Взаимодействия детского хореографического ансамбля Контрасты с социумом. (из опыта работы хореографического ансамбля «Контрасты» МБУ ДО «ЦДТ» г.Абакана)
Взаимодействия детского хореографического ансамбля
"Контрасты" с социумом.
(из опыта работы хореографического ансамбля «Контрасты»
МБУ ДО «ЦДТ» г.Абакана)
Волкова Наталья Леонидовна,
Щетинина Людмила Кимовна,
Черкасов Александр Антонович,
педагоги дополнительного образования.
На примере работы в детском хореографическом ансамбле «Контрасты» Центра детского творчества г. Абакана мы рассмотрим интеграцию личности в социальную среду.
Интеграция в обучении процесс установления связей между структурными компонентами содержания в рамках определенной системы образования с целью формирования целостного представления о мире, ориентированной на развитие и саморазвитие личности ребенка
В настоящее время интеграция все чаще определяется как двусторонний процесс – с одной стороны, индивид усваивает социальный опыт, входя в определенную социальную среду, с другой стороны - в процессе интеграции он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Иными словами человек в процессе интеграции не только обогащается опытом, но и реализует себя.
Присвоенный ребенком опыт перерабатывается и возвращается в культуру в виде определенных индивидуальных достижений.
В процессе работы с воспитанниками хореографического ансамбля «Контрасты» мы формируем человека культуры, расширяем кругозор, творческий потенциал личности и способность подходить к явлениям действительности и искусства с эстетической меркой.
Одна из форм интеграции наших детей в общественную деятельность - это концертная деятельность
(выступления-поздравления в дни профессиональных праздников - день Учителя, день Работников села, день Энергетика, день Медицинского работника и т.д. – у детей воспитывается уважение к профессиональной деятельности человека, уважение к трудовой деятельности человека;
социальные мероприятия - День Победы, День Независимости России, День защитников Отечества, Юбилей комсомольской организации, День Матери, Международный женский день,
День Города и т.д. – любовь к своей стране, к малой Родине, уважение к истории своей страны, к армии, уважение к семье, понимание своей семьи как части общества).
Следующая форма – это участие ребят в конкурсах и фестивалях различного уровня от городского до международного.
Здесь воспитываются отношения внутри коллектива (желание сотрудничать, уважительность друг к другу, взаимопомощь и поддержка, организованность, дисциплинированность, ответственность за общее коллективное дело), так же происходит общение со сверстниками, живущими в других регионах, знакомство с культурами и традициями разных народностей, воспитывается толерантность.
Участники ансамбля «Контрасты» - обладатели Гран-при городского марафона детского творчества в г. Абакане, Лауреаты I степени республиканских конкурсов «Созвездие юных», Гран-при Международного конкурса «Планета талантов» в г. Красноярске, Лауреаты I степени конкурса в г. Новосибирске, Лауреаты II степени конкурса «Российский восход » в г. Владивосток, ВДЦ «Океан» и т.д.
Одной из форм социализации личности в деятельности нашего ансамбля был совместный творческий проект с Русским республиканским драматическим театром им М. Ю. Лермонтова - спектакль «Как спасти царевну». Это необычная музыкальная сказка с элементами шоу. Здесь были страшилки, стрелялки, и фокусы – всё то, что вызывает настоящий восторг и создаёт «чудесное» новогоднее настроение.
В спектакле участвовали два состава исполнителей - дети средней и старшей групп в количестве 40 человек.
Вначале состоялась встреча с режиссером спектакля Евгением Ланцовым, который рассказал о своем замысле, о том, что предстоит сделать юным начинающим актерам. Запомнилась встреча с актерами театра, на которой дети от восторга забыли, что они уже не зрители. Была поставлена цель, задача – сделать профессиональный спектакль для детей на новогодние праздники. Каждый ребенок почувствовал серьезную ответственность за себя, коллектив, проявил чудеса исполнительности, обязательности, многие дети раскрылись с неожиданной исполнительской стороны. Во главе угла стояла задача профессионального отношения к своему творчеству.
Состоялась экскурсия по театру, где участникам ансамбля рассказали, как работает театр, показали цеха по изготовлению реквизита, костюмов, познакомили с работой звукооператора, осветителя, гримера. Таким образом, дети познакомились с театральными профессиями.
Воспитанники ансамбля получили инструктаж по технике безопасности в помещении театра, на сцене, в гримерных.
Был составлен график репетиций и выступлений. Но, забегая вперед, надо сказать, что работа никак не сказалась на успешной учёбе ребят.
Особенность в том, что помимо хореографической деятельности, дети должны были проявить актерские способности, взаимодействовать с актерами на сцене, создать единое театральное действие.
Запоминающейся была премьера спектакля. Актеры пришли к детям с напутственными словами, как к равным партнерам по сцене, соблюдая театральные традиции, настроили ребят перед выходом на сцену. После премьерного спектакля последовали поздравления режиссера с премьерой. Дети испытали радость от своего успешного выступления, от восторженных отзывов зрителей.
Всего было сыграно около 30 спектаклей, в том числе выездные гастроли в Черногорск, Черемушки, Саяногорск.
Во время спектаклей и гастролей развивались отношения внутри актерского коллектива. Профессиональные артисты рассказывали ребятам о своей профессии, особенностях актерской работы, завязалась дружба.
В результате этого проекта произошло раскрытие личности каждого ребенка, его способностей, дарований, творческого потенциала. У детей очень сильно выросла мотивация к своему творчеству.
Детское творчество существует как способ познания мира, каждый детский опыт уникален и неповторим. У ребят сложилась некоторая система отношений:
прежде всего к себе – достоинство, требовательность, организованность, профнаправленность;
к труду – уважение к труду, готовность к труду, созидательность, самообслуживание;
к другим людям – радость успехам, сдержанность, уважительность, желание сотрудничать, почтительность к старшим;
к обществу – принимать сложившиеся в обществе порядки, нормы, беречь и уважать традиции и обычаи, беречь окружающую среду;
к искусству – понимать и принимать, творить прекрасное самому в обыденном.
Еще хочется сказать о профессиональном ориентировании наших выпускников. Воспитанники изучают материалы по основным предметам – основы классического, народного танца, методику преподавания хореографии, могут попробовать себя в роли педагогов-хореографов в младшей возрастной группе. Эти дети могут выстроить структуру занятия, создать спокойную рабочую обстановку на занятии, передать знания по предмету, придумать хореографические комбинации, этюды и танцы и научить младших. Такая практика даёт возможность нашим воспитанникам не только самоопределиться и продолжить обучение по специальности, но и успешно осуществлять трудовую деятельность, применяя на практике полученные в ансамбле знания. Как следствие, некоторые выпускники выбирают профессию хореографа, педагога. Наши выпускники уже давно и успешно работают хореографами как в городе Абакане (Наталья Зайцева, Юлия Климкина), так и в других городах нашей страны (Ольга Васильева, г. Санкт-Петербург). В данный момент воспитанница является студенткой Музыкального колледжа отделения хореографии (Анастасия Крохалева).
Выпускница Мария Лемешонок – артистка балета Государственного хора им. М. Пятницкого.
Ведь только увлекающиеся, амбициозные и любящие свое дело люди, могут выйти на сцену и доказать в соревновании свою волю к победе, и именно такие целеустремленные личности могут внести серьезный вклад в развитие Государства.
15