Программа дополнительного образования детей по предмету Классический танец, срок реализации 6 лет, для обучающихся от 8 до 14 лет

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 2»




УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУДОД «ДШИ № 2»
_____________Р.Ф. Миникаев
Приказ № 198-ЛС
от «29» августа 2014 года






ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
по предмету «Классический танец»

(Срок реализации 6 лет, возраст обучающихся от 8-14 лет)




Составитель:
преподаватель хореографического отделения
Одарченко Олеся Владимировна










г. Урай
2013



СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 3
Учебно-тематический план 6
Содержание курса 7
Требования к выпускникам 17
Перечень учебно-методического обеспечения 18
Список литературы 19









































Пояснительная записка.

Программа «Классический танец» является частью образовательной программы школы в области хореографического искусства и занимает важное место в системе начального художественного допрофессионального образования. Программа «Классический танец» - составительская, в основе которой положена программа для хореографических училищ А.Я. Вагановой «Основы классического танца», адаптированная к условиям возможности потребностей и пожеланий обучающихся. Программой предусмотрен личностно-ориентированный комплексный подход к обучению и воспитанию учащихся хореографического отделения детской школы искусств.
Программа рассчитана на учащихся, освоивших программу «Ритмика и танец» 1 года обучения, а также всех желающих, которые прошли конкурсный отбор на хореографическое отделение в возрасте 8-14 лет. Срок реализации программы – 6 лет.
Обучение по данной программе предполагает использование новых педагогических технологий. Объем программы составляет 680 часов, который необходим для того, чтобы наиболее полно представить учебный материал, учитывая дидактические принципы построения образовательного процесса.

Цель программы – развить у учащихся способность путем пластических движений, подчиненных характеру музыки, создать художественный образ в танце.

Основные задачи обучения:
- формирование представления о системе классического танца;
- развитие физических, музыкальных и танцевальных способностей учащихся;
- развитие творческого потенциала;
- укрепить здоровье;
- выявление наиболее одаренных детей для дальнейшего профессионального обучения;
- эстетическое воспитание, формирование основ духовности и нравственности.

Объем содержания программы обеспечивает вариативность ее реализации в работе с детьми.
Основной формой учебно-воспитательного процесса – является урок. Формы занятий на уроках – групповые.

На занятиях используются различные методы и приемы обучения:
- словесные (лекции, беседы, рассказы);
- наглядные (показ, просмотр);
- практические (непосредственное исполнение).

Прохождение программы опирается на следующие основные принципы:
- постепенность в развитии природных данных учащихся;
- строгая последовательность в овладении лексикой и техническими приемами;
- систематичность и регулярность занятий;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Годовые требования по каждому классу

1 год – правильная постановка рук, ног, корпуса, головы на простейших движениях классического тренажа, элементарные навыки координации движений.
2 год – развитие силы ног путем увеличения количества пройденных движений; устойчивость в упражнениях у палки и на середине зала; координация движений; ускорение темпа в исполнении движений; исполнение прыжков группы с двух ног на две.
3 год – правильность и чистота исполнения движений; разнообразие сочетания движений; показать силу и выносливость путем исполнения некоторых движений у палки, стоя на полупальцах; строгая фиксация поз, исполнение партерных прыжков и прыжков группы с двух ног на одну; показать знание приемов подготовки к турам и вращениям.
4 год – хорошая устойчивость на одной ноге в упражнениях у палки и на середине зала; исполнение некоторых туров и вращений; больших прыжков на месте и с продвижением, художественная окраска движений.
5 год – чистота и правильность исполнения простых и сложных движений и поз классического танца, выносливость за счет ускорения темпа и увеличения количества движений, переход к более сложным сочетаниям движений, выразительность поз и положений, большее разнообразие ритмического рисунка и общего ускорения темпа, исполнение высоких трамплинных прыжков, туров, вращений.
6 год – самостоятельное и свободное владение телом, усложнение ряда движений медленными поворотами, турами, исполнение большого adagio, высоких прыжков и заносок, больших развернутых танцевальных комбинаций, создание художественного образа в классическом танце.


