Рабочая программа по информатике 8-9 классы по Семакину
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Основная общеобразовательная школа с.Руновка»
Кировского района Приморского края
Обсуждена и согласована на Проверено «УТВЕРЖДАЮ»
методическом объединении Завуч __________ Директор школы ________
Н.Н.МингазоваА.Д.Черненкоот «___»_____20__г. «__» _____20__г. «____» ______20__г.
Рабочая программа по информатике
8-9 КЛАССына 2016-2017 учебный год
( основная школа)
по учебнику И.Г.СемакинаРазработала Л.П. Федченко, учитель математики и информатики 1 категории
с.Руновка – 2016 год
Пояснительная записка
к календарно-тематическому плану
базового уровня изучения информатики в основной школе
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 103 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Общая характеристика учебного предмета.
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
•выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
систематизировать подходы к изучению предмета;
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.
Содержание образовательной программы
8 класс
1. Человек и информация - 5 часов.
Введение в предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Информация. Информационные объекты различных видов.
Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
2. Первое знакомство с компьютером - 7 часов.
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера.
Программное обеспечение, его структура.
Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система.
Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).
3. Обработка текстовой информации - 10 часов.
Кодирование текстовой информации.
Структура текстового документа. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов).
Размеры страницы, величина полей. Проверка правописания.
Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц и графических объектов.
Компьютерные словари и системы перевода текстов.
4. Технология обработки графической информации - 5 часов.
Области применения компьютерной графики.
Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.
Кодирование изображения.
Растровая и векторная графика.
Интерфейс графических редакторов.
Форматы графических файлов.
5. Технология мультимедиа - 5 часов.
Что такое мультмедиа. Звуки и видеоизображения.
Технические средства мультимедиа.
Компьютерные презентации.
Дизайн презентации и макеты слайдов.
Итоговое повторение и контроль – 3 часа
Содержание образовательной программы
9 класс
1. Передача информации в компьютерных сетях 11 часов.
Локальные и глобальные компьютерные сети.
Что такое Интернет.
Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации.
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.
Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.
2. Информационное моделирование – 5 часов.
Модели натурные и информационные.
Типы информационных моделей.
Графические информационные модели.
Таблицы типа «объект-свойство» и «объект-объект». Двоичные матрицы.
Информационное моделирование на компьютере.
Модели, управляемые компьютером.
3. Хранение и обработка информации в базах данных – 11 часов.
Назначение информационных систем и баз данных (БД).
Классификация БД.
Структура реляционной базы данных.
Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.
Выборка информации из базы данных.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.
Сортировка; ключи сортировки.
4. Табличные вычисления на компьютере - 11 часов.
Двоичная система счисления и представление чисел в памяти компьютера.
Назначение и структура ЭТ.
Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.
Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.
Встроенные функции. Деловая графика.
Математическое моделирование на ЭТ.
Имитационное моделирование на ЭТ.
5. Управление и алгоритмы - 9 часов.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
Алгоритм. Свойства алгоритма.
Способы записи алгоритмов; блок-схемы.
Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).
Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение.
Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
6. Программное управление работой компьютера – 11 часов.
Языки программирования, их классификация. Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация - кодирование - отладка - тестирование.
7. Информационные технологии в обществе - 4 часа.
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов.
Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации.
Информационная безопасность.
Правовая охрана информационных ресурсов.
