Выступление на муниципальном семинаре заместителей директоров по воспитательной работе Система работы педагогов-организаторов в организации досуговой деятельности учащихся (из опыта работы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 16
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан





Выступление на муниципальном семинаре заместителей
директоров по воспитательной работе
Система работы педагогов-организаторов
в организации досуговой деятельности учащихся
(из опыта работы)






Педагог–организатор Макарова А.П.


















2012 год

Система работы педагогов-организаторов
в организации досуговой деятельности учащихся

Совершенствование содержания форм и методов учебно-воспитательного процесса в школе, а также внеклассной, внешкольной деятельности с учащимися во многом зависит от профессионального мастерства педагогического коллектива, в том числе и от педагога-организатора. С целью улучшения методического обеспечения деятельности педагогов-организаторов, повышения качества их работы возникла потребность в создании данных рекомендаций.
Должность педагога-организатора в учреждениях образования введена в соответствии с приказом Минобразования РФ от 14 декабря 1995 г. № 622/1646. Основное назначение этой должности заключается в организации воспитательного процесса, внеклассной, внешкольной работы с детьми во взаимодействии с детско-юношескими объединениями, в предупреждении и профилактике правонарушений среди несовершеннолетних, в организации культурно-массовых мероприятий. Педагог-организатор подчиняется непосредственно заместителю директора школы по воспитательной работе. Педагог-организатор должен иметь как минимум среднее специальное профессиональное.
В соответствии с нормативными документами воспитательная сущность деятельности и профессиональная миссия педагога-организатора заключаются в регулировании воспитательного процесса через создание условий для максимального самовыражения воспитанников, удовлетворения их социальных потребностей, самореализации внутренних ресурсов, поддержания инициативы, побуждения к самовоспитанию, организации досуга, внеурочной жизнедеятельности, а также для предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних.
Ведущими функциями педагога-организатора являются: воспитательная, защитная, организационно-управленческая, методическая, профилактическая. Воспитательная функция обеспечивает: целенаправленное педагогическое влияние на личностное становление детей и молодежи; создание условий для

достижения эффективных результатов в воспитательной деятельности; приобщение учащихся к духовным, нравственным и культурным ценностям; полноценное использование воспитательного потенциала среды; стимулирование самовоспитания, самообразования и саморазвития школьников.
Защитная функция содействует реализации прав и свобод учащихся, зафиксированных в законодательных документах РФ, РТ, Конвенции ООН о правах ребенка; способствует ограждению воспитанников от негативных влияний среды, эксплуатации их сил и защите человеческого достоинства; обеспечивает уважительное отношение к личности ребенка, его точке зрения, мнениям, убеждениям.
Организационно-управленческая функция предоставляет педагогу-организатору возможности: стать организатором моделирования, проектирования, планирования, реализации и анализа воспитательной деятельности; определять способы организации воспитательной работы, внеурочной жизнедеятельности, самоуправления учащихся и пути достижения воспитательных целей; осуществлять взаимодействие с необходимыми социальными институтами, учреждениями и организациями, привлекать к совместной деятельности всех субъектов воспитательного процесса и квалифицированных специалистов; содействовать образованию детских объединений, кружков, секций и помогать им в реализации своих целей.
Методическая функция предполагает оказание методической помощи классным руководителям, воспитателям, руководителям детских и молодежных общественных объединений, органам ученического самоуправления, воспитателям групп продленного дня. В соответствии с этой функцией педагог-организатор должен заботиться о повышении профессионального уровня руководителей детских коллективов, организовывать обучение и консультирование, вести просветительскую работу с родителями.
Профилактическая функция способствует выявлению отрицательных влияний на развитие учащихся, содействует предупреждению и преодолению негативных поступков школьников, побуждает педагога-организатора к созданию

