РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Духовно-нравственного воспитания, развития и социализации обучающихся (8 класс)


Структура Программы:
Пояснительная записка( содержательная)
Нормативная база
Цель и задачи работы на уч.годАнализ работы за прошедший год
Календарь мероприятий на год
Циклограмма деятельности кл. рук.
Список класса
Псих.-педаг. храктеристика класса
Социальный портрет класса
Состав родительского комитета
График проведения родительских собраний с темами
Календарное планирование мероприятий ( таблица)
Индивидуальная работа с уч-ся
Мониторинг воспитательной работы
Работа с родителями ( по модулям и общая)
Протоколы родит. Собраний
Тема самообразования.

1. Пояснительная запискаКакими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путём правильного воспитания сделались хорошими – это в нашей власти. Плутарх. В основе современной Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи в Российской Федерации заложен принцип гуманизации, гуманитаризации и демократизации процессов обучения и воспитания. В современных условиях социальных, экономических преобразований в стране проблемы воспитания детей и молодёжи с использованием системы гуманистического воспитания приобретают первостепенное значение. В этом русле особо актуальным представляется развитие и внедрение в теорию и практику современного воспитания и образования основных идей и положений гуманистической педагогики .На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.  Воспитательный процесс, построенный на положениях гуманистической педагогики, опирается на личность учащегося, основывается на конструктивной работе ученика и классного руководителя, в процессе которой учитель старается всемерно развивать инициативу своих подопечных и создать все условия для их личностного и творческого развития. Одним из важнейших проявлений и показаний гуманности являются человеческие отношения между людьми. К основным понятиям, которые способны раскрыть человеческие отношения с другими людьми относятся:- забота и взаимопонимание, т.е. эмоциональная отзывчивость, сострадание, способность разделять чувства и мысли другого, его печаль и радость;- взаимоуважение, т.е. способность принимать человека таким, какой он есть, признавать его право иметь собственные убеждения и развиваться по собственному пути;- взаимодействие, т.е. способность к сотрудничеству, взаимопомощь и содействие, принципы ненасилия в разрешении конфликтов. Таким образом, в центре моей программы воспитания стоит разработка модели воспитательного пространства класса с гуманистическими характеристиками и обеспечение условий ее реализации. Воспитательное пространство — это лишь часть единого социального пространства. Его эволюция - непременное условие развития всех субъектов процесса воспитания. Воспитательное пространство, в отличие от среды, формируется, что позволяет придавать ему определенные свойства и характеристики. Оно может возникнуть в результате как инициативной деятельности «сверху», так и деятельности детей по освоению и присвоению жизненного пространства, в основе которой лежат их потребности. Характеристики воспитательного пространства задаются воспитательной системой и характером воспитательной деятельности. Если система сориентирована на личность обучаемого, развитие его природных задатков и способностей, создание социальной защищенности, творческое содружество, она гуманистична по своему типу. Одним из приоритетных направлений моей работы как классного руководителя является организация взаимодействия всех участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей. С 2012-2013 учебного года я являюсь классным руководителем нынешнего 8 «А» класса. Особое внимание нужно уделить сплочению коллектива, созданию благоприятного психологического климата, характеризующегося защищённостью каждого его члена, мобильностью, психологической свободой, работоспособностью, инициативностью. 