Итоговое повторение и контроль - 4 часа
Предмет Класс Всего кол-во часов Кол-во часов в неделю Количество Автор учебника, год издания
контрольных работ зачетов тестовых заданий лабораторных, практических работ Информатика
и ИКТ 8 35 1 5 - 4 14 И.Г. Семакин, 2007
Информатика
и ИКТ 9 68 2 7 4 6 31 И.Г. Семакин, 2007
Календарно-тематический план 8 класс
Номер урока Дата
проведения Тема урока Вид занятий Оборудование Практика Контроль знаний Домашнее задание
По
плану
факт 1 Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Информация и знания Теория + практика Учебник, компьютер, видеомагнитофон, ЦОР Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе Введение. Д/з№1
2 Информация и знания. Восприятие информации человеком Теория Учебник, ЦОР §1-2, Д/з№2
3 Информационные процессы Теория Учебник, ЦОР Работа с тренажёром клавиатуры §3, Д/з№3
4 Работа с тренажёром клавиатуры
Практика Учебник, компьютер, ЦОР Работа с тренажёром клавиатуры Выполнение практического задания №1 §5
5 Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации Теория + практика Учебник, компьютер, ЦОР Кроссворд по теме «Человек и информация» Тренировочный тест к главе 1 «Человек и информация» §4, Д/з№4
6 Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти Теория Учебник, ЦОР §5, 6 Д/з№5
7 Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и её основные функции Практика Компьютер, ЦОР §9,10 Д/з№7
8 Пользовательский интерфейс Теория + практика Учебник, компьютер, ЦОР Кроссворд по теме «Первое знакомство с компьютером» Тренировочный тест к главе 2 «Первое знакомство с компьютером» §12, Д/з№9
9 Устройство персонального компьютера и его основные характеристики Теория + практика Учебник, компьютер, ЦОР Знакомство с комплектацией устройства персонального компьютера, подключение внешних устройств. Выполнение практического задания №2 §7,8 Д/з№6
10 Файлы и файловые структуры Теория Учебник, ЦОР §11
11 Файлы и файловые структуры Практика Учебник, компьютер, ЦОР Работа с файловой структурой операционной системы. Выполнение практического задания №3 §1-12 Д/з№8
12 Итоговое тестирование по темам «Человек и информация. Первое знакомство с компьютером».
Практика Компьютер, ЦОР Итоговый тест к главе 1 «Человек и информация», итоговый тест к главе 2 «Первое знакомство с компьютером» 13 Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы Теория Учебник, ЦОР Интерактивный задачник. Раздел «Представление символьной информации» §13 Д/з№10
14 Текстовые редакторы и текстовые процессоры Теория Учебник, ЦОР §14-15
15 Текстовые редакторы и текстовые процессоры Практика Учебник, компьютер, ЦОР Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста. Выполнение практического задания №4 §15
16 Текстовые редакторы и текстовые процессоры Теория + практика Учебник, компьютер, ЦОР Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. Выполнение практического задания №5. §15
17 Текстовые редакторы и текстовые процессоры Практика Учебник, компьютер, ЦОР Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены. Выполнение практического задания №6. §15
18 Текстовые редакторы и текстовые процессоры Практика Компьютер, ЦОР Работа с таблицами. Выполнение практического задания №7 §16
19 Дополнительные возможности текстового процессора Теория Учебник, компьютер, ЦОР Кроссворд по теме «Текстовая информация и компьютер» §17 Д/з№11
20 Текстовые редакторы и текстовые процессоры Теория + практика Учебник, ЦОР Выполнение итогового практического задания №8.
Тренировочный тест к главе 3 «Текстовая информация и компьютер» §13-17
21 Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и текстовые редакторы»
Теория + практика Учебник, компьютер, ЦОР Итоговый тест к главе 3 «текстовая информация и компьютер» 22 Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики Теория Учебник, ЦОР §18,21 Д/з№14
23 Графические редакторы растрового типа Теория + практика Учебник, компьютер, ЦОР Работа с растровым графическим редактором Выполнение итогового практического задания №11 §22
24 Кодирование изображения Практика Компьютер, ЦОР Выполнение итогового практического задания №10 §20 Д/з№13
25 Векторная графика практика Учебник, ЦОР Работа с векторным графическим редактором Выполнение итогового практического задания №12 §21
26 Технические средства компьютерной графики Практика Компьютер, ЦОР Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе Выполнение итогового практического задания №9 Кроссворд по теме «графическая информация и компьютер» §19
27 Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации Теория Компьютер, ЦОР §26
28 Компьютерные презентации Практика Компьютер, ЦОР Создание презентации с использованием текста, графики и звука Выполнение итогового практического задания №13 §26
29 Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа Теория Учебник, ЦОР §24-25 Д/з№15
30 Технология мультимедиа Практика Компьютер, ЦОР Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок). Выполнение итогового практического задания №14 Кроссворд по теме «Технологии мультимедиа» §26
31 Технология мультимедиа Практика компьютер, ЦОР Тренировочный тест к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа» §18-26