условий для реализации внутреннего потенциала воспитанников и привлечению их к участию в разнообразных видах деятельности, соответствующих их интересам, потребностям и склонностям. Эта функция обеспечивает также возможность организовывать просветительскую работу, пропагандирующую здоровый образ жизни.
Все функции педагога-организатора находят свое отражение в его должностных обязанностях. В соответствии со своими должностными обязанностями педагог-организатор:
организует внеклассную и внешкольную работу с детьми и подростками в школах, школах-интернатах, гимназиях, лицеях, учреждениях внешкольного воспитания и обучения, клубах по месту жительства;
координирует деятельность детских и молодежных общественных объединений;
содействует образованию детских и молодежных общественных объединений и реализации целей и задач, предусмотренных их уставами;
строит работу на принципах сотрудничества, гуманности, демократизма, учитывая интересы и потребности членов детских и молодежных общественных объединений и опираясь на инициативу и самодеятельность детей и учащейся молодежи;
создает условия, позволяющие учащимся раскрывать таланты, способности, интересно и содержательно проводить свободное время;
формирует общую культуру учащихся;
изучает индивидуальные особенности, интересы и склонности детей и учащейся молодежи, на основе анализа, организует общественно-полезную и досуговую деятельность совместно с коллективами учреждений образования и другими социальными институтами;
создает и развивает сеть кружков, секций, клубов, любительских объединений;
организует каникулярный отдых школьников;

содействует предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних;
проводит индивидуальную работу с педагогически запущенными детьми и подростками;
заботится о здоровье и безопасности детей и подростков;
курирует деятельность воспитателей групп продленного дня, руководителей детских и молодежных общественных объединений и органов ученического самоуправления;
совершенствует свой профессиональный и методический уровень.
Важнейшим направлением деятельности педагога-организатора является организация досуговой деятельности учащихся.
Руководствуясь определением «досуга» как «сферы свободного от учебы или работы времени» (словарь С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой), следует отметить, что для большинства «благополучных в развитии» современных людей досуг весьма многообразен. Это спортивная, художественно-творческая деятельность, дополнительное образование и др. Но, есть такие учащиеся и студенты, которые, доверяя (кстати, напрасно) только лишь самым распространенным средствам массовой информации, заполняют свое свободное время ограниченно. Многое из того, что предлагают, например, радио и телепередачи, красочные, но содержательно далекие от совершенных журналы, принимают слишком серьезно. А ведь многие кинофильмы не отражают положительных и активных жизненных устремлений человека, не имеют даже границы дозволенного (этические, культурные психолого-возрастные границы). Просмотр их, как установлено педагогической наукой, не только не помогает, а, напротив, чаще всего затрудняет путь нахождения формирующимся человеком способов социального самоопределения (выбор собственного места и роли в обществе) и самореализации в жизни (удовлетворения потребностей). Часовые «просиживания» за чередой телепередач ограничивают досуг молодого человека пассивными видами деятельности, не учит решительно действовать и самостоятельно рассуждать.

В современных условиях любое учреждение образования уделяет огромное внимание тому, что происходит с его воспитанниками в свободное от уроков время, как проводят они свой досуг. Если школа не вмешивается и никаким образом не распространяет в данной сфере свое влияние на учеников, то все попытки успешно воспитывать подрастающее поколение не будут результативными. Поэтому одной из актуальных задач работы педагога-организатора является не только создание условий для полноценного досуга школьников, способствующего многогранному развитию ребенка в свободное от учебы время, но и обучение детей и родителей правильной организации свободного времени, воспитание у них культуры досуговой деятельности.
В наши дни школа призвана стать центром культуры и досуга микрорайона и, в первую очередь, это касается сельского социума. Путем долгих раздумий и проб, опираясь на многолетний опыт работы, мы пришли к созданию системы работы по организации досуговой деятельности учащихся.
Сегодня необходимо усилить педагогическое влияние на жизнь детей и молодежи в свободное от учебы время, уделять особое внимание содержательному наполнению шестого школьного дня, осуществлять педагогическими средствами систематическую профилактику негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, проектируя и реализуя соответствующие программы.
В организации свободного времени и досуга детей огромную роль играет система дополнительного образования. Дополнительное образование – это процесс свободно избранных ребенком способов приобретения знаний, видов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение способностей и интересов личности и содействующий её самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования. Около 86 % учащихся школы охвачены кружковой работой в школе и учреждениях дополнительного образования, из них около половины в кружках художественно-творческих. Более 350 учащихся школы занимаются в спортивных кружках и секциях учреждений дополнительного образования.

