20 дидактических игр и игровых приемов для обогащения и активизации словаря младших школьников в процессе изучения русского языка.


20 дидактических игр и игровых приемов для обогащения и активизации словаря младших школьников в процессе изучения русского языка.
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
                                                  А. И. Куприн
В 6 – 10 лет ученики наиболее восприимчивы к изучению основ родного языка, так как человеку свойственно овладеть языком в детстве. Именно в это время следует предотвращать невежественное отношение к языку, как можно шире знакомить с его выразительными возможностями.
Начиная с первого класса, необходимо развивать внимание учащихся к значению слова, давать упражнения, позволяющие в дальнейшем формировать умение самостоятельно толковать значение слов, побуждающие определять и сравнивать языковые единицы: звук, слово; наблюдать за тем, как изменение одного звука в слове ведёт к изменению его лексического значения. Только тогда дети будут стремиться запомнить слово, употребить его в речи, будут активно использовать его в своем индивидуальном словаре, что в конечном итоге поможет им овладеть красивым, правильным и выразительным русским литературным языком.
Часто в текстах упражнений по русскому языку и в текстах литературных произведений встречаются слова, вышедшие из повседневного употребления – это устаревшие слова. Они входят в состав устаревшей лексики. И очень важно познакомить детей с такой лексикой: разъяснить значение устаревших слов, научить пользоваться словарями с тем, чтобы узнать толкование слова, как употреблять эти слова в речи.
Такая работа будет прививать детям любовь к родному языку, вызывать интерес к русскому языку как к учебному предмету.
Поскольку дети младшего школьного возраста имеют свои психологические особенности, то методы и приемы на уроках в младшей школе должны носить специфический характер, в частности на уроках должны сочетаться различные виды деятельности учащихся, вводиться элементы игры, что способствует повышению интереса к уроку, занимательности самих уроков.  Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям по русскому языку, является дидактическая игра, которая занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Игра помогает формированию фонематического восприятия слов, обогащает ребенка новыми сведениями, активизирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – обогащает словарный запас детей и стимулирует их речь. В результате чего у детей появляется интерес к русскому языку. Дидактические игры по русскому языку также способствуют формированию орфографической зоркости младшего школьника. Важная роль занимательных дидактических игр состоит еще и в том, что они способствуют снятию напряжения и страха при письме у детей, чувствующих свою собственную несостоятельность, создают положительный эмоциональный настой в ходе урока.

1. Игровое задание: напишите на месте точек подходящие по смыслу слова.
1) Букву или часть слова, где возникает опасность ошибки, называют ....
2) Раздел науки о языке, изучающий происхождение слов, называют... .
3) ... — это слова, совпадающие по звучанию, но полностью расходящиеся по значению.
4) ... — это слова, противоположные по значению.
5) ... — это слова, совпадающие или близкие по значению.
Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: орфограмма, этимология, омонимы, антонимы, синонимы.
1) Размер, объём, протяжённость предмета называется....
2) ... — равносторонний прямоугольник.
3) ... — это единица длины, сотая часть метра.
4) Основная единица массы, равная тысяче граммов, —....
5) Мера длины, равная тысяче метров —... .
6) Инструмент для вычерчивания окружностей называется....
Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: величина, квадрат, сантиметр, килограмм, километр, циркуль.
1)... —это коллекция засушенных растении.
2) Видимая граница неба и земной или водной поверхности называется...
3) Чтобы точно определить стороны света, нужно воспользоваться....
4) Солнце всходит на... и заходит на....
Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: гербарий, горизонт, компас, запад, восток.
1) ... — прозрачные краски, разводимые на воде, и картины, написанные такими красками.
2) Общий вид какой-то местности или рисунок, картина, изображающая виды природы, описание природы в литературном произведении — это....
3) ... — это изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре.
4) ... — это картина с изображением крупным планом предметов: цветов, плодов, битой дичи. рыбы. утвари.
Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: акварель, пейзаж, портрет, натюрморт.
1) ... — благозвучная последовательность звуков, образующая музыкальное единство, напев.
2) Большое музыкальное произведение для оркестра называется....
3)... — это театральное представление, танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой.