3. Цель программы:- создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.Задачи:- формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;- повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;- формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся; - развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения в ВУЗах и работы во всех возможных отраслях хозяйства страны;- организация учебно-исследовательской деятельности учащихся;- формирование системы самоуправления в классе..Пояснительная записка.
Программа воспитательной работы 8 «А» класса составлена с учетом нормативных документов по ВР (Закон об образовании, Должностные обязанности классного руководителя, Устав школы) на основе общешкольного плана воспитательной работы.
При планировании работы с классом учитывались возрастные и психологические особенности классного коллектива. Подростковый период - это время, когда происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, рост интеллектуальных и моральных сил и возможностей, становление характера. Ученик рассматривается как целостная личность со всеми присущими ему талантами - в когнитивной, аффективной, нормативной и экспрессивной формах.
Это вносит серьёзные изменения в жизнь ребёнка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Особенность возраста - избирательность внимания. Они откликаются на необычные захватывающие уроки и классные дела.
Значимая особенность- критичность. У ребёнка появляется своё мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, таким образом заявляя о себе.
Ребятам интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать своё мнение и суждение, доказывать свою правоту.
Проблема - несогласованность убеждений, идей с поступками. Для этого возраста характерны упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, справедливых оценочных суждений. Классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребёнка, решать проблемы с ним наедине. Подражательность- опасная черта для выбора неправильных кумиров. Классному руководителю необходимо приводить примеры положительных героев, идеалов.
В этом возрасте у детей возникают проблемы с учителями, происходит падение интереса к учению. Классному руководителю необходимо исследовать причины учебных проблем и работать по их устранению.
Воспитательная работа в классе осуществляется через организацию взаимодействия классного руководителя и детей с учётом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальной реализации возможностей детей. В основном учащиеся 8«А» класса активные, подвижные, поэтому запланированы поездки, экскурсии. Острой остается проблема сплоченности класса. В этой связи в воспитательный план включены мероприятия, направленные на создание дружного коллектива, предусмотрены беседы, ролевые игры.
Нормативно-правовой базой для разработки Программы являются следующие нормативно-правовые документы:
Закон РФ «Об образовании».
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».
Конвенция о правах ребенка.
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы г.Зернограда.
Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы г.Зернограда.
Локальные акты.
Цель и задачи воспитательной работы на 2015-2016уч.год.
 
Цель: создать условие для самовоспитания, самореализации, саморазвития и социализации личности учащегося в обществе.
 
Задачи:
 • Всестороннее развитие человека, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный и эстетический рост личности.
