Методические рекомендации по прохождению и оформлению производственной практики ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Арзамасский коммерческо – технический техникум
Методические рекомендации
по прохождению и оформлению
производственной практики
специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств
Руководитель практики
Преподаватель спецдисциплин
Шуина С.В.
Арзамас
Цели и задачи практики
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе прохождения производственной практики должен:
иметь практический опыт:
ведения бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнения работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации
уметь:
рассчитывать заработную плату сотрудников; определять сумму удержаний из заработной платы сотрудников;
определять финансовые результаты деятельности организации по основным видам деятельности;
определять финансовые результаты деятельности организации по прочим видам деятельности; проводить учет нераспределенной прибыли; проводить учет собственного капитала; проводить учет уставного капитала; проводить учет резервного капитала и целевого финансирования; проводить учет кредитов и займов; определять цели и периодичность проведения инвентаризации;
руководствоваться нормативными документами, регулирующими порядок проведения инвентаризации имущества;
пользоваться специальной терминологией при проведении инвентаризации имущества;
давать характеристику имущества организации; готовить регистры аналитического учета по местам хранения имущества и передавать их лицам, ответственным за подготовительный этап, для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации;
составлять инвентаризационные описи; проводить физический подсчет имущества; составлять сличительные ведомости и устанавливать соответствие данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
выполнять работу по инвентаризации основных средств и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках.;
выполнять работу по инвентаризации нематериальных активов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
выполнять работу по инвентаризации и переоценке материально-производственных запасов и отражать ее результаты в бухгалтерских проводках;
формировать бухгалтерские проводки по отражению недостачи ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, независимо от причин их возникновения с целью контроля на счете 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»;
формировать бухгалтерские проводки по списанию недостач в зависимости от причин их возникновения; составлять акт по результатам инвентаризации; проводить выверку финансовых обязательств; участвовать в инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности организации; проводить инвентаризацию расчетов; определять реальное состояние расчетов; выявлять задолженность, нереальную для взыскания, с целью принятия мер к взысканию задолженности с должников, либо к списанию ее с учета;
проводить инвентаризацию недостач и потерь от порчи ценностей (счет 94), целевого финансирования (счет 86), доходов будущих периодов (счет 98);
знать:
учет труда и заработной платы: учет труда и его оплаты;
учет удержаний из заработной платы работников; учет финансовых результатов и использования прибыли:
учет финансовых результатов по обычным видам деятельности;
учет финансовых результатов по прочим видам деятельности;
учет нераспределенной прибыли; учет собственного капитала: учет уставного капитала;
учет резервного капитала и целевого финансирования; учет кредитов и займов;
нормативные документы, регулирующие порядок проведения инвентаризации имущества; основные понятия инвентаризации имущества; характеристику имущества организации; цели и периодичность проведения инвентаризации имущества;
задачи и состав инвентаризационной комиссии; процесс подготовки к инвентаризации; порядок подготовки регистров аналитического учета по местам хранения имущества без указания количества и цены;
перечень лиц, ответственных за подготовительный этап для подбора документации, необходимой для проведения инвентаризации; приемы физического подсчета имущества; порядок составления инвентаризационных описей и сроки передачи их в бухгалтерию;
порядок составления сличительных ведомостей в бухгалтерии и установление соответствия данных о фактическом наличии средств данным бухгалтерского учета;
Содержание отчета по практике по профилю специальности
Виды работ:
начисление заработной платы работникам в зависимости от вида заработной платы и формы оплаты труда, отражение в учете соответствующих операций;
определение суммы удержаний из заработной платы, отражение в учете соответствующих операций;
отражение в учете собственного капитала организации в зависимости от элементов собственного капитала действующей организации;
отражение в учете получения, использования и возврата кредита (займа), привлеченного организацией под соответствующие нужды;
отражение в учете финансовых результатов деятельности организации и использования прибыли в зависимости от вида деятельности;
участие в работе комиссии по инвентаризации имущества и обязательств организации;
выявление фактического наличия имущества организации (по видам имущества), регистрация явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения.
проверка действительного соответствия фактического наличия имущества организации данным учета (по видам имущества и обязательств).
отражение в учете операций по инвентаризации имущества и обязательств (по видам имущества и обязательств).