Контроль и учет.
В ходе обучения осуществляется контроль и учет за успеваемостью учащихся:
- текущий контроль (опрос, наблюдение);
- промежуточный (контрольные уроки, зачеты);
- итоговый (экзамен в выпускном классе).



































Учебно-тематический план

Наименование темы
1 год
2 год
3 год
4 год
5 год
6 год
Всего часов
Теория
Практика

1.Вводный курс
16
10
6
1
1
-
34
4
30

2.Экзерсис у станка
26
36
36
36
36
37
207
6
201

3.Экзерсис на середине
12
28
28
40
40
40
188
6
182

4.Прыжки, заноски
4
14
18
30
30
30
126
6
120

5.Связующие движения
8
12
12
28
28
29
117
6
111

6.Резерв
2
2
2
1
1
-
8
-
8

7.Итого:
68
102
102
136
136
136
680
28
652



























Содержание курса.

1 год обучения.

Основной задачей первого года обучения является освоение азбуки классического танца. Развиваются выворотность ног, танцевальный шаг, правильная постановка корпуса, гибкость, устойчивость, легкий высокий прыжок, четкая координация движений, усвоение основных движений классического танца у станка и на середине.
На первом году обучения экзерсис у станка разучивается лицом к палке. Одновременно на середине зала начинается изучение позиций рук с обязательным музыкальным сопровождением.

Экзерсис у станка.

Позиции ног – I, II, III, V.
Позиции рук – подготовительное положение, I, II, III. Вначале изучается на середине зала.
Demi – plie в I, II, V позиции.
Battements tendus с 1 позиции вперед, в сторону и назад.
Passe par terre (проведение ноги вперед и назад через 1 позицию).
Battements tendus jetes с 1 позиции вперед, в сторону и назад.
Понятие направлений en dehors et en dedans.
Demi rond de jambe par terre en dehors et tn dedans.
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans.
Положение ноги sur le cou-de-pied вперед и назад (обхватное, для battements frappes).
Battements frappes в сторону, вперед и назад, носком в пол.
Положение ноги sur le cou-de-pied («условное», для battements fondu).
Battements fondu вперед, в сторону, назад, носком в пол.
Petit battements sur le cou-de-pied (перенос ноги равномерный).
Battements releves tents на 90 градусов с 1 позиции вперед, в сторону и назад.
Grand battements jetes с 1 позиции вперед, в сторону и назад.

Экзерсис на середине зала.

Позиции рук: подготовительное положение, I, II, III.
Поклон.
Demi-plie по I, II позициям en face.
I, II port de bras.
Pas de bourree simple (с переменой ног, вначале изучается лицом к станку).
Pas польки.

Allegro

Temps sautй по I, II, V позициям.
Cangement de pieds.
Трамплины.


2 год обучения.

Основные задачи второго года обучения: развитие силы ног путем увеличения количества упражнений; развитие техники исполнения упражнений в более быстром темпе. Усложняются комбинации предыдущего года обучения и отдельно изучаются новые движения, которые во втором полугодии тоже включаются в комбинации.

Экзерсис у станка:

Battements tendu
а) demi – plie в I позиции в сторону, вперед, назад;
б) с V позиции в сторону, вперед и назад.
Battement tendu jete с demi – plie в I и V позицию в сторону, вперед и назад.
Releves на полупальцы в I и II позициях, с вытянутых ног и с demi – plie.
Rond de jambe en l”air.
Battements doubles frappes в сторону, вперед и назад, носком в пол, позднее на 45 градусов.
Battements reties (поднимание ноги из V позиции в положение sur le cou – de - pied и passй и возвращение в V позицию).
Перегибание корпуса назад и в сторону (лицом к станку).