На базе школы работают секции Таэквон-До, лёгкая атлетика, баскетбол, бокс, ритмики; кружки «Умелые руки» от ДЮСШ. Организованы кружки, деятельностью которых руководят педагоги школы. Это кружки:
- любителей вокального и хорового пения «До-ми-соль» (Фролова О.И.),
- театральный - «Теремок» (Тиглева Л.А.),
- психологический - «Эдельвейс» (Мухутдинова Г.Н.),
- кружок начального программирования «Юный программист» (Валиахметова Л.Ю.),
- гражданственно-патриотический - «Молодая гвардия» (Прокофьева О.А.),
- кружок рукоделия «Мастерица» (Хворонова Л.Н.),
- "Юные инспектора движения" (Макарова А.П.).
Дети с удовольствием посещают занятия этих кружков. Всем запомнились спектакли «Сказка про козла», «Широкая масленица», "Теремок", "Праздник здоровья", поставленные силами кружковцев «Теремка»; участие юных вокалистов в школьных праздниках и концертах; выставки творческих работ и рукоделия. Деятельность кружков организована на основе учебно-тематических планов, составленных педагогами – руководителями кружков. Следует отметить, что с каждым годом увеличивается количество детей занятых в кружках и секциях школьных и учреждений дополнительного образования.
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье», - писал В.А. Сухомлинский.
Однако сегодня в отношениях семьи и школы существует ряд проблем:
- чрезмерная занятость родителей добыванием средств к существованию, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;
- невысокий образовательный и общекультурный уровень родителей, зачастую повторяющийся у детей;
- небольшой интерес со стороны родителей к образованию и внутреннему миру своих детей и, как следствие, нежелание участвовать в школьных делах;


- большое количество детей в школе из многодетных и малообеспеченных семей, а также приток детей из других регионов вследствие военных конфликтов;
- низкий уровень доверия к школе и, как следствие, негативное отношение к школьным требованиям.
Чтобы активизировать работу с родителями, организовать сотрудничество родителей и школы, мы решили построить её на основе системного подхода. Для этого включаем родителей в совместную со школой воспитывающую деятельность, организуем педагогическое и правовое просвещение родителей, оказываем помощь родителям в семейном воспитании (встречи и консультации с педагогами, психологом и другими специалистами, а также советы по воспитанию.
В организации этой работы используем разнообразные индивидуальные и групповые формы:
- родительские собрания (классные и общешкольные);
- дни открытых дверей;
- «круглые столы», конференции по обмену опытом воспитания;
- диспуты, вечера вопросов и ответов, встречи с администрацией и учителями;
- практические занятия, тренинги;
- беседы, переписка, консультации и др.;
- совместный досуг и организация свободного времени (концерты, смотры знаний, турниры, спортивные соревнования, праздники, спектакли, привлечение родителей к организации кружковой деятельности и др.
В оценке улучшения качества воспитательной работы школы используем методику Т. Шамовой, П. Третьякова, но главными показателями этого улучшения являются следующие:
- Имеется система воспитательной работы.
- Школа приобрела и использует необходимое оборудование для организации учебно-воспитательного процесса.
- Демократический стиль управления.