Общие положения
Производственная практика (по профилю специальности) являются составной обязательной частью основной образовательной программы среднего профессионального образования в Арзамасском коммерческо-техническом техникуме
Задача практики – освоение видов профессиональной деятельности, систематизация, обобщение, закрепление и углубление знаний и умений, формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта в рамках профессиональных модулей, предусмотренных образовательным стандартом по специальности
ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации
Срок проведения – 5 семестр, объем времени – 2 недели
Студенты, не выполнившие программы практики, направляются на практику повторно, в свободное от учебы время. В период прохождения практики студент обязан:• посещать место проведения практики в течение всего установленного срока;• соблюдать трудовую дисциплину, установленную в организации;• выполнить задание практики и оформить соответствующие документыДокументы производственной практики
До начала практики студент получает комплект документов: • методические указания по производственной практике;
• договор на практику;
• аттестационный лист (Приложение 1);
• дневник –отчет практики (Приложение 2)
• форму характеристики студента по месту практики (Приложение 3);
По окончании практики студенты проходят ее защиту с предоставление заполненных отчетных документов (дневник, отчет, характеристика). Результаты защиты практики вносятся в ведомости, зачетные книжки и приложение к диплому. Проведение зачета по практике планируется в последний день практики.
Требования к оформлению отчета о практике • заполненный титульный лист (Приложение 2);• отчет печатается шрифтом Times New Roman размер шрифта 14. Поля отчета верх, низ 2 см., левое поле – 3 см., правое 1см. Пронумерованные листы отчета брошюруются в папку-скоросшиватель, которая оформляется по установленному образцу. Отчет должен состоять из ряда разделов и содержать материал в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков. В заключение отчета формируются выводы и предложения. Кроме того, важным разделом отчета о практике являются приложения: первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская отчетность и др.• дневник практики (ежедневные краткие записи о проделанной работе);• отзыв-характеристику руководителя практики с подписью и печатью организации.
Вводный инструктаж
Постановка целей и задач практики; изучение основных положений об охране труда, технике безопасности, защите трудовых прав рабочего, обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий труда и его охраны. Знакомство с рабочим временем, временем отдыха, правами и обязанностями рабочего.
Организационные вопросы.
Тема 1. Начисление заработной платы работникам в зависимости от вида заработной платы и формы оплаты труда, отражение в учете соответствующих операций.
описать форму оплаты труда на предприятии;
описать порядок начисления заработной платы работникам организации;.
изучить и оформить документы для начисления заработной платы (распоряжение о приеме на работу, личная карточка, приказ о предоставлении отпуска, табель учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, штатное расписание, расчетно-платежная ведомость, наряд на сдельную работу, реестр невыданной заработной платы, листок учета простоев, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, авансовый отчет, командировочное удостоверение
изучить порядок отражения в бухгалтерском учете начисление и выдачу заработной платы.
Тема 2. Определение суммы удержаний из заработной платы, отражение в учете соответствующих операций.
изучить классификацию видов удержаний из заработной платы на данном предприятии;
изучить и документально оформить операции по удержаниям из заработной платы (налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц, справки по форме 2-НДФЛ
распоряжения руководителя о взыскании причиненного ущерба, исполнительный документ, расходный кассовый ордер или платежное поручение, подтверждающие выплату из кассы или перечисление на счет взыскателя удержанные средства, приказ руководителя об удержании из заработной платы, расчетно-платежная ведомость);
изучить порядок отражения в бухгалтерском учете удержания из заработной платы работника (учет обязательных удержаний, учет удержаний по инициативе работодателя, учет удержаний по инициативе работника)
Тема 3. Отражение в учете собственного капитала организации в зависимости от элементов собственного капитала действующей организации
изучить порядок формирования и учет собственного капитала;
описать порядок учета уставного, добавочного и резервного капитала, нераспределенной прибыли;
изучить и оформить документы, отражающие в учете собственный капитал организации (книга учетов фактов хозяйственной деятельности, учредительные документы, устав, журнал-ордер № 12, отчета об изменениях капитала, журнал операций по счетам, отчет о прибылях и убытках).
Тема 4. Отражение в учете получения, использования и возврата кредита (займа), привлеченного организацией под соответствующие нужды.
изучить учет задолженности по полученным займам и кредитам;
изучить учет затрат по займам и кредитам;
изучить порядок учета начисления процентов по полученным кредитам и займам;
изучить документы по кредитам и займам (журнал-ордер № 4, договор кредита, оценка синтетического и аналитического учета кредитов и займов. выписки банка, если проценты снимаются с расчетного счета, платежные поручения, если проценты перечисляются в другой банк, мемориальные ордера банка, выписки банка по ссудному счету, договоры страхования невозврата кредитов, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу).
Тема 5. Отражение в учете финансовых результатов деятельности организации в зависимости от вида деятельности.
изучить порядок формирования финансового результата
изучить и описать порядок отражения финансовых результатов деятельности организации
рассчитать финансовые результаты;
оформить журнал-ордер № 11;
оформить ведомость № 16;
составить формы отчетности на основании Главной книги (Ф.№1, Ф.№3,Ф.№3, Ф.№4, Ф.№5);
Тема 6. Отражение в учете использования прибыли организации.