Экзерсис на середине зала:

Battements tendu по I позиции en face;
Battements tendu jete по I позиции en face;
Положение epaulement croise et efface;
3-е port de bras;
Temps lie par terre вперед и назад;
Pas de bourree (вначале изучается лицом к станку);
Pas польки.


Allegro

Pas echappe по II позиции;
Pas assemble в сторону;
Pas balance.


3 год обучения.

Основными задачами третьего года обучения являются: развитие силы стопы упражнениями на полупальцах и пальцах, развитие устойчивости, развитие силы ног путем увеличения количества пройденных движений, развитие техники исполнения упражнений в более быстром темпе.
Помимо координации, сочетание движений воспитывает танцевальность, поэтому следует разнообразить сочетания движений, так как ежедневное повторение одних и тех же сочетаний вырабатывает механистичность исполнения. На ряду с этим необходимо повторять движения в чистом виде, проверяя правильность исполнения. Движения, появляющиеся в программе 3 класса впервые, изучают сначала в чистом виде.
Музыкальное сопровождение урока 3 класса требует, по сравнению со 2 классом, большего разнообразия ритмического рисунка и общего ускорения темпа.

Экзерсис у станка.

Battements tendus:
а) double (с двойным опусканием пятки во II позицию);
б) в маленьких и больших позах.
Battements tendus jete:
а) pikes;
б) balancoir;
в) в больших и маленьких позах.
Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plie;
Demi-rond et rond de jambe на 45 градусов en dehors et en dedans на всей стопе;
Battements fondues:
а) с plie-releve на всей стопе;
б) в позах (по усмотрению педагога).
6. Battements soutenus в сторону, вперед и назад носком в пол и на 45 градусов на всей стопе;
7. Pas coupe на всю стопу и на полупалецы;
8. Pas tombe на месте, другая нога в положении sur le cou-de-pied;
9. Battements developpes:
а) в сторону, вперед и назад;
б) passes со всех направлений.
10. Grand plie в IV позиции.
11. Releve на полупальцы в IV позиции.
12. Полуповороты на полупальцах en dehors et en dedans на двух ногах (начиная с вытянутых и с demi-plie).


Экзерсис на середине зала.

Упражнения исполняются en face на всей стопе, с постепенным введением маленьких и больших поз.

Battements tendus:
а) в маленьких и больших позах;
2. Battements tendus jete:
а) в маленьких и больших позах;
б) pigues.
3. Rond de jambe par terre en dehors et en dedans на demi-plie.
4. Battements fondus в маленьких и больших позах носком в пол.
5. Battements soutenus en face в маленьких и больших позах носком в пол.
6. Battements frappes et double frappes носком в пол.
7. Rond de jambe en l’air en dehors et en dedans.
8. Petits battements sur le cou-de-pied равномерно.
9. Pas coupe на всю стопу.
10. Pas tombe на месте, другая нога в положении sur le cou-de-pied.
11. Port de bras с наклоном корпуса в сторону.
12. Releve на полупальцы в позиции croisee et efface.

Allegro.

Grand changement de pieds.
Petit changement de pieds.
Grand pas echappe на II и IV позицию на croisee et efface;
Petit pas echappe на II и IV позицию.
Pas echappe на II позицию с окончанием на одну ногу, другая в положении sur le cou-de-pied вперед или назад.
Pas assemble вперед и назад en face, позднее на croisee et efface.
Pas glissade и сторону en face.
4 год обучения.

На четвертом году обучения закрепляется освоение хореографической азбуки, того необходимого фундамента, на котором создаются и развиваются движения классического танца.
Поэтому здесь прежде всего вырабатывают правильность и чистоту исполнения, развивают силу и выносливость.
Вместе с тем здесь начинают развивать залог будущей танцевальности – элементы художественной окраски движений, - уже намеченные в отдельных упражнениях предыдущих классов. Однако не следует чрезмерно увлекаться и усложнять ради этого сочетания движений. Новые упражнения в программе 4 года обучения изучают сначала в чистом виде.
Музыкальное сопровождение урока требует еще большего разнообразия ритмического рисунка и общего ускорения темпа.