- Гуманистический характер отношений в коллективе.
- Использование в воспитательном процессе внешних социокультурных, образовательных центров и природной среды.
- Организация социальной защиты учащихся.
- Увеличение количества учащихся занятых в кружках и секциях дополнительного образования.
- Положительная динамика в изменении уровня воспитанности учащихся.
- Организация работы по сохранению и укреплению здоровья детей. Положительная динамика в оценке уровня заболеваемости учащихся.
- Увеличение количества выпускников, оказывающих школе помощь разного рода.
- С каждым годом увеличивается количество родителей, заинтересованных в достижении школой высоких результатов в обучении. Сегодня родители нашей школы, не только оказывают посильную материальную помощь школе, но и принимают непосредственное участие в организации учебно-воспитательного процесса.
- Увеличивается количество родителей, удовлетворенных организацией и качеством работы ОУ (определяем по методике Е. Степанова).
Школа стала более открытой для родителей и общественности (участие в работе УСШ, Родительского комитета школы.

список использованной литературы

Бочкарев, В.И. Директору школы о самоуправлении: Пособие для родителей общеобразовательных школ. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2001.
В помощь педагогу-организатору. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
Воловик, А.Ф., Воловик, В.А. Педагогика досуга: Учебник. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998.
Воспитать гражданина / Сост. Т.Е. Заводова, Ю.А. Лежнева. – Мн.: Красико-Принт, 2006.
Детское движение. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
Духовно-нравственное воспитание / Сост. С.А. Титова. – Мн.: Красико-Принт, 2006.
Зубра, А.С. Культура личности как духовная ценность: пособие для педагогов, воспитателей, студентов / А.С. Зубра. – Мн.: Университетское, 2001.
Кабуш, В.Т. Самоуправление учащихся: Учеб. пособие / М-во образования Респ. Беларусь. Акад. последиплом. образования. – 3-е изд., с изменениями. – Мн., 2004.
Катович, Н.К. Модели воспитания школьников. Мн., 2000.
Лизинский, В.М. Приемы и формы в воспитании. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2004.
Перспективное планирование воспитательной деятельности с детьми и подростками во внеурочное время (методические рекомендации). – Пазашкольнае выхаванне. – 2003. - № 12. – С. 42-49.
Половеня, Д.И. Ценностно-потребностные ориентации и свободное время современной учащейся молодежи // Пазашкольнае выхаванне, № 2, 2001.
Программа «Свободное время учащихся». – Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2004. - № 6. – С. 113-124.

Профессиограмма педагога-организатора / Сост. В.Т. Кабуш, А.В. Малиновский, Б.Г. Закаблуковский и др.; М-во образования Респ. Беларусь. Акад. последиплом. образования. – Мн., 1999.
Рожков, М.И., Байбородова, Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Подросток и досуг. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2004.
Самоуправление в школе. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2002.
Самерсова, Н.В. Воспитание в процессе экологической деятельности: пособие для педагогов соц., кл. рук., воспитателей, специалистов системы внешк. воспитания и обучения / Н.В. Самерсова. – Мн.: Бел. наука, 2005.
Свободное время школьника. – Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2005.
Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. – М.: АРКТИ, 2005.
Титов, С.В. Ура, каникулы! М., 2001.
Храмцова, Ф.И. Идеологическое воспитание: параметры эффективности: учеб.-метод. пособие. – Мн.: УО «БГАТУ», 2005.








13PAGE 15




13PAGE 15





13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415

13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415

13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415

13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415

13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415

13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415

13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415

13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415

13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415

13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415

13 EMBED CorelDRAW.Graphic.14 1415


«Педагогическое мастерство – формула успеха».

А.П. Макарова

«Педагогическое мастерство – формула успеха».

А.П. Макарова



Root EntryљжТКГ
ѕ ё ґ
±®15¬« ¬%®*±-ґ-ё-»*Ѕ(ѕ$ѕ »ё13±® Ё ўќљ” ђ ‹ …
Ђui)a0[4U8O@@9A/B)A"@><137