Урок литературы учителя первого уровня Лаптевой Ольги Борисовны Устное народное творчество с использованием инновационных методов обучения


Класс: 5 Тема: Обобщение материала по УНТ.
Тип урока: урок-состязание.
Цель:
1.Закрепить с уч-ся понятие фольклора и его составляющих.
2. Умение отличать виды сказок, малые фольклорные жанры..
3. Воспитание добра и человеколюбия.
Х О Д У Р О К А:
Целевая установка урока.
Деление класса на 2 команды по иллюстрациям сказок. Команда «Почемучки» и команда «Всезнайки».
Команды поприветствуйте друг друга.
1 этап (работа в группе) Кластер. «Сообрази вперёд»
Уч-ся даны различные слова на листах. Они должны выбрать нужные и составить кластер. Затем один от команды должен подытожить, что же такое Фольклор.
2 этап (работа в группе) «Отличи нас».
Посмотрите у нас какие-то странные схемы и почему-то они пустые. А- это фольклор с литературой не могут найти свои сходства и отличия. Надо им помочь ребята. Заполните, пожалуйста схемы.
ФОЛЬКЛОР ЛИТЕРАТУРА
СХОДСТВО РАЗЛИЧИЯ
1. 1.
2. 2.
3. 3.
4. 4.
Итог.
3 этап (тв-ая работа) конкурс «Пантомима».
Сейчас каждой команде я дам по 2 пословицы. Вы должны при помощи вашей мимики и жестов, без слов показать нам те пословицы, которые вам даны. А другая команда должна угадать, о какой пословице идёт речь.
1. Не пойманный- не вор.
2. Сколько волка не корми, а он всё в лес смотрит.
1. Семь раз отмерь, один отрежь.
2.Под лежачий камень и вода не течёт.
4 этап «Доскажи начатое».
Сейчас я читаю вам начало пословицы, а вы должны её закончить.

1 команда
Волков бояться- в лес не ходить.
Семь бед- один ответ.
Семь раз отмерь- один отрежь.
Старость не радость- да и молодость не жизнь.
Молодец против овец, а против молодца и сам овца.
Чужую беду руками разведу, а к своей ума не приложу.
2 команда.
Лучше воробей в руках, чем синица в облаках.
Без труда- не вынешь рыбку из пруда.
Любопытной Варваре- нос оторвали.
Нечего на зеркало пенять – коли рожа крива.
Больше знай- да меньше болтай.
Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.
5 этап «Обгони нас»
Вам на листочках даны пословицы народов Азии. Вы должны подобрать русские пословицы, соответствующие по смыслу данным.
Головы двух баранов в одном котле не поместятся.
Сорвавшееся слово не догонишь и на скакуне.
Покатившись, и яйцо где-нибудь остановится.
В детстве медведь в коляску заглянул.
Гнилая редька портит всю кучу.
В одной берлоге два медведя не уживутся.
Слово не воробей, вылетит- не поймаешь.
Сколько верёвочке не виться, а кончику быть.
Медведь на ухо наступил.
Паршивая овца всё стадо портит.
6 этап. «Кто больше?»
Сейчас я вам буду показывать рисунки, а вы должны вспомнить и назвать как можно больше загадок к этому рисунку. Морковь, снег, лук, арбуз, капуста.
7 этап «Помоги сказкам».
У нас с вами на доске 3 сказки (волшебная, бытовая, ск-ка о животных) они растеряли все свои предметы, нам нужно им помочь разобрать свои вещи.
Волшебная палочку, дудочка-помощница, ковёр-самолёт, клубочек, посох, говорящее зеркальце, топор, метла, смекалка, хитрость, зёрнышко, петух, заяц, медведь, боб, лиса.8 этап «Угадай героя»
Сейчас я вам по очереди буду читать шуточные описания героя. Вы должны отгадать о ком речь.
это героиня многих русских народных сказок. Вредная и изворотливая. Может быть красавицей и уродиной, умеет колдовать. Имеет свой дом и личный транспорт, у неё много слуг. В её доме постоянно живут чёрный кот, ворона, филин. В детстве, видимо, сломала ногу.
их много! Очень. Они живут в сказке А.С.Пушкина. место их пребывания необычно. Они охраняют покой царя Гвидона.
это героиня русских народных сказок. Не человек и не животное. Умеет разговаривать. Выполняет все желания главного героя или помогает ему в трудную минуту. Умеет плавать и нырять. Живёт то в реке, то в море- океане. Умная, но рассеянная: запросто может угодить в ведро с водой.
живёт в очень неприглядном месте во многих волшебных сказках. Чрезвычайно вредный и самоуверенный. Всегда всем приносит горе. Любит похищать к себе во дворец героинь сказок и уговаривать их выйти за него замуж. А они не соглашаются. Очень боится за свою жизнь.
живой, но не человек, маленький- но не ребёнок. Ужасно любопытный и доверчивый. Всё время попадает в удивительные истории, но выходит победителем. Даже в воде не тонет. На лице его одна замечательная деталь. У него длинный…это герой волшебных сказок. Он может быть очень добрым к хорошим людям, а злых наказывает. Его любят и дети и взрослые. Один раз в год он приходит в гости в каждый дом и не один, а с внучкой.
это герой самой печальной русской народной сказки. Он трагически заканчивает жизнь, потому что очень самонадеян и непослушен. Всё время всем, кто его встречает, поёт.
9 этап «Угадай сказку»
показываю иллюстрации, а уч-ся называют сказку.
10 этап Теория литературы. Индивид.работа. карточка.
Приведи примеры
метафор (дождинки-слёзы)_______________________________________________
эпитет (красна девица) __________________________________________________
гипербол (ударил и ушёл он в землю по самую шею) ________________________
подбери постоянные эпитеты к словам
сторонка__________________ вода __________________
лебедь ____________________ руки __________________
девица ___________________ слёзы ________________
сокол ____________________ змея _______________
меч _____________________
11 этап Итоговый тест.
Итог урока.