Комплексное занятие по ознакомлению с природой в старшей группе В гостях у Зимушки-Зимы 
  Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим и развитию речи  в    старшей группе
                                     « В гостях у  Зимушки-зимы "
Цели:
-закрепить представления детей о жизни диких животных   зимой в лесу, через использование игр развивающей направленности;
- расширить представления об особенностях внешнего вида, повадках диких животных их приспособлении к среде обитания зимой,  учить использовать полученные знания в играх;
-развивают конструктивные навыки, навыки общения со сверстниками;
 -использовать в самостоятельной деятельности детей игры: «Танграм», «Лабиринты», «Собери картинку»;
Используемые методы для занятия в детском саду:
 -усвоение систематизированных связей, проблемные ситуации, игровые приемы
 -проблемные вопросы, игровая мотивация;
- игровые и воображаемые ситуации;
 -кинезилогические упражнения  (дыхательные, пальчиковые упражнения, пластический этюд)
 
Оборудование для занятия
- маленькие бумажные снежинки на ниточках на каждого ребенка;
-большая снежинка с письмом от Зимы;
-квадраты  белой бумаги 20/20см  (для снежинок);
-задание-лабиринт на каждого ребенка;
-фломастеры, ножницы;
-разрезные и целые картинки диких животных;
-конверты с треугольниками;
-леденцы для угощения.
Ход. Ребята. Встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. Скажите, какое время года подходит к концу? (зима)
Послушайте и отгадайте загадку.
                     Что за звездочка такая
                     На пальто и на платке.
                     Вся сквозная, вырезная,
                     А сожмешь - вода в руке  (снежинка).
Посмотрите, какие маленькие снежинки залетели к нам в гости (раздать каждому снежинки на ниточках).
Дыхательное  кинезилогическое упражнение
Давайте  рассмотрим какие они(красивые, пушистые, как звездочки, хрупкие…),понюхаем их (не спеша нюхают снежинку, несколько раз делая шумные вдохи через нос, и выдохи через рот и произносят хором «А-ро-мат!»). 
Давайте похлопаем в ладоши 3 раза, скажем « раз, два, три ..в снежинок преврати» , превратимся в снежинки и потанцуем под музыку.
Пластический этюд  «Снежинки»
Детям предлагается под любую вальсовую музыку потанцевать, полетать как снежинки .Не забывать при этом, какие снежинки , прислушиваться к словам, музыке, передавая образ легкой, красивой, хрупкой снежинки. 
                       
                  Тихо падают снежинки,
                  Легкий ветер гонит их.
                 То построит в хороводы,
                 То, как в вальсе закружит
.
                 Ветер стих, снежинки плавно
                 Ниже опускаются.
                 Собрались в комок пушистый
                 На ветру качаются.
А теперь скажем .. «Раз, два, три - в детишек преврати»
 Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости!  Наверное она не простая - волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим.( к снежинке прикреплено письмо)  
  Это же письмо от Зимушки-Зимы. Сейчас я вам его прочту:
«Здравствуйте, ребята! Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, знаете ли вы природу своего родного края и нравится ли вам зимушка-зима. 
 Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою удаль да находчивость. Все задания вы найдете в моем письме»
      Зимой происходят разные чудеса! А у Зимушки-Зимы много  загадок и интересных вопросов.
Игра « Ответь на вопрос и передай снежинку»
(дети поочередно берут снежинку, отвечают и передают другому)
                      Я белым одеялом
                      Всю землю укрываю,
                      В лед реки превращаю,
                      Белю поля, дома,
                      А зовут меня …    (зима)
                  
                    Лежало одеяло
                   Мягкое, белое.
                   Солнце напекло, 
                   Одеяло утекло.(снег)
-Кто букет белых роз ночью на стекло нанес (мороз).
-Что принесла с собой зима? (ответы детей)
- Если зимой много снега, то зима, какая? …(зима снежная)
- Если зимой сильный мороз, то зима, какая?.. (морозная)
-Зимой метель (что делает?)…(метет)
-Мороз щеки и носики (что делает?)…( щиплет)
-Зимой вода в реке   (что делает?)…(замерзает)
-Зимой снег все вокруг (что делает?)…(накрывает)
-Под снегом травка зимой (что делает?)…(греется)
-Зимой медведь в берлоге (что делает?)…(спит)
-В лесу голодный волк в лесу (что делает?) …(воет)
-Почему заяц меняет зимой шубку с серой на белую?
 -У какой птицы крепкий клюв ,как молоток?
-Чем питается белка в зимнем лесу? (шишками и запасами)
-Говорят, что волка ноги кормят. Как это понять?
-Почему волки зимой охотятся стаями?
-Почему не слышно пения птиц в зимнем лесу?
-Как мы можем помочь птицам перезимовать?
-Кто из диких животных выше зайца, но ниже медведя? (Волк, лиса, кабан, рысь.)
-Кто из диких животных ниже лисы, но выше белки? (Заяц.)
-Утепляет ли заяц свою нору к зиме? (Нет, её у него нет)                                                                                        
  