Экзерсис у палки.

Экзерсис у палки на 4 году обучения повторяют и развивают упражнения предыдущего года обучения. В него вводят прием, проверяющий положение корпуса точно на опорной ноге. Закончив то или иное упражнение, задерживаются на полупальцах опорной ноги, сняв руку с палки. При этом рабочая нога может находиться на cou-de-pied впереди и сзади, может быть открыта на воздух на 45 градусов или на 90 в любом направлении. Такой прием открывает возможность проверитьи исправить себя, закрепляя тем самым устойчивость.

Demi-rond et roud de jambe на 45 градусов en dehors et en dedans на полупальцах и на demi-plie;
Battements fondus:
а) double на всей стопе и на полупальцах;
б) с plie-releve et rond de jambe на 45 градусов.
3. Battements frappes et battements double frappes;
а) на полупальцах;
б) с окончанием в demi-plie.

4. Pas tombe:
а) с продвижением, работающая нога в положении sur le cou-de-pied, носком в пол, на 45 градусов;
5. Battements releve lents et battements developpe на полупальцах.
6. Demi-rond de jambe et grand rond de jambe developpe en dehors et en dedans на всей стопе.
7. 3 port de bras с ногой, вытянутой на носок назад на plie (с растяжкой) без перехода с опорной ноги и с переходом.
8. Поворот на двух ногах в V позиции на полупальцах с переменой ног .


Экзерсис на середине зала.

Demi-rond et rond de jambe на 45 градусов en dehors et en dedans на всей стопе.
Battements fondus:
а) на полупальцах en face;
б) с plie-releve et demi-rond jambe на 45 градусов на всей стопе.
3. Battements frappes et battements double frappes с окончанием на demi-plie.
4. Pas coupe на полупальцах.
5. Pas tombe с продвижением, работающая нога в положении sur le cou-de-pied, носком в пол и на 45 градусов.
6. Demi-rond de jambe developpe en dehors et en dedans en face на всей стопе.
7. 3 port de bras:
а) с ногой, вытянутой на носок вперед или назад на demi-plie;
б) с ногой, вытянутой на носок назад на plie (с растяжкой) без перехода с опорной ноги.
8. Preparation k pirouette en dehors et en dedans с V,IV, II позиции.


Allegro

Temps sautй в V позиции с передвижением вперед, в сторону и назад.
Petit et grand changement de pieds с продвижением вперед, в сторону, назад.
Pas assemble с продвижением en face и в позах.
Pas de chat (с ногами, согнутыми вперед).
Sissonne ouverte на 45 градусов во всех направлениях и в позах.
Temps lie sautй.
Temps leve с ногой в положении sur le cou-de-pied.
Sissonne tombee en face и в позах.


5 год обучения.

Программа классического танца 5 года обучения строится и на повторении пройденного материала, и на изучении новых движений.
Освоение новых движений зависит от степени подготовки учащихся на 4 году обучения. Поэтому в самом начале года необходимо проверить правильность и чистоту исполнения уже пройденного.
Развитие выносливости и силы происходит за счет ускорения темпа и увеличения количества движений в упражнении, что допустимо только в случае, если сами движения усвоены и исполняются качественно.
Начиная с 5 года обучения у учащихся воспитывают не только чистоту исполнения, но и художественную окраску движений. Движения рук становятся более свободными и вместе с тем активными, это важно при исполнении больших поз, туров и прыжков.
Не менее значительная роль в художественной окраске движений принадлежит корпусу: легкие перегибы и наклоны его координируются с движениями рук, поворотами и наклонами головы.
Не следует сильно усложнять упражнения. Главное – не потерять качества исполнения, особенно при переходе от одного движения к другому.


Экзерсис у станка.