изучить прибыль предприятия, её сущность и значение;
описать распределение и использование прибыли предприятия;
описать порядок отражения прибыли в формах годовой бухгалтерской отчетности;
оформить журнал-ордер № 15;
заполнить форму №2 «Отчет о прибылях и убытках».
Тема 7. Участие в работе комиссии по инвентаризации имущества и обязательств организации.
изучить и описать общие положения об инвентаризации имущества;
изучить сроки проведения инвентаризации;
описать подготовку к проведению инвентаризации;
изучить состав инвентаризационной комисии;
описать работу комиссии при проведении инвентаризации имущества и обязательств организации;
изучить и оформить документы необходимые для проведения инвентаризации (ИНВ-22 Приказ (постановление, распоряжение) о проведении инвентаризации, ИНВ-23 Журнал учета контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризации, ИНВ-26 Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией)
Тема 8. Выявление фактического наличия имущества организации (по видам имущества), регистрация явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения.
описать и произвести выявление фактического наличия имущества организации;
сопоставить полученные данные о фактическом наличии имущества с данными бухгалтерского учета;
проверить правильность и полноту отражения в бухгалтерском учете организации операций с имуществом и финансовыми обязательствами;
изучить и оформить документы по результатам инвентаризации (ведомость учета результатов организации ИНВ-26, инвентаризационная опись, акт инвентаризации, сличительная ведомость результатов инвентаризации);
Тема 9. Проверка действительного соответствия фактического наличия имущества организации данным учета (по видам имущества и обязательств).
определить остатки имущества и обязательств по учетным данным;
проверить количество и качество фактического наличия материальных ценностей.
провести инвентаризация обязательств и средств в расчетах.
провести инвентаризация обязательств и средств в расчетах.
составить инвентаризационные описи и акты инвентаризации.
Тема 10. Отражение в учете операций по инвентаризации имущества и обязательств (по видам имущества и обязательств).
описать и отразить различные результаты инвентаризации имущества и финансовых обязательств на счетах бухгалтерского учета (недостачу, излишек, пересортицу, по вине материально-ответственных лиц и если виновный не найден, в результате стихийных бедствий, приложить и оформить соответствующие документы);
отразить результаты инвентаризации в годовой отчетности;
описать наиболее распространенные ошибки и их последствия, совершенных при проведении инвентаризации.
Выводы и предложения
Заключение в обобщенном виде представляет собой итоги практики, раскрывает достоинства и недостатки финансовой деятельности; содержит выводы и предложения по улучшению организации финансовой работы предприятия.
Обучающиеся представляют методическому руководителю следующие документы, свидетельствующие о выполнении программы практики в полном объеме:
дневник-отчет о прохождении практики, включает перечень выполненных работ с указанием их количества;
также текстовый отчет, содержащий анализ условий прохождения практики с выводами и предложениями;
характеристику, руководителями практики, заверенную печатью организации.
Приложение 1
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Арзамасский коммерческо – технический техникум
ДНЕВНИК-ОТЧЕТ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств
Ф.И.О. обучающегося ____________________________________
группа__________________ Специальность _______________
Место проведения производственной практики _________________________
Время прохождения производственная практики ____________________________
Арзамас
2015
ДНЕВНИК КВАЛИФИКАЦИОННОЙ ПРАКТИКИ (СТАЖИРОВКИ)
____________________________________________________________ (фамилия, имя, отчество)
Специальность 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Инструктаж по технике безопасности
Провести инструктаж по технике безопасности, ознакомить студента с рабочим местом, правилами эксплуатации оборудования.
№
п/п
Дата проведения
инструктажа по ТБ Допуск к работе Подпись инструктируемого Ф.И.О.
должность
инструктируемого
М.П.организации
Дата Название темы
и содержание работы Замечания
Студент _____ подпись/________расшифровка подписи
Руководитель от организации________ подпись/___ расшифровка подписи
АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ
по итогам производственной практики
Ф.И.О. студента____ ________________________________________________
группа _________ специальность _______________________________________
Место проведения производственной практики ______________________________
Время прохождения производственная практики __________________________________
Качество выполнения видов работ по виду профессиональной деятельности соответствует требованиям технологии предприятии, в котором проходила производственная практика и заслуживает оценки «____» _________________
Руководитель практики
от Предприятия
_____________________ _____________________ (подпись) (Ф.И.О.)
Характеристика профессиональной деятельности студента
во время производственной практики
Студент ______________________________________________________________________
(фамилия, имя)
группы ________________ по специальности__________________________________________________________
проходил практику в ___________________________________________________________
(наименование организации)
с ________________20__г. по__________________20__ г.
