Интегрированный урок в 4 классе по окружающему миру и русскому языку. Тема Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. Упражнения в правописании безударных окончаний существительных в Р.п. и Д.п..
Интегрированный урок в 4-м классе по окружающему миру и русскому языку.
Тема. «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека (Природоведение)». «Упражнения в правописании безударных окончаний существительных в р.п. и д.п. (Русский язык)».
Цель урока. Вести разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствовать умения правописания безударных окончаний существительных в родительном и дательном падежах; развивать любознательность, наблюдательность, учить их делать выводы.
Оборудование. Карта "Природные зоны", карта Республики Адыгея, образцы растений; грамзапись "Голоса птиц", учебник "Природоведение", автор А. А. Плешаков.
Ход урока
Организационный момент.
Минутка чистописания.
Больше леса - больше снега, больше снега - больше хлеба.
Актуализация прежних знаний.
(списывание текста с доски)
"Удивительная тишина стоит в лесу. Хорошо идти по такому лесу от полянки к полянке (дательный падеж, 1-е склонение). В каждой, как в зеленой чаше, свой настой. Идешь из каждой чаши (родительный падеж, 1-е склонение), отпиваешь глоток, пока голова не закружится".
Задание: списать, выделить окончания имен существительных в родительном и дательном падежах, определить склонение.
(включить грамзапись с голосами птиц).
Формирование новых понятий.
Понятие о лесе.
- Мы начали урок с минутки чистописания, с доски списали интересный текст, прослушали голоса птиц. Кто скажет, о чем мы будем сегодня говорить?
Наш разговор пойдет о роли леса в природе и жизни людей. Сейчас нужно выйти и показать зону лесов на карте. А какие леса растут в нашем районе?
!!!!!!
- Роль лесов в природе очень велика. Они смягчают очень засушливый климат, закрепляют склоны оврагов, улучшают водный режим рек, делают их наиболее полноводными.
- А какую пользу приносит лес человеку?
-...Правильно. Лес называют "легкими" нашей планеты, а так же защитником водоемов, почв. Это дом для растений, животных, птиц, насекомые, место для отдыха человека, источник ягод, грибов, лекарств, древесины (слайды).
В учебнике природоведения на стр. 70-71 нашли текст "Роль леса в природе и жизни людей".
ЗАДАНИЕ: найдите в тексте существительные в родительном и дательном падежах (устно).
- Природа дает человеку все необходимое для его жизни: пищу, жилище, одежду. (показ слайдов) За эти бесценные дары мы отдаем природе свою любовь и защиту. Послушайте, какую получил однажды из леса Виталий Бианки, которую нам озвучит ворона (видео):
"Мы - первая зелень, и за это нас все ломают. Мы даже боимся распускаться первыми в лесу. А чего хорошего? Все равно сломают. Помогите нам!
Ваши зеленые друзья: Ива, Черемуха, Лесная Сирень".
- Какой ответ послали бы вы на эту телеграмму? Сможете ли вы оказать помощь и какую?
-А знаете ли вы правила поведения в лесу? Послушайте рассказ Сухомлинского "Стыдно перед соловушкой".(рассказ вороны)
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомленные дорогой, сели они отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулек в сумку.
- Зачем ты берешь с собой мусор? - сказала Оля . - Брось под куст. Ведь мы в лесу , никто же не увидит!
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
- Кто поступил правильно: Оля или Лида? Почему Лида сказала, что ей стыдно перед соловушкой?
Применение знаний.
Прочитать вслух текст "Лесная столовая", упр.200. Выписать выделенные слова с предлогами. (Один ученик работает у доски.)
- По каким признакам различаются родительный и дательный падежи?
Списывание с доски. (1 ученик работает у доски)
Молоденькие осинки выстроились у лесной полянки.
Определить падеж, склонение имен существительных, определить главные члены предложения.
Учитель читает стихотворение Сергея Никулина "Русский лес". (ЗВУКИ ЛЕСА)
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.(СЛАЙД)
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.(СЛАЙД)
Нагнусь к нему напиться -
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, .(СЛАЙД)
Орехи и цветы, (СЛАЙД)
Душистая малина.(СЛАЙД)
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну(СЛАЙД)
Я, не жалея ног,
А если и устану -
Присяду на пенек. (СЛАЙД)
Лес очень любит пеших.
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.(СЛАЙД)
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит. (СЛАЙД)
Итог урока
- Почему люди продолжают использовать природу, хотя понимают, что она в опасности? Может быть, лучше остановить все фабрики и заводы, прекратить заготовку древесины? Один словом, превратить Землю в один огромный заповедник? Если люди не будут беречь природу, к чему это может привести?
Почему на Земле с каждым годом становится все меньше лесов?
К чему это приводит?
По каким признакам различаются родительный и дательный падежи?