4) ... — музыкально-драматическое произведение (или представление такого произведения на сцене), в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра.
Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова; мелодия, симфония, балет, опера.
1) ... называют человека, совершающего подвиги, необычного по своей храбрости, доблести, самоотверженности.
2) Главный город государства называют ... .
3) Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец называют ...
4)... — это собрание горожан для решения общественных дел на Руси в Х-ХУ веках.
5) ... называют приём пищи, еду в монастыре.
Учащиеся списывают предложения, последовательно вставляя слова: герой, столица, кольчуга, вече, трапеза.
2.Письменные ответы на вопросы.
(используется для закрепления в памяти учащихся значения слов, изученных с опорой на этимологию)
Как называется...
... тетрадь из плотных листов в переплете для рисунков, коллекций, фотографий? (Альбом.)
... форма деятельности, при которой участвующие стремятся превзойти друг друга? (Соревнование.)
... комплексное спортивное сооружение с трибунами для зрителей и со специально оборудованными площадками для тренировок, состязаний? (Стадион.)
...соревнование спортивных команд — бег, движение на дистанции, при котором на определенном этапе один спортсмен, сменяясь, передает другому условленный предмет? (Эстафета.)
... стационарное учреждение для лечения, профилактики заболеваний и отдыха? (Санаторий.)
... краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта, циркового представления? (Антракт.)
3.Игра «Верно ли?»
Верно ли, что...
... слова портной и портфель восходят к одному и тому же историческому корню?
(Неверно. Слово портной исконно русское и восходит к слову порт в значении «полотно». Слово портфель восходит к французскому портер, что значит «носить».)
... слова ветеран и ветчина восходят к одному историческому корню?
(Верно. Слова ветеран и ветчина восходят к латинскому ветус, что значит «старый».)
... слово газета образовано от слова газ?
(Неверно. Слово газета образовано от итальянского газа, что значит «сорока» — изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией. Слово газ восходит к греческому хаос в значении «первичное, бесформенное состояние мира».)
... слово мелодия можно проверить словом милый?
(Неверно. Слово мелодия возникло на базе сложения двух греческих слов: мело — «песня» и оде — «песня». Слово милый восходит к латинскому милис — «нежный, спокойный».)
... слово окулист восходит к тому же слову, что и слово око?
(Верно. Слова окулист и око восходят к латинскому окулюс в значении «глаз».)
... слово автограф — называют автомобиль, в котором ездят графы?
(Неверно. В слове автограф часть граф — не родственна слову граф в значении «дворянский титул или лицо, имеющее этот титул», она образована от греческого элемента графе — в значении «пишу». Часть авто- в обоих словах образована от греческого авто в значении «сам». Слово автограф имеет значение «собственноручная, обычно памятная надпись или подпись».)
... слова плотник и плот исторически родственные?
(Верно. В древности словом плот называли соединенные друг с другом бревенчатые стены домов. Такие плоты делали плотники.)
4.Этимологический кроссворд.
Угадайте слово по этимологической справке к нему. Кроссворд «Техника»
По горизонтали:
1) Слово имеет в своём составе греч. элемент «свет» и обозначает аппарат для фотографирования.
2) Слово восходит к лат. «ветер» и обозначает прибор, предназначенный для проветривания помещений.
3) Слово восходит к греч. — «вдаль, далеко» и обозначает аппарат для разговора людей на расстоянии.
По вертикали:
Контрольное слово восходит к лат. «вычислять» и обозначает информационно-вычислительную машину.
5. Игра « Шифровальщики».
Ход: Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой — отгадчика.
Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.
Жыил (Лыжи), ански (санки), кьоинк (коньки)
Отгадчику можно предложить не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.
Например:
1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)
6.Игра " Найди лишнее слово".
МАК РОМАШКА РОЗА ЛУК
КОШКА СОБАКА ВОРОБЕЙ КОРОВА
БЕРЕЗА ДУБ МАЛИНА ОСИНА
КОРОВА ЛИСА ВОЛК МЕДВЕДЬ
7. Замени словосочетания одним словом:
* — промежуток времени в 60 минут,
* — военнослужащий, стоящий на посту,
* — ребенок, любящий сладкое,
* — очень смешной фильм.