по ПМ ______________________________________________________________________
За время прохождения практики зарекомендовал себя
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Освоил общие и профессиональные компетенции__________________________________
____________________________________________________________________________
Выводы, рекомендации: ________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Руководитель практики от предприятия ________________ __________________________
(подпись) Ф.И.О.
Результаты промежуточной аттестации
Форма промежуточной аттестации Объем в часах Оценка Дата Подпись руководителя
практики от техникума Подпись руководителя
практики от предприятия
МП МП
УТВЕРЖДАЮ
Руководитель практики
____________________
«___» _________ 20__г.
Календарно – тематический план производственной практики с 16 ноября по 28 ноября 2015/16 учебного года гр. 13-26 БУХ специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) ПМ.02 Ведение бухгалтерского учета источников формирования имущества, выполнение работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств
№п/п Наименование тем практики Кол-во часов Дата
Вводный инструктаж 12 Тема 1 Начисление заработной платы работникам в зависимости от вида заработной платы и формы оплаты труда, отражение в учете соответствующих операций Тема 2 Определение суммы удержаний из заработной платы, отражение в учете соответствующих операций 6 Тема 3 Отражение в учете собственного капитала организации в зависимости от элементов собственного капитала действующей организации 6 Тема 4 Отражение в учете получения, использования и возврата кредита (займа), привлеченного организацией под соответствующие нужды. 6 Тема 5 Отражение в учете финансовых результатов деятельности организации в зависимости от вида деятельности.
6 Тема 6 Отражение в учете использования прибыли организации. 6 Тема 7 Участие в работе комиссии по инвентаризации имущества и обязательств организации. 6 Тема 8 Выявление фактического наличия имущества организации (по видам имущества), регистрация явлений и операций, не отраженных первичной документацией в момент их совершения. 6 Тема 9 Проверка действительного соответствия фактического наличия имущества организации данным учета (по видам имущества и обязательств). 6 Тема10 Отражение в учете операций по инвентаризации имущества и обязательств (по видам имущества и обязательств). 6 Выводы и предложения 6 Оформление отчета Итого 72 Руководитель практики __________________________ Шуина С.В.
После завершения производственной практики методические руководители сдают заместителю директора (заведующему) по практическому обучению следующие документы:
договор (1 экземпляр), подписанную общим руководителем практики, заверенную печатью организации ;
дневник-отчет о прохождении практики, включающие перечень выполненных работ с указанием их количества, текстовый отчет, содержащий анализ условий прохождения практики с выводами и предложениями, заверенные подписью общего руководителя и печатью организации;
характеристики, подписанные руководителями практики, заверенные печатью организации
журнал методического руководителя по практике
отчет методического руководителя
ведомость дифференцированного зачета по практике/аттестационный лист;
предложения по улучшению организации и проведению производственной практики обучающихся.
Литература и средства обучения
Основная литература
Федеральный закон от 06 декабря 2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности
организаций с инструкцией по применению. Ростов н/Д: Издательский центр «Март», 2002.-112с. (с последними изменениями)
Федеральный закон от 03 июня 2009г. № 103-ФЗ « О деятельности по
приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» (с изменениями и дополнениями).
Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в
РФ. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998г. №34н (в редакции приказа Министерства финансов РФ от 24.03.200 №31н.)
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность
организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06 июля 1999г. №43н. Министерства финансов РФ от 09.06.2001г. №44н.
Федеральный закон от 22 мая 2003г. №54-ФЗ «О применении контрольно-
кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (с изменениями и дополнениями).
Постановление Госкомстата РФ от 18.08.1998 № 88 (ред.от 03.05.2000) «Об
утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации».
«Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой
Банка России на территории Российской Федерации» № 373-П.
Указание Банка России от 27.08.2008 N 2060-У (ред. от 27.12.2010) "О
кассовом обслуживании в учреждениях Банка России кредитных организаций и иных юридических лиц"
Федеральный закон от 03.06.2009 №103-ФЗ (ред. от 27.06.2011) «О
деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»
А.И. Гомола, В.Е. Кириллов, С.В. Кириллов Бухгалтерский учет: учеб. для
сред. проф. учеб. заведений- 3-е изд. испр. доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.-384с.
Н.В. Пошерстник, М.С. Мейксин Самоучитель по бухгалтерскому учету.
Изд. 13-е.- СПб.: «Издательский дом Герта», 2008.-400с.
Н.В. Иванова Бухгалтерский учет: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб.
заведений- М.: Издательский центр «Академия», 2005.-304с.
Дополнительная литература:
Журналы: «Бухгалтерский учет», «Главбух»
Нормативные акты для бухгалтера. М., «Главбух»
Интернет-ресурсы: Консультант плюс, Гарант