32 Итоговое тестирование к главе 4 «Графическая информация и компьютер» и главе 5 «Технология мультимедиа» Практика Компьютер, ЦОР 33 Повторение учебного материала изученного за год Теория + практика Учебник, ЦОР Тренировочный тест по курсу 8 класса §1-26
34 Итоговое тестирование по курсу 8 класса Практика Учебник, ЦОР Итоговый тест по курсу 8 класса 35 Повторение учебного материала изученного за год Теория Учебник, ЦОР §1-26
Календарно-тематический план 9 класс
Номер урока Дата проведения Тема урока Вид занятий Оборудование Практика Контроль знаний Домашнее задание
По плану Факт 1 Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. Теория Учебник, ЦОР § § 1, 3 Д/з№1
2 Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами Практика Компьютер, ЦОР Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами Выполнение итогового практического задания №1 § 1
3 Электронная почта, телеконференции, обмен файлами Теория Учебник, ЦОР § 2 Д/з №2
4 Работа с электронной почтой Практика Компьютер, ЦОР Работа с электронной почтой. Выполнение итогового практического задания №2 § 2
5 Интернет Служба World Wide Web. Способы поиска информации в Интернете Теория Учебник, ЦОР § § 4, 5 Д/з№3
6 Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Практика Компьютер, ЦОР Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Выполнение итогового практического задания №3 § 4
7 Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем Практика Учебник, компьютер, ЦОР Выполнение итогового практического задания №4 Кроссворд по теме «Компьютерные сети» § 5
8 Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора Практика Компьютер, ЦОР Создание простейшей Web-страницы с использованием текстового редактора Выполнение итогового практического задания №5 Тренировочный тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях» § 5
9 Итоговая практическая работа по теме «Интернет» Теория Учебник, ЦОР Итоговая практическая работа по теме «Интернет» Выполнение итогового практического задания №6 § § 4, 5
10 Итоговое тестирование по теме «Передача информации в компьютерных сетях» Практика Компьютер, ЦОР Итоговый тест к главе 1 «Передача информации в компьютерных сетях» § § 1 - 5
11 Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели Теория Учебник, ЦОР Интерактивный задачник , раздел «Графические модели» § § 6, 7 Д/з№4
12 Табличные модели. Теория Учебник, ЦОР Интерактивный задачник, раздел «Табличные модели» § 8 Д/з№5
13 Информационное моделирование на компьютере Теория + практика Учебник, компьютер, ЦОР Кроссворд по теме «информационное моделирование» § 9 Д/з№6
14 Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью Теория Учебник, ЦОР Проведение компьютерных экспериментов с математической и имитационной моделью Выполнение итогового практического задания №7 Тренировочный тест к главе 2 «Информационное моделирование» § 9
15 Итоговое тестирование по теме «Информационное моделирование». Теория Учебник, ЦОР Итоговый тест к главе 2 «информационное моделирование» § §6 - 9
16 Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных Практика Компьютер, ЦОР Интерактивный задачник, раздел «Реляционные структуры данных» § 10 Д/з№7
17 Назначение СУБД. Теория Учебник, ЦОР Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. Выполнение итогового практического задания №8 § 11
18 Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Теория Учебник, ЦОР § 12 Д/з№8
19 Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере Практика Компьютер, ЦОР Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере Выполнение итогового практического задания №9 § 12
20 Условия поиска информации, простые логические выражения Теория + практика Учебник, компьютер, ЦОР Интерактивный задачник, раздел «Поиск данныч в БД» § 13 Д/з№9
21 Формирование простых запросов к готовой базе данных Теория Учебник, ЦОР Формирование простых запросов к готовой базе данных Выполнение итогового практического задания №10 § 13
22 Логические операции. Сложные условия поиска Практика Компьютер, ЦОР Интерактивный задачник, раздел «Логические выражения в запросах» § 14 Д/з№10
23 Формирование сложных запросов к готовой базе данных Практика Компьютер, ЦОР Формирование сложных запросов к готовой базе данных Выполнение итогового практического задания №11 § 14
24 Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки Компьютер, ЦОР Тренировочный тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных»
Кроссворд по теме : «СУБД и базы данных» § 15 Д/з№11
25 Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение Теория + практика Учебник, компьютер, ЦОР Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение Выполнение итогового практического задания №12 § 15
26 Итоговая работа по базам данных Теория Учебник, ЦОР Итоговая работа по базам данных Выполнение итогового практического задания №13 Тренировочный тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных» § §10 - 15
27 Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных». Итоговое Компьютер, ЦОР Итоговый тест к главе 3 «Хранение и обработка информации в бахзах данных» § §10 - 15
28 Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера Теория Учебник, ЦОР Интерактивный задачник, раздел «Системы счисления» § 16 Д/з№12