Основная задача экзерсиса у палки – развитие и укрепление устойчивости в упражнениях с полуповоротами на одной ноге, умение переносить центр тяжести корпуса, сохраняя равновесие.
Прежде чем перейти к упражнениям с поворотами на одной ноге , необходимо проследить за правильным, то есть ровным, положением стопы на полу на полупальцах и в plie. Для этого следует, особенно в начале учебного года, не увлекаясь сложными сочетаниями движений, давать более простые уроки: чем чище и правильнее будут исполняться простые движения, тем легче усвоить более сложные движения, указанные в программе.

Bateements tandus pour batterie.
Battements fondues с plie-releve et rond de jambe на 45 градусов.
Полуповороты на одной ноге в положении sur le cou-de-pied.
Battements soutenus на 90 градусов во всех направлениях и позах, на всей стопе и на полупальцах.
Battements frappes et battements double frappes с releve на полупальцы и окончанием в demi-plie en face и в позах.
Petit battements sur le cju-de-pied с plie-releve на всей стопе и на полупальцах.
Flic-flac en face.
Rond de jambe en l’eir en dehors et en dedans с окончанием на demi-plie, с plie-releve et releve на полупальцы.
Battements releve lents et battements developpes en face в позах:
а) на полупальцах;
б) с plie-releve;
в) с plie-releve et demi-rond de jambe en face и из позы в позу.
10. Demi et grand rond de jambe developpe на полупальцах и из позы в позу.
11. Grand battements jetes developpes («мягкие» батманы) на всей стопе.
12. Grands battements jetes passй par terre (через 1 позицию) с окончанием на носок вперед или назад en face и в позе.
13. Petit temps releve en dehors et en dedans на всей стопе и на полупальцах (preparation k pirouette).
14. Полуповороты на одной ноге en dehors et en dedans:
а) работающая нога в положении sur le cou-de-pied;
б) с подменой ноги.
15. Pirouette с V позиции en dehors et en dedans.

Экзерсис на середине зала.

Battements tandus en tournant en dehors et en dedans по 1/8, ј, Ѕ круга.
Battements tandus jetes en tournant en dehors et en dedans по 1/8, ј и Ѕ круга.
Rond de jambe par terre en tournant en dehors et eb dedans по 1/8, ј и Ѕ круга.
Rond de jambe на 45 градусов на полупальцах и на demi-plie.
Battements soutenus на 90 градусов en face и в позах на всей стопе.
Petit battements sur le cou-de-pied с plie-releve на всей стопе.
Flic-flac en face.
Rond de jambe en l’air en dehors et en dedans.
Demi-rond de jambe developpe en dehors et en dedans изпозы в позу на всей стопе.
Grand rond de jambe developpe en dehors et en dedans en face (из позы в позу по усмотрению педагога) на всей стопе.
Pas tombe:
а) на месте с полуповоротом en dehors et en dedans работающая нога в положении sur le cou-de-pied;
б) и позы в позу на 45 и 90 градусов, оканчивая носком в пол и на 90 градусов.
12.Temps lie на 90 градусов с переходом на всю стопу.
13.5-е port de bras с demi-plie по IV позиции с ногой, вытянутой на носок.
14. 6-е port de bras.
15. Pas de bourree simple (с переменой ног) en tournant en dehors et en dedans.
16. Pirouette en dehors et en dedans с V, IV и II позиции с окончанием в V и IV позиции (1 оборот).
17. Pas de bourree dessus-dessons en face.
18. Pas de bourree ballotte en tournant на ј оборота.

Allegro

Pas echappe на II и IV позиции en tournant по ј и Ѕ оборота.
Petit pas jete с подвижением во всех направлениях, en face и в маленьких позах с ногой в положении sur le cou-de-pied.
Pas ballonne в сторону, вперед и назад.
Pas assemble с продвижением с приемов pas glissade, coupe – шаг.
Grand sissonne ouvertle во всех позах без продвижения (по усмотрению педагога).
Sissonne fondues.

6 год обучения.

