Интегрированный урок (русский язык и окружающий мир) в 3 классе Правописание слов с безударными гласными в корне слова


Интегрированный урок (русский язык + окружающий мир) - 3 класс: «Правописание слов с безударными гласными в корне»
Цели и задачи урока:
Образовательные:
Знакомство с правописанием слов с безударной гласной в корне слова;
Учить распознавать на слух безударные гласные.
Развивающие:
Развивать у детей самостоятельность, самоконтроль и самооценку, интеллект, внимание.
Способствовать обогащению словаря и письменной речи.
Воспитательные:
Прививать интерес и любовь к русскому слову.
Вырабатывать привычку делового сотрудничества, толерантности и самоконтроля за поведением во время работы на уроке.
Тип урока: введение нового знания.
Методы: системно-деятельностный, частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный.
Оборудование: учебник “Русский язык” 1 часть для 3класса, автор КанакинаВ.П., листок настроения, презентация.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Посмотрите на меня. Улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки и хочу, чтобы хорошее настроение не покидало нас. Тихонько сядьте, возьмите листок настроения. (Слайд)

Поставьте цифру 1 около лица, которое соответствует вашему настроению перед уроком.
Сегодня урок у нас будет необычный. Я предлагаю вам совершить путешествие в замечательную и великую Страну Русского языка.
II. Актуализация знаний.
Давайте запишем дату и место нашего путешествия. (Запись числа, классной работы)
Разобрать слова по составу и соотнести их к схемам на доске.
Звёздочка, заморозки, кормушка, пришкольный, подорожник, поездка, водолаз
Какое слово не подошло к схеме? Почему? Какие значимые части входят в состав слов? (приставка, корень, суффикс, окончание)
Что такое приставка? (Ответы детей: Это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)Что такое суффикс? (Ответы детей: Это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.)Что такое окончание? (Ответы детей: Окончание – это изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в предложении.)Что такое корень? (Ответы детей: Корень – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.)Могут ли слова существовать без КОРНЯ? (Нет)
Тяжело живётся дедушке Корню. Дел у него очень много. Правит в своей стране мудро и справедливо. И все спешат к нему за советом. Нет у него ни одной свободной минуты. Все жители страны русского языка почитают его и выполняют все его правила!
С одним из них мы и будем сегодня работать. А с каким, вы узнаете, преодолев первое испытание. За каждый правильный ответ вы будите получать знак . А какой, вы узнаете позже.
Словарная работа (слайд)
Мы подошли к воротам первого дома. Но ворота закрыты. (Слайд) А открыть их нам помогут ваши знания. Слова у нас на экране.
Прочитайте слова.Что можно про них сказать, что это за слова? (словарные слова, с непроверяемыми гласными, написание которых надо знать) Слайд
Какое слово лишнее? Почему? Вот и открылась тайна. Этот знак - КАПЕЛЬКА.УЖ.НЧ.ТВЕРГ
П.ГОДА В.ДА
Р.КЕТА ЗА.ЦЗапишите в тетрадь, вставляя пропущенную букву, подчеркните ее и поставьте ударение. Проверим. (Спросить 1 ученика)
Какие гласные вставили? (Называют)
Проверьте получившийся ряд букв: и, о, а, е, о, я (Слайд). Пропишите каллиграфически правильным подчерком всю строку.
III. Постановка учебной задачи.
Загадка
(Вода)
Звуко-буквенный разбор слова вода
– Чем интересно это слово с точки зрения русского языка? (В безударном положении требуют проверки)
Как проверить безударную гласную? (Чтоб развеять все сомнения гласный ставь под ударение.)
Как вы думаете какая тема нашего урока (Безударные гласные в корне слова.) Слайд