29 Представление чисел в памяти компьютера Практика Компьютер, ЦОР Интерактивный задачник, раздел «Представление чисел»
Тренировочный тест «Двоичная система и представление числе в памяти компьютера» § 17 Д/з№13
30 Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполнения таблиц .Теория Учебник, ЦОР Интерактивный задачник, раздел «электронные таблицы. Запись формул» § §18, 19 Д/з№14
31 Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. Практика Компьютер, ЦОР Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. Выполнение итогового практического задания №14 § §18, 19
32 Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы Теория + практика Учебник, компьютер, ЦОР Интерактивный задачник, раздел «Статистические функции в электронных таблицах» § 20 Д/з№15
33 Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц Практика Компьютер, ЦОР Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц Выполнение итогового практического задания №15 Тренировочный тест «Формулы в электронной таблице» § 20
34 Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени. Практика Компьютер, ЦОР Интерактивный задачник, раздел «Логические формулы в электронных таблицах» § §21, 22 Д/з№16
35 Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. Практика Компьютер, ЦОР Построение графиков и диаграмм. Использование логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. Выполнение итогового практического задания №16 § §21, 22
36 Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели Теория Учебник, ЦОР Кроссворд по теме «Эленктронные таблицы»
Тренировочный тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере» § §23, 24 Д/з№17
37 Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере». Практика Компьютер, ЦОР Итоговый тест к главе 4 «Табличные вычисления на компьютере» § § 16 - 24
38 Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. Теория Учебник, ЦОР § § 25, 27, 28 Д/з№19
39 Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания. Практика Компьютер, ЦОР Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. Выполнение практического задания. Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Линейные алгоритмы» § 28
40 Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. Теория Учебник, ЦОР § 29
41 Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания. Практика Компьютер, ЦОР Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов. Выполнение практического задания. Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Вспомогательные алгоритмы» § 29 Д/з№20
42 Управление с обратной связью. Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием , ЦОР § §26, 30 Д/з№18
43 Работа с циклами. Теория Учебник, ЦОР Работа с циклами. Выполнение практического задания Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Циклические алгоритмы» § 30 Д/з№21
44 Ветвления. Использование двухшаговой детализации Теория Учебник, ЦОР § 31
45 Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений Практика Компьютер, ЦОР Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений Задача в среде исполнителя «Стрелочка» по теме «Алгоритмы с ветвлениями»
Кроссворд по теме «Управление и алгоритмы» § 31
46 Зачётное задание по алгоритмизации. Теория Учебник, ЦОР Тренировочный тест к главе 5 «Управление и алгоритмы» § § 25 - 31 Д/з№22
47 Тест по теме «Управление и алгоритмы» Практика Компьютер, ЦОР Итоговый тест к главе 5 «Управление и алгоритмы» 48 Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных Компьютер, ЦОР § §32, 33 Д/з№23
49 Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы. Теория Учебник, ЦОР Выполнение практического задания №19 § §34, 35 Д/з№24
50 Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания .Теория Учебник, ЦОР Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов. Выполнение практического задания . Выполнение практического задания №20 § 35
51 Оператор ветвления Теория + практика Учебник, компьютер, ЦОР Выполнение практического задания №21 § §36, 37 Д/з№25
52 Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. Теория Учебник, ЦОР Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений. Выполнение практического задания №22 § 38 Д/з№26
53 Логические операции на Паскале Практика Компьютер, ЦОР Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций Выполнение практического задания №22 § §37, 38 Д/з№26
54 Циклы на языке Паскаль Теория Учебник, ЦОР Выполнение практического задания №23 § §39, 40
55 Практика Компьютер, ЦОР Разработка программ c использованием цикла с предусловием Выполнение практического задания №24, 25 §39 Д/з№27
56 Одномерные массивы в Паскале Теория Учебник, ЦОР § §41, 42
57 Практика Компьютер, ЦОР Разработка программ обработки одномерных массивов Выполнение практического задания №26, 27 § §41, 42 Д/з№28
58 Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве Практика Компьютер, ЦОР Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве Выполнение практического задания №32 Тренировочный тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера»
Кроссворд по теме «Программное управление работой компьютера» § 43
59 Обработка массивов ЦОР Выполнение практического задания №30, 31 Часть 2, §6,1-6,2
