Рабочая программа Художественная обработка материалов. Художественное вязание крючком. Художественная вышивка. Техника «шенил»
Программа раздела
«Художественная обработка материалов. Художественное вязание крючком. Художественная вышивка. Техника «шенил» 9 класс
учитель технологии Козлова И.В.
МБОУ СОШ №7 г. Мичуринска
Тамбовской области
Мичуринск 2014
Пояснительная записка.
Цель программы – сформировать у учащихся знания, умения, навыки по овладению современными видами рукоделия: художественным вязанием крючком, художественной вышивкой, лоскутной техникой «шенил». Это - обучение созданию изделий для оформления и украшения одежды, предметов для дома, аксессуаров. В основе разработки раздела лежит развитие интереса, самостоятельности, творческих возможностей, эстетического вкуса учащихся. Все объекты работы должны быть высокохудожественны, иметь общественное значение, что играет большую роль в воспитании учащихся.
Задачи программы:
Формировать у учащихся художественную культуру, самостоятельность, творческую активность.
Знакомить с видами декоративно – прикладного искусства, которые могут быть применены для отделки изделий швейных и для украшения быта, в том числе, современными.
Изучать историю возникновения и развития промыслов.
Развивать художественный вкус, научить понимать значение декоративно – прикладного искусства в жизни.
При выполнении работ использовать природные, экологически чистые материалы, а также обучать безотходному производству.
Формировать экономическое мышление.
Творческое развитие осуществлять через знакомство с проектными работами, образцами, разработками, выполненными сверстниками и профессионалами, их обсуждение, подготовка выставок, поиск и изготовление экспонатов.
Использовать как индивидуальные, так и групповые виды работ.
Осуществлять практическую направленность работ.
Решать творческие задачи, направленные на отделку изделия.
Закреплять и осваивать новые технологические приёмы работы.
Формировать умения, навыки труда, грамотное обращение с инструментами и материалами.
Соединять трудовую подготовку с эстетическим воспитанием.
Соблюдать правила безопасности труда при работе.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся.
Художественное вязание крючком.
Учащиеся должны знать:
возможности вязания крючком, материалы, инструменты, их подбор;
виды и свойства нитей: хлопчатобумажных, шерстяных, химических, смешанных;
условные обозначения на схемах;
технологию вязания тёплых изделий, элементов детской одежды, декоративных изделий, отделок;
Учащиеся должны уметь:
подбирать пряжу, нитки, крючки в соответствии с назначением изделия;
производить расчёт размеров изделия в соответствии с толщиной ниток;
вязать детские вещи, отделку, изделия для украшения быта.
Ручная вышивка.
Учащиеся должны знать:
исторические сведения о развитии народной вышивки;
возможности применения ручной вышивки;
правила подбора инструментов и материалов для вышивки;
особенности различных видов вышивок;
особенности обработки готовых вышитых изделий.
Учащиеся должны уметь:
подбирать инструменты и материалы для вышивки;
подготавливать ткань, нитки для работы;
выполнять приёмы основных видов вышивки, вышивать изделие;
выполнять окончательную отделку вышитого изделия.
Техника «шенил».
Учащиеся должны знать:
возможности применения техники «шенил»;
инструменты, материалы для выполнения работы;
последовательность операций;
технологию выполнения элементов техники «шенил»;
Учащиеся должны уметь:
подбирать материалы, инструменты;
выполнять операции по изготовлению элементов или изделий в технике «шенил»;
окончательно обрабатывать готовое изделие;
Тематический план.
№
п/п
Тема
Количество учебных часов
I.
1.
2.
3.
4.
II.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
III.
12.
13.
14.
15.
Художественное вязание крючком.
Материалы и инструменты. Основные элементы вязания.
Воздушные петли, столбики.
Технология выполнения элементов.
Вязание прямо и по кругу.
Вязание изделия.
Ручная вышивка.
Материалы и приспособления. Виды вышивки.
Технология выполнения элементов разных видов вышивки.
Вышивка крестом.
Гладьевые швы.
Строчевые и счётные швы, мережка.
Петельный шов, игольное кружево.
Изготовление вышитых изделий.
Техника «шенил».
Материалы и инструменты. Подбор, подготовка к работе.
Приёмы и технология выполнения элементов техники «шенил».
Выполнение изделия в технике «шенил».
Обработка готового изделия.
10
2
2
2
4
20
2
2
2
4
4
2
4
10
2
4
2
2
Программа.
Художественное вязание крючком.
Материалы и инструменты.
Основные элементы вязания. Воздушные петли, столбики.
Краткие сведения из истории рукоделия. Виды рукоделия.
Ассортимент изделий, выполняемых в технике вязания крючком.
Характеристика хлопчатобумажных, льняных, вискозных, шерстяных, смешанных ниток.
Подбор крючков.