8. Закончи предложения:
У Ромы и Жоры есть ………….
Однажды они пошли …………. Вдруг из кустов………………
Потом ребята долго вспоминали как……..
Составь рассказ по опорным словам:
зима, снежок, морозец, деревья, холод, снегири.  
9. Закончите фразеологизмы подходящим по смыслу названием животного.
Голоден как …., изворотлив как….., нем как…, болтлив как..., как мокрая …, ползёшь как…, как … пятая нога, надулся как … на крупу, разбирается как … в апельсинах, … на ухо наступил, покупать … в мешке, писать как … лапой, куда Макар …не гонял, метать бисер перед …., пустить … в огород.
(волк, уж, рыба, сорока, курица, черепаха, собака, мышь, свинья, медведь, кота, курица, телят, свиньями, козла)
Замените одним словом фразеологизмы.
Мозолить глаза (надоедать), точить лясы (болтать), клевать носом (засыпать), бить баклуши (бездельничать), как снег на голову(неожиданно), вешать нос (огорчаться), зарубить на носу (запомнить), ждать у моря погоды (бездействовать), дрожать как осиновый лист(испугаться), писать как курица лапой (безобразно), ходить на голове (баловаться), считать ворон (невнимательность), держать язык за зубами (молчать), после дождика в четверг (никогда).
10. Игры-задания:
любое слово пишется на доске. Ребятам дается задание: к каждой букве слова придумать слова на заданную тему (животные, транспорт, растения и др.). Например, на доске слово «зебра». Слова к нему — зубр, енот, барсук, рысь, антилопа.
Из слова выбрасывают один звук, чтобы получилось слово, имеющее новое значение. Например: «Выброси из слова «коса» первый звук» (оса), из слова «столб» и последний звук (стол)».
Добавляют к слову один звук, чтобы получилось новое слово (игра, обратная предыдущей): мех (смех); лень (олень); клад (склад).
Заменяя в слове один звук, можно получить новое слово: свет — цвет, норка — корка, песок — лесок.
Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофер.
Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово: справа, сверху, завтра, здравствуй, пожалуйста…
11. Ребусы — очень часто встречающееся задание со словами, в них слова или фраза зашифрованы в рисунке. В ребусах могут использоваться не только картинки, но и изображение букв, причем пространственные отношения частей рисунка также обозначаются звуками, составляющими «спрятанное» слово.
12.Анаграммы — это увлекательная, развивающая комбинаторное мышление игра. Новое слово, составленное из всех букв данного слова, называется его анаграммой. Анаграмма слова — это результат перестановки в другом порядке всех его букв: колба-бокал, приказ-каприз , карта-карат-катар .
13.Игра «Наборщик».
Это одна из самых известных игр со словами. Задается слово (обычно длинное), например «остановка». За определенное время играющим нужно сложить из букв этого слова другие слова («станок», «скат», «танк» и т.д.). Затем игроки по очереди называют их. В зачет идут только те варианты, которые еще не были названы. Побеждает тот игрок, который последним назвал слово. Чемпионом игры считается тот, кто придумал самое длинное слово.
14.Игра «Каркас».
Сначала выбирают три (две и даже одну) согласные буквы (например, к, н, т). Затем все играющие «натягивают на каркас» гласные буквы (а также мягкий, твердый знак и букву й), то есть придумывают слова, состоящие из этих согласных (в любом порядке) и любых гласных («ткань», «кант», «канат»). Побеждает тот, кто придумал последнее слово.
15.Игра «Угадай фразу».
Ведущий берет какую-нибудь книгу и читает начало любой фразы. Остальные пытаются угадать ее продолжение. Через некоторое время загаданная фраза читается до конца, и все играющие могут сравнить то, что было сказано ими, с настоящим окончанием фразы. Тот, кто угадывает конец фразы (или почти угадывает), получает очко. Можно читать не начало, а конец фразы. Сначала ведущий должен выбирать нетрудные задания, чтобы ребятам было интересно играть.
16.Подумай и запиши...
только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям: 1) молодая осина; 2) осиновый лес; 3) гриб с красной или коричнево-красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.
17. Найдите в предложениях...