 • Гуманизм и коллективизм как позиции, характеризующие подростка в его отношении к людям, и способность каждого занять своё место в обществе себе подобных.
 • Постоянное самосовершенствование и с ним самовоспитание, достойное и уважительное отношение к самому себе.
 • Преданность Родине и гордость за неё в независимости от экономических и политических трудностей в обществе, основанные на изучении истории и традиций.
 • Физическое развитие, формирование навыков здорового образа жизни, соблюдение правил человеческого общежития.
Календарное планирование мероприятий
Сентябрь
Название модуля/ Дата по неделям 1-4 сентября 7-11 сентября 14-18 сентября 21-30 сентября
«Я – гражданин» Название мероприятия «День солидарности в борьбе с терроризмом» «Я – человек» « Я талантлив» «Откровенно говоря» «День знаний» « Я и труд» «Я и здоровье» «Безопасность на водоемах» День здоровья
«Я и природа» «Я и культура» Участие в концерте на общешкольном собрании Подготовка номера ко Дню учителя
октябрь
Название модуля/ Дата по неделям 1-9октября 12-16октября 19-23октября 26-30октября
«Я – гражданин» Название мероприятия «День пожилого человека» «Я – человек» Акция «Моя школа-мой дом» « Я и труд» Выпуск стенгазеты ко Дню учителя «Я и здоровье» Беседа с девочками «Женский организм» «Я и природа» «Я и культура» Участие в концерте ко Дню учителя ноябрь
Название модуля/ Дата по неделям 9-13ноября 16-20ноября 23-30ноября «Я – гражданин» Название мероприятия 4ноября – День народного единства «Я – человек» «Пусть всегда будет мама» Анкета «Моя семья» « Я и труд» «Я и здоровье» «Я и природа» «Я и культура» декабрь
Название модуля/ Дата по неделям 1-4 декабря 7-11 декабря 14-18 декабря 21-29 декабря
«Я – гражданин» Название мероприятия «Я – человек» «Мой психологический портрет» « Я и труд» Выпуск новогодн. стенгазеты
«Я и здоровье» Беседа по профилактике табакокуренияБезопасность на водоемах в зимний период
«Я и природа» «Я и культура» Новогодний вечер
январь
Название модуля/ Дата по неделям 11-15 января 18-22 января 25-29 января «Я – гражданин» Название мероприятия «Освобождение Зернограда» «Я – человек» «Свой, знакомый, чужой» « Я и труд» «Я и здоровье» «Предупреждение травматизма» «Я и природа» «Я и культура» февраль
Название модуля/ Дата по неделям 1-5 февраля 8-12 февраля 15-19 февраля 22-29 февраля
«Я – гражданин» Название мероприятия «Герои Афганистана» «День Защитника Отечества»
«Я – человек» Конкурс рисунков «Мир без насилия» « Я и труд» «Я и здоровье» Поездка на каток «Я и природа» «Я и культура» март
Название модуля/ Дата по неделям 1-4 марта 7-11 марта 14-18марта 21-25 марта
«Я – гражданин» Название мероприятия «Я – человек» «Международный женский день» «Что нужно знать, чтобы не стать жертвой»
« Я и труд» Выпуск стенгазеты «8 марта» «Я и здоровье» «Я и природа» «Я и культура» Участие в концерте «8 марта апрель
Название модуля/ Дата по неделям 4-8апреля 11-15 апреля 18-22 апреля 25-29 апреля
«Я – гражданин» Название мероприятия «Я – человек» «Я и другие вокруг меня» « Я и труд» «Я и здоровье» «Я и природа» «Я и культура» май
Название модуля/ Дата по неделям 2-6мая 10-13мая 16-20мая 23-27мая
«Я – гражданин» Название мероприятия «День Победы» «Я – человек» «Чтобы не было беды»
« Я и труд» Работа на пришкольной территории «Я и здоровье» «Я и природа» «Я и культура» Циклограмма классного руководителя
Ежедневно:
 