Совершенно верно, мы будем учиться писать слова с безударной гласной в корне и проверять их. Ну, вот ворота и открылись, перед нами владения дедушки Корня. Слайд
Что для живых существ значит вода? (Ответы детей)
IV. Открытие нового знания.
1.Работа с учебником (с.104 правило)
2. Откройте учебник на с. 104 упр.194. Прочитайте. Почему написание выделенных букв надо проверять? (Ответ: Чтобы не допустить ошибки.)Как это сделать? Нам поможет алгоритм написания безударной гласной в корне
1.Прочитай слово.
2.Поставь ударение.
3.Выдели корень.
4.Подчеркни безударные гласные в корне.
5.Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.
6.Обозначь орфограмму.
V. Первичное закрепление во внешней речи.
Используя алгоритм написания безударной гласной в корне и образец в учебнике, выполним упражнение с комментированием устно.
(Двор, дворик) дворы, (стрелы, стрелка) стрела, (воды, водный) вода, (травы, травушка) трава, (холм, холмик) холмы, (жар, жарко) жара, (свечи, свечка) свеча, Ребята, скажите, как найти проверочное слово, какой вывод можно сделать? (Ответ детей: Нужно подобрать однокоренное слово так чтобы безударный гласный стал ударным, или изменить форму слова.)ФизминуткаРучки к солнцу протяните, улыбнитесь, потянитесь.
Здравствуй, солнышко!
А теперь попробуйте поймать солнечный лучик, и он вам принесёт удачу и укажет путь к дедушке Корню.
Составить предложение, разобрать его по членам предложения.
На , глубине ,исследует, р.ки,в..долаз ,дно,опытный .
VI. Самостоятельная работа в парах, взаимопроверка. Самоанализ и самоконтроль.
Теперь для вас следующее испытание. (Слайд).  Задание: вставьте пропущенные буквы, переписав слова в тетрадь. Задание выполняем по образцу: (Море) морской,
М_рской, р_чушка, руч_ёк, в_дяной, д_ждинка, л_дяной.
ВЗАИМОПРОВЕРКА. Обменялись тетрадями, сверяем с доской, исправляя ошибки простым карандашом.
Вывод: Молодцы! Быстро, оперативно справились с работой.
ПОЧЕМУ НУЖНО БЕРЕЧЬ ВОДУ? (Ответы детей)
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
И вот, тропинка повела нас дальше. (Слайд) Ребята, дедушка Корень приготовил для вас последнее задание. Работать надо в группах.
1 ряд – Подберите к слову вода однокоренные слова, разберите их по составу.
2 ряд – Нарисовать плакат «Берегите воду», в предложении найти слова
с безударной гласной в корне, обозначить ее.
3 ряд – Собрать пословицу о воде
Защита работ.
VIII. Рефлексия деятельности.
Итак, свершилось волшебство, открываются ворота и нас встречает этот удивительный, добрый и очень мудрый дедушка Корень, без которого жизнь в стране русского языка была бы совершенно беспорядочной. (Ученик в роли Корня)
Ребята, давайте повторим правила, без которых мы с вами не можем обойтись, записывая слова с безударной гласной в корне?
Безударный в корне – хитрый гласный:Слышим мы его прекрасно,А в письме какая буква?Здесь поможет нам наука:Гласный ставь под ударенье, Чтоб развеять все сомненья.
(Ученики читают стихи о безударной гласной)
Вот наше путешествие и закончилось! Вы дружно поработали. Корень вами очень доволен.
Он хочет увидеть ваше настроение. Поставьте цифру 2 около лица с соответствующим для вас настроением сейчас. Посмотрим, изменилось ли оно?
Вывод: я думаю, кто не испытывал затруднений у него настроение хорошее. Но, а кто испытывал трудности, не успевал, не огорчайтесь, мы ещё будем работать над этой темой.
Оценивание. За работу на уроке получили следующие оценки.
Спасибо за работу на уроке.
Домашнее задание.
С. 104- правило, упр. 196 спишите упр., вставляя пропущенные буквы.


Алгоритм написания безударной гласной.
1.Прочитай слово.
2.Поставь ударение.
3.Выдели корень.
4.Подчеркни безударные гласные в корне.
5.Подбери проверочные слова. Сколько безударных гласных, столько и проверочных слов.
6.Обозначь орфограмму.