские приборы работают именно с использованием атмосферного давления.
Учащиеся наблюдают за проведением опыта, высказывают свои предположения.
Воздух имеет вес.
Читают текст в учебнике, отвечают на вопрос. Делают вывод: воздух имеет вес. (запись в тетради)
Наблюдают за проведением эксперимента.
Записывают определения в тетрадь.
Рассматривают иллюстрации в учебнике и на слайде флипчарта.
Учащиеся встают и выполняют несложные физические упражнения на наклоны туловища и рук.
5 Первичная проверка понимания
(5 мин) Выполнение задания в РТ № 64, стр. 38. Учащиеся письменно выполняют задание, затем проверяем устно записи.
6 Закрепление знаний и способов действий (10 мин) Проведение лабораторных опытов в группах.
1 группа: деревянная лучина и лист бумаги.
2 группа: деревянная лучина и лист бумаги.
3 группа: стеклянная трубка и вода.
4 группа: пипетка и вода.
5 группа: шприц и вода. Самостоятельно выполняют опыты, объясняют происходящее.
7 Контроль и самопроверка знаний (5 мин) Выполнение самостоятельной работы на листках. Верите ли вы, что…
Воздух имеет массу.
Причина существования атмосферного давление- вес воздуха.
С увеличением высоты атмосферное давление уменьшается.
Атмосферное давление-это сила, с которой воздух давит на земную поверхность.
Барометр – это прибор для измерения атмосферного давления.
Итак, в этом задании все утверждения были верными. Количество выбранных вами утверждение и будет вашей оценкой за урок. Взаимопроверка результатов. Подсчитывают количество ответов «да».
8 Подведение итогов занятия (2 мин) Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?
Все ли мы их выполнили?
С какими новыми понятиями вы сегодня познакомились? Учащиеся проговаривают задачи урока и результат деятельности на уроке.
9 Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин) §18, вопросы № 1-4 (устно). РТ № 63 (письменно). Провести эксперимент № 4, оформить результаты с рисунком и выводами на отдельных листах. Творческий подход приветствуется. Открывают дневники и записывают домашнее задание.
10 Этап рефлексии (3 мин)
Продолжите предложения.
Сегодня на уроке я….
Самым интересным на уроке было…
Самым сложным для меня было…
На уроке мне понравилось…
На уроке мне не понравилось…..
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились. Учащиеся высказывают свое мнение.