Способы выполнения воздушных петель, столбиков без накида, с накидом, с одним, двумя, тремя и т. д. накидами, полустолбики, пышные столбики.
Технология выполнения элементов.
Технология выполнения воздушных петель, различных видов столбиков и других элементов.
Правильная посадка положение рук при вязании.
Сочетание элементов.
Вязание прямо и по кругу.
Элементы прямого вязания. Прибавление петель. Углы. Круговое вязание и исправление ошибок.
Окончательная обработка изделия.
Примерный перечень практических работ.
Подбор материалов, моделей, схем.
Изготовление образцов.
Выполнение эскизов.
Изготовление салфеток, воротника.
Обвязывание салфеток, скатерти.
Ручная вышивка.
Материалы и приспособления. Виды вышивки.
Сведения из истории. Ассортимент изделий. Используемые иглы, нитки. Изучение особенностей разных видов вышивки.
Технология выполнения элементов разных видов вышивки.
Особенности работы при выполнении разных видов стежков. Перевод рисунка на ткань. Приёмы работы.
Вышивка крестом.
«Крест» в костюмах России, Тамбовской области. Особенности отделки народного костюма.
Материалы. Возможности этого вида вышивки в отделке одежды, украшении интерьера. Технология выполнения работы.
Гладьевые швы.
Применение. Особенности глади, «ришелье». Подготовка ткани, рисунка, подбор ниток. Технология выполнения швов: односторонняя, белая, двухсторонняя, прорезная (ришелье) гладь. Настил, бриды, гладьевой валик, фестоны. Окончательная обработка изделия.
Строчевые и счётные швы, мережка.
Исторические сведения. Знакомство с возможностями данной техники. Технология выполнения строчевой глади, счётных швов, сетки, росписи, мережки. Приёмы выполнения элементов вышивки. Подбор вариантов рисунка. Особенности выполнения мережки. Возможности применения этих швов в отделке одежды, предметов быта.
Петельный шов, игольное кружево.
Краткие сведения из истории. Инструменты и материалы для работы. Виды изделий выполняемых в технике петельного шва. Элементы, составляющие рисунок: петельный шов, бриды, фестоны, паучки и т. п. Последовательность выполнения работ. Использование игольного кружева для отделки и оформления изделия. Окончательная обработка.
Примерный перечень практических работ.
Изготовление образцов швов.
Выполнение изделий с элементами счётных швов, строчевых.
Выполнение изделий с элементами мережки.
Изготовление салфеток в технике этих швов.
Изготовление картин, вышитых крестом, вышивка салфеток.
Вышивка изделий двухсторонней, белой, прорезной гладью.
Оформление края салфетки игольным кружевом.
Композиционное решение в сочетании мережки со швом крестик.
Техника «шенил».
Материалы, инструменты. Подбор, подготовка к работе.
Подготовка материалов: хлопчатобумажная ткань, сатин, вискоза, джинсовая ткань. Подбор по цвету. Настил, нанесение рисунка.
Приёмы и технология выполнения элементов техники «шенил». Выполнение изделия в технике «шенил». Обработка готового изделия.
Прошивание, разрезание. Обработка и окончательная обработка.
Примерный перечень практических работ.
Разработка вариантов схем рисунков.
Выполнение лицевой стороны техники «шенил».
Обработка изделия (детское покрывало, наволочка).
Стирка изделия, создание бахромы.
Тематическое планирование учебного материала по технологии (обслуживающий труд).
Раздел «Художественная обработка материалов».
10 класс.
Художественное вязание крючком – 10 ч.
Занятие 1.
Тема. Материалы и инструменты. Основные элементы вязания. Воздушные петли, столбики.
Краткое содержание. Экскурс в историю. Возможности вязания крючком. Ассортимент изделий. Виды нитей. Правила подбора крючков и ниток, пряжи. Начало вязания, воздушные петли. Приёмы вязания столбиков без накида, полустолбиков. Переход к новому ряду, кругу.
Практические (проектные) работы.
Подбор ниток, пряжи, крючка.
Изготовление образцов вязания столбиками без накида, столбиками без накида, чередующимися с воздушными петлями, полустолбиками.
Занятие 2.
Тема. Технология выполнения элементов.
Краткое содержание. Технология выполнения элементов: столбики с одним, двумя, тремя и т. д. накидами, пышные столбики, незаконченные столбики, связанные вместе, столбики, связанные в одну петлю.
Условные обозначения на схемах, символика, новые термины (пико, арка, соединительный столбик, петля подъёма, мотив, филейное вязание).
Практические (проектные) работы.
Чтение схем.
Изготовление образцов различных элементов, их сочетаний по заданию и по схемам.
Занятие 3.
Тема. Вязание прямо и по кругу.
Краткое содержание. Принцип вязания по кругу. Прибавление петель разными способами. Ажурное вязание. Вывязывание деталей изделий по схеме, выкройке описанию. Переход к следующему ряду при круговом вязании и вязании прямо.