Воспитатель - Ребята, представьте,  что вы   в лесу. Давайте  вспомним ,кого можно встретить в лесу зимой?(ответы детей)
 Динамическая «Звериная зарядка»
Скачут по лесочку
Зайцы – белые клубочки.
                                                            (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.)
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчонок на пенек
                                                            (Прыжки вперед – назад.)
Всех построил по порядку, 
Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд  (дети за воспитателем направились к столам).
Ребята, давайте отправимся  в звериную школу.
 Садитесь на свои места.
 Воспитатель: — Зимой в лесу тяжелее всего живется пугливому зайчишке.
И дома у него нет. Прячется он от холода и лисы под кустиками. В поисках пищи он забегает очень далеко. Да и лисы очень боится, когда убегал  от нее – так запутал следы, что заблудился в лесу. Давайте поможем нашему зайцу вернуться в свой родной лес.
«Помогите зайке»
Воспитатель предлагает детям пройти к столам, на которых лежат   листы - лабиринты. Дети отмечают путь выхода из лабиринта сначала визуально, затем с помощью фломастера. Если сделана неверная линия, то с помощью другого цвета все отмечается заново. Проверка выполнения задания происходит в парах: рядом сидящий проверяет правильность выполнения задания своего товарища.
 А теперь  послушайте загадку.
                   
                        На поляночке лесной
                        Стоит домик расписной
                        Всех зверушек спрятать смог,
                        Что за домик?  
                                                                         (теремок)
                  
 -Кто жил  в теремочке?   ( зверята)
.А какие зверята жили в нем мы узнаем, когда соберем разрезные картинки.
Игра «Собери разрезную  картинку»
(картинки разные по цвету с обратной стороны.. каждой паре  дается фишка того цвета, какую картинку  они должны собрать, дети работают в парах- находят  части своего цвета , собирают изображение из частей , называют животное) 
.Воспит. Молодцы , ребята, вы нашли всех животных
Но  теремок то  развалился, его сломали.
-А кто его сломал? (медведь)
-Мишка не хотел разрушать дом? ( он просто не влез).
- Почему он не смог влезть в домик?(он больше домика)
-А домик какой?
-А куда разбежались все зверушки?
                   
                          Что  же делать?
                          Как же быть?
                          Где же звери будут жить?
Воспитатель .-Поможем жителям теремка, оставшимся без жилья, и построим   каждому по теплому  домику с печкой из  волшебных фигур.
Игра «Танграм»
Дети  складывают  из готовых форм - одинаковых  равнобедренных   треугольников,  по схеме домики  для зверят.
Пальчиковая  гимнастика «Есть у каждого свой дом»
 У лисы  в лесу глухом                                  Дети cоединяют по одному пальцу на обеих                                                                                                  
 Есть нора - надежный дом.                         руках на каждое двустишье.            
 Не страшны зимой метели
 Белочке  в дупле на ели…
 
Под кустами еж колючий
 Нагребает листья в кучу…
 Из ветвей, корней, коры
 Хатки делают бобры.. Спит в берлоге косолапый,
 До весны сосет он лапу.
 Есть у каждого свой дом,                                    Поочередно хлопок,  ребро, кулачок и стучат 
 Всем тепло, уютно в нем.               
Воспитатель. Ребята, все задания матушки зимы мы выполнили, все старались. А Зимушка за нами в окошко наблюдала и радовалась.
 Коллективное конструирование  «Снежинка на память
Давайте на память об уходящей зиме  сделаем  большую снежинку. Вырежим из бумажного квадрата, сложенного в 8 раз   маленькую снежинку,  а потом соединим все в одну большую.
Рефлекксия.
 Воспитатель. Замечательная  снежинка! Она будет долго напоминать нам о том, как весело было этой зимой.  Молодцы!  Давайте скажем зиме «Спасибо , Зимушка», и  «До свидания!»
.А она вас наградила за ваши старания  вкусными леденцами. Угощайтесь!