слова, близкие по значению слову солдат, выпишите эти слова:
Советский воин бережет родной страны покой и славу. С далекого фронта в родимую хату домой возвращались два брата солдата. Только взял боец трехрядку, сразу видно — гармонист. Но служивый знает дело, и за Родину свою он пойдет в атаку смело, победит врага в бою.
Найдите в предложениях...
слова, противоположные по значению.
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
18. Игра "Многозначность".
-Подобрать слова, которые имели бы по 2-3 значения;
на каждое значение составить предложения. Объяснить значения слов.
- Сравнить значения слов в сочетаниях:
Идут часы — идут дети — идёт строительство.
19. Впишите...
в предложения подходящие по смыслу словарные слова.
Сапоги, ботинки — это обувь, а … — это одежда. Заяц, … — это звери, а …, … — это птицы. Пенал, … — это учебные принадлежности, а …, … — это инструменты. Морковь, …, … — это овощи.
20. Знакомство с новыми словами в форме путешествия.
Тема «Город».
Совершим экскурсию по городу вместе с Машей.
Она приехала из другого города и оказалась на вокзале.
Вокзал – слово по происхождению английское. Когда-то госпожа Вокс устроила в усадьбе зал, где проводили танцы. Сначала этот зал и назвали вокзалом, в слове мы слышим «вок» + «зал». А теперь – это помещение на станции для пассажиров.
Маша вышла на площадь. Ей интересно будет узнать, что слово это по происхождению русское, обозначало «плоский».
На площади – рынок. Сейчас это крытое помещение, но когда слово родилось, в немецком языке оно означало «круг, площадь», потому что рынок чаще всего устраивали на торговой площади.
Рядом с рынком – аптека – учреждение, где изготавливают и продают лекарства. Когда-то давно это было греческое слово и означало «склад».
Маша подходит к огромному торговому комплексу. Это Гипермаркет. Сложное слово. «Гипер» в переводе с латинского означает «сверх», «маркет» – покупка-продажа. Так комплекс назвали за огромное количество отделов, где продают вещи совершенно разного назначения.
Рядом станция метро. Метро – сокращённое слово «метрополитен» – городской подземный транспорт. Посмотрим, как слово образовалось.
В греческом языке было 2 слова: «метер» (мать) и «полис» (город), а если сложить вместе, получится «мать городов», т. е. столица. А от них образовалось – метрополитен – столичный транспорт. Потому что метро сначала строили только в самых крупных городах.
На метро Маша доехала до окраины. На берегу залива – порт. Это слово из латинского языка: место стоянки, погрузки судов.
На другой площади – собор. Слово из старославянского языка, означало «собрание». По-другому это здание называется – церковь. Слово во время крещения пришло из Греции. Означает – «господний (дом)».
Это сооружение нам уже знакомо – стадион. Напомним Маше: слово греческое. В древних олимпийских играх бегун пробегал дистанцию примерно в 192 метра – это «стадий».
Маша пришла в парк и пошла по аллее. Аллея – это дорога в саду или в парке, по обеим сторонам которой посажены деревья или кусты. Слово пришло из французского языка, где означало «проход, дорога».
Вдалеке журчит фонтан. Это сооружение, в котором вода под напором бьёт струёй. Фонтан – слово по происхождению латинское, значение его было – «источник».
А вот дорога, похожая на аллею, также растут по бокам деревья. Но эта аллея в городе, идёт вдоль улицы. Здесь её правильное название – бульвар. Это слово заимствовано из голландского языка. Означало раньше совсем другое: крепостной вал.
Также можно использовать метод составления словариков на основе лексики прочитанных художественных произведений. Вариантами такой работы могут быть составление словариков слов иноязычного происхождения, словарики исконно русских слов, устаревших слов. Упражнения по составлению словариков развивают у учащихся память на орфографическую норму, расширяют лексический запас.
Для запоминания слов используются стихи, рассказы, рисунки, которые, вызывая определенные ассоциации, помогают детям запомнить слово. Облегчают запоминание и небольшие произведения детских писателей, например, рассказ Н. Сладкова «Сорока и медведь», рассказ – быль Л.Н.Толстого «Пожарные собаки».
Помните:
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В.А. Сухомлинский