Практические (проектные работы).
Изготовление образцов вязания прямо и по кругу.
Расчёт размеров изделия или элемента в соответствии с размерами, толщиной ниток или пряжи.
Занятие 4, 5 (4 часа).
Тема. Вязание изделия.
Краткое содержание. Вязание образцов изделий, готовых изделий. Выбор модели, подбор материалов. Последовательность выполнения операций.
Практические (проектные работы).
Вязание салфетки.
Вязание детской шапочки, башмачка.
Вязание отделки столового белья.
Обвязывание платочка, салфетки.
Ручная вышивка – 20 ч.
Занятие 1.
Тема. Материалы и приспособления. Виды вышивки.
Краткое содержание. Сведения из истории. Ассортимент изделий. Изучение различных видов вышивки.
Практические (проектные) работы.
Подбор ниток, игл.
Составление перечня видов вышивки, зарисовка образцов вышивки.
Занятие 2.
Тема. Технология выполнения элементов разных видов вышивки.
Краткое содержание. Возможности применения ручной вышивки. Особенности работы при выполнении разных видов стежков (гладь, крест, мережка, строчевые и счётные швы). Перевод рисунка на ткань.
Практические (проектные работы).
Перевод рисунка на ткань.
Изготовление образцов элементов разных видов стежков.
Занятие 3.
Тема. Вышивка крестом.
Краткое содержание. Крест в костюмах России, Тамбовской области. Особенности отделки народного костюма. Возможности этого вида вышивки в отделке одежды, украшении интерьера. Технология выполнения работы.
Практические (проектные) работы.
Выполнение образца двустороннего тамбовского креста.
Зарисовка эскизов различных видов креста.
Выбор и выполнение одного из видов вышивки крестом.
Отделка предмета столового белья.
Занятие 4, 5 (4часа).
Тема. Гладьевые швы.
Краткое содержание. Применение гладьевых швов. Особенности выполнения глади, «ришелье». Выбор модели. Подготовка ткани, рисунка, подбор ниток. Технология выполнения глади односторонней, белой, двухсторонней, прорезной.
Практические (проектные) работы.
Изготовление образцов разных видов глади.
Изготовление образцов элементов прорезной глади: настил, бриды, гладьевой валик, фестоны.
Отделка одним из видов глади столового, детского, постельного белья
Окончательная обработка изделия..
Занятие 6, 7.
Тема. Строчевые и счётные швы. Мережка.
Краткое содержание. Исторические сведения. Возможности данной техники. Технология и приёмы выполнения элементов строчевой глади, счётных швов, сетки, росписи, мережки. Возможности применения этих швов в отделке.
Практические (проектные) работы.
Выполнение образцов разных видов швов.
Подбор вариантов рисунка.
Отделка салфетки мережкой.
Занятие 8.
Тема. Петельный шов, игольное кружево.
Краткое содержание. Краткие сведения из истории. Применение петельного шва при изготовлении игольного кружева. Элементы, составляющие рисунок. Последовательность выполнения работ.
Практические (проектные) работы.
Выполнение образцов элементов игольного кружева: петельный шов, бриды, паучки, фестоны.
Оформление края салфетки.
Отделка столового белья.
Занятие 9, 10.
Тема. Изготовление вышитых изделий.
Краткое содержание. По возможностям, выбору учащиеся изготавливают изделия, отделанные одним из видов изученных вышивок.
Практические (проектные) работы.
Составление каталога видов вышивки.
Отделка столового, детского, постельного белья одним из видов вышивки.
Окончательная обработка изделия.
Техника «шенил» - 10ч.
Занятие 1.
Тема. Материалы и инструменты. Подбор, подготовка к работе.
Краткое содержание. Подготовка материалов: ткань, нитки. Подбор цвета. Последовательность выполнения работы.
Практические (проектные) работы.
Выбор рисунка, подбор ткани: ситец, сатин, вискоза, джинс.
Занятие 2, 3.
Тема. Приёмы и технология выполнения элементов техники «шенил»
Краткое содержание. Изучение особенностей обработки материалов при выполнении техники «шенил».
Практические (проектные) работы.
Настил слоёв ткани, нанесение рисунка.
Прошивание, разрезание слоёв.
Выполнение лицевой стороны изделия.
Занятие 4.
Тема. Выполнение изделия в технике «шенил».
Краткое содержание. Учащиеся по возможностям, способностям, желанию выбирают модели различной сложности.
Практические (проектные) работы.
Изготовление изделия в технике «шенил» (детское бельё, наволочка).
Занятие 5.
Тема. Обработка готового изделия.
Краткое содержание. Готовое изделие для создания необходимого эффекта обрабатывается: стирается в машине, разлохмачивается, треплется.
Практические (проектные) работы.
1. Стирка изделия, создание бахромы.
13PAGE 15
13PAGE 14215