1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
2. Организация питания учащихся.
3. Организация дежурства в классном кабинете.
4. Индивидуальная работа с учащимися.
 
Еженедельно:
 
1. Проверка дневников учащихся.
2. Проведение мероприятий в классе (по плану).
3. Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
4. Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учащихся
 
Каждый месяц:     
                     
1. Посещение уроков в своём классе.
2. Консультации у школьного психолога.
3. Совещание по планированию работы (по графику).
 
Один раз в четверть:
 
1. Оформление классного журнала по итогам четверти.
2. Семинар (учёба) классных руководителей.
3. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
 
Один раз в год:
 
1. Проведение открытого мероприятия.
2. Оформление личных дел учащихся.
3. Анализ и составление плана работы класса.
4. Статистические данные класса (1 сентября).

Психолого-педагогичеcкая характеристика 8 «А» класса.
В 8 «А» классе 27 учащихся. Из них 12 мальчиков и 15 девочек. Ребятам 12 -13 лет.
   Большая часть детей воспитывается в полных семьях, хотя у некоторых есть отчимы. Дети воспитываются  в доброжелательной атмосфере и не ощущают себя ущербными.  
В общем класс дружен, активен и даже новопришедшие дети из других школ уже сплотились с коллективом класса. Почти все задействованы в жизни класса и не боятся ответственности, занимаются в кружках и различных секциях. Практически все учащиеся старательны в учебе и обладают большим потенциалом в мотивации к учебе – 7 человек с отличием закончили 7 класс; 9 учатся на «4» и «5».
Отношения между одноклассниками характеризуются как вполне благополучные. Отдельных группировок со своими правилами и нормами поведения не наблюдается. В классе есть учащиеся, которые претендуют на лидерство. К таким вполне можно отнести Ладовир А., Конкин А., Бухрикидзе Л. Отвергаемых и изолированных учащихся нет. Возможно, некоторые учащиеся иногда остаются непонятыми своими одноклассниками, но это не носит характера «опасной ситуации». Учащиеся понимают и принимают статус «ученика» и «учителя». Взаимоотношения с классным руководителем строятся на взаимном доверии и уважении. С учителями-предметниками – доброжелательно-деловые. Учащиеся не всегда самокритичны в отношении своей деятельности и поведении. У некоторых наблюдается завышенная самооценка (Ладовир А., Махно А, Махно Е.)
Взаимоотношения между мальчиками и девочками носят ситуативный характер, что свидетельствует о несформированности коллектива. Не всегда наблюдается и сплоченность учащихся в коллективной деятельности. Тем не менее, в классе есть актив, который приходит на помощь всегда: Ковалева М., Кузьменко П., Куницына А., Пузикова Д. Отношения между членами коллектива устанавливаются при непосредственном контакте, взаимодействии, общении и не зависят от ценностей групповой деятельности. Имеют место быть проявления взаимовыручки и взаимопомощи между учащимися. У учащихся Ладовир А, Кузьменко П, Куницыной А, Морозовой В., Углрчук С., Калинина Р. наблюдается большой познавательный потенциал и высокий уровень самообразовательной активности. На уроках проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют дополнительную литературу. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Сообразительны, могут проявлять творчество в умственной деятельности. Владеют навыками самостоятельного труда. Учащимся Жилинскому Н., Жидкову А., свойственен замедленный темп деятельности. Не всегда успевают за темпом класса. Не показывают осознанности и систематичности знаний. Не всегда могут сделать самостоятельных выводов, не проявляют широты и гибкости мышления. Не сформированы навыки самостоятельного труда. Требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых. На уроках и перерывах поведение учащихся удовлетворительное.
Класс принимает активное участие во внеклассных и школьных мероприятиях. По мере своих сил каждый ученик старается принять участие в делах класса и внешкольных мероприятиях.

10 . Состав родительского комитета.
Бортникова С.А.
Морозова Н.А.
Калинина Е.И.
11. График проведения родительских собраний.
1. «Роль семьи в развитии старшеклассников» (сентябрь)
2. «Итоги 1 четверти» (октябрь)
3. «Половое воспитание в период полового созревания» ( март)
4. «Итоги года» (май)
Тема самообразования.
Тема самообразования
2014-2015уч. год. По данной теме я Тема самообразования
2015-2016уч.год. По данной теме предполагаю
Технология подготовки и проведения личностно-ориентированных внеклассных мероприятий В содержание классных часов включала материал, необходимый  для самореализации и самоутверждения личности ребенка, большое внимание уделяла диалоговым формам общения
Технология подготовки и проведения личностно-ориентированных внеклассных мероприятий познакомиться с  методами психолого-педагогической диагностики, повысить теоретический и практический уровень подготовки по данной теме
Протокол родительского собрания № _____
От «____» ________________ 20____г.
Тема: ____________________________________________________________
Присутствовали: _________________________________________________
Повестка: _______________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
Слушали: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Решили: __________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Председатель родительского комитета: _______________________________
Секретарь: ___________________________________
Ростовская область г.Зерноград
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г.Зернограда
«Утверждаю»
«Рассмотрено»
ШМО классных руководителей
Протокол от 25.08.2015 № ______
___________ О.В.Грицаенко Директор МБОУ СОШ г.Зернограда
Приказ от . .2015 №_______
___________________Л.С. ЛифореваРАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Духовно-нравственного воспитания,
развития и социализации обучающихся
8 «А» класса
на 2015-2016 учебный год
Классный руководитель: Деулина Л.С.
Мониторинг социализации учащихся. Самооценка. ______________________
(Оценка от 5 до 1 балла)
Наименование/
балл На начало
года 1ч 2ч 3ч 4ч На конец
года
Готовность к обучению Интерес в познании нового Желание участвовать в классных делах Взаимопонимание с одноклассниками Умение сотрудничать в классе Я-помощник классного руководителя ___________________________________________________________________