На 6 году обучения закрепляется программный материал, продолжатся работа над чистотой, свободой и выразительностью исполнения с использованием более сложных сочетаний движений.
Все новые движения, указанные в программе 6 года обучения, ака у палки, так и на середине зала, сначала изучаются в чистом виде. Наряду с этим, в задачи обучения входят:
- подготовка к турам в больших позах и ознакомление с техникой их исполнения;
- первоначальное изучение пируэтов с различных приемов на месте и с продвижение по диагонали;
- ознакомление с большими прыжками.
Большая часть уроков отводится занятиям на середине зала. Общий темп урока ускоряется. Более сложно и разнообразно музыкальное сопровождение.


Экзерсис у палки.

Battements developpes tombes en face в позах, оканчивая носком в пол и на 90 градусов.
Grand battements jetes:
а) на полупальцах;
б) developpes («мягкие» батманы) на полупальцах.
3. Pirouette en dehors et en dedans с temps releve.
4. Tour fouette на 45 градусов en dehors et en dedans.


Экзерсис на середине зала.

Battements fondues en tournant en dehors et en dedans по ј круги.
Battements developpes tombe en face и в позах, оканчивая носком в пол и на 90 градусов.
Demi и grand rond de jambe developpes из позы в позу.
Tour lents en dehors et en dedans6
а) в больших позах;
б) из позы в позу через passa на 90 градусов.
5. Preparation k tours en dehors et en dedans IV и II позиций в больших позах: a la seconde, attitude, arabesgue позднее tour в больших позах (факультативно).
6. Pas de bourree dessus-dessons en tournant en dehors et en dedans.
7. Piruettes en dehors с degage по диагонали.
8. Piruettes en dedans с coupe - шага (pirouette pigues).
9. Tour chaines.

Allegro

Pas assemble battu (факультативно).
Sissonne fondues на 90 градусов во всех направлениях и позах.
Grand sissonne ouverte во всех направлениях и позах, без продвижения, позднее с продвижением.
Grand sissonne ouverte pas developpe во всех позах.
Grand pas assemble в сторону и вперед в положении epaulement с приемом:
а) c V позиции, coupe – щаг, pas glissade, sissonne tombe, developpe-tombe вперед (по усмотрению педагога).
6. Grand pas jete вперед в позах attitude croisse, III и I arabesgues с приемов:
а) с V позиции, coupe – шаг, pas glissade (по усмотрению педагога).



















Требования к уровню подготовки учащихся.

За время обучения учащийся должен:
Знать методику и технику исполнения элементов классического танца;
Показать навыки владения различными темпами в различных комбинациях;
Уметь координировать движения в пластических и ритмических комбинационных сочетаниях;
Показать правильность и точность движений в малых и больших позах;
Иметь хорошую устойчивость на полупальцах;
Владеть малыми, средними и большими прыжками;
Показать пластичность и эмоциональную окраску выполнения движений и комбинаций.





















Перечень учебно – методического обеспечения.

Занятия проводится в хореографическом классе, с деревянным полом, тренажерными «станками»
Класс оснащен:
- фортепиано;
- теле-видео аппаратура;
- DVD, CD;
- наглядные пособия;
- кондиционер;
- лейки;
- гимнастический коврик.































Список используемой литературы:

Базарова Н.П. Классический танец. Методика четвертого и пятого года обучения. – 2-е изд., испр. – Л.: Искусство, 1984. – 199 с.
Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. - Л.: Искусство, 1983. - 207 с.
Ваганова А.Я. Основы классического танца: Учебник. 5-е изд. – Л.: Искусство. 1980. – 192 с.
Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца: Учебное пособие. – Л.: Искусство, 1972. - 239 с.
Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца. 3-е изд., испр./Науч. ред. И.А. Трофимова. – Л.: Искусство, 1986. – 261 с.
Программа для хореографических отделений школ искусств (проект).




Сведения об авторе

Преподаватель хореографических дисциплин
МОУДОД «Детская школа искусств № 2»:

Одарченко Олеся Владимировна. Образование высшее











13PAGE 15


13PAGE 141915




15