60 Тест по теме «Программное управление работой компьютера». Теория Учебник, ЦОР Итоговый тест к главе 6 «Программное управление работой компьютера» § § 32 - 43
61 Предыстория информационных технологий. История чисел и систем счисления Теория Учебник, ЦОР § §44, 45
62 История ЭВМ и ИКТ Теория Учебник, ЦОР § § 45 - 47 Д/з№29
63 История ЭВМ и ИКТ Практика Компьютер, ЦОР § § 45 - 47 Д/з№29
64 Основы социальной информатики Теория Учебник, ЦОР Кроссворд по теме «Социальная информатика» § §48, 49
65 Тест по теме «Информационные технологии и общество» Теория Учебник, ЦОР Итоговый тест к главе 7 «Информационные технологии и общество» § 44 - 49
66 Подготовка к итоговому тестированию по курсу 9 клПрактика Компьютер, ЦОР Тренировочный тест по курсу 9 класса Учебник 9 кл.
67 Итоговое тестирование по курсу 9 класса Теория Учебник, ЦОР Итоговый тест по курсу 9 класса Тренировочный тест по курсу 8-9 класса 68 Повторение изученного за курс 8-9 классов Практика Компьютер, ЦОР Итоговый тест по курсу 8-9 классов Учебник 9 кл.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:
8классзнать/понимать
сущность понятия «информация», ее основные виды;
вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
единицы измерения количества и скорости передачи информации:
программный принцип работы компьютера;
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
•определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:
•оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:
создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
создавать презентации на основе шаблонов;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:
использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов:
9класс
знать/понимать
сущность понятия «информация», её основные виды:
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;
единицы измерения количества и скорости передачи информации;
программный принцип работы компьютера:
основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
назначение и принципы работы компьютерных сетей;
•основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
• программный принцип работы компьютера;
• назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:
• назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;
• области применения моделирования объектов и процессов;
уметь
• использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;
• представлять числа в различных системах счисления;
• выполнять и строить простые алгоритмы;
• использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
• оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
• оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;
• создавать информационные объекты, в том числе:
- структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
• искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
• пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);
• следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);
• проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;
• создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
• организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:
Процент выполнения задания Отметка
95% и более отлично
80-94%% хорошо
66-79%% удовлетворительно
менее 66% неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;
погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;
недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;
мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.
Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;
«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:
«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала):
«1» – отказ от выполнения учебных обязанностей.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.
Оценка устных ответов учащихся
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;
- изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;
- правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
- продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.
Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Отметка «1» ставится в следующих случаях:
- ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;
- не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;
- отказался отвечать на вопросы учителя.
Источники информации и средства обучения.
I. Учебно-методический комплект
8 класс
Информатика и информационно-коммуникационные технологии. Базовый курс: учебник для 8 класса / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2007. – 176 с: ил.
Задачник-практикум по информатике в И ч. / И. Семакин. Г.. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)
9 класс
Информатика. Базовый курс. 9 класс / И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 359 е.: ил
Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2005.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И. Г.)
II. Литература для учителя.
Преподавание базового курса информатики в средней школе. / Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. – М,: Лаборатория Базовых Знаний. 2000.
Набор ЦОР к базовому курсу информатики в 8-9 классах (УМК к учебнику Семакина И.Г.)