Картотека игр на развитие речевого дыхания
Игры на развитие речевого дыхания.
Лодочки.
Вдох носом, выдох ртом, узенько его приоткрыв.
Теплый ветер продувает,
лодку он мою толкает.
Таким же образом можно учить ребенка сдувать со стола пушинку, пучок ватки, перышко.
Цветы.
Вдох носом, выдох ртом, проговаривая:
Прекрас-с-но, ч-чудес-сно,
аромат с-с-вежж-жий.
Как прекрасс-сно пахнут ц-ц-веты.
Паровозик.
Взять чистую трубочку, поднести ее ко рту. Слегка высунуть кончик языка, так чтобы он еле-еле касался кончика трубочки. Плавно выдыхать воздух в трубочку. Следить за тем, чтобы поток воздуха шел посередине языка.
Паровозик быстро мч-ч-ит,
Что Ес-с-сть с-с-илы он с-с-ви-с-стит.
Гол.
Положить на стол поролоновый мячик, и на расстоянии, импровизированные ворота - тарелку, ленточку, проволочку стоящую - что придумаете.
Положить расслабленный язык на нижнюю губу Плавно дуть на мячик пытаясь загнать его в ворота.
Мы играемс-с-я в футбол.
Забиваем в ворота гол.
Горячий чай.
Легонько подуть, несколько раз выдохнув. Губы держать расслабленной трубочкой. Затем «сделать глоток»- легкий вдох. Снова «подуть» и «глотнуть.
Ты ч-ч-ай душ-ш-ши-с-стый любиш-ш-ь пить?
С-с-начала нужно ос-с-сстудить.
Упражнения для развития гибкости языка.
Лопатка.
Широкий расслабленный язык слегка высунуть изо рта и положить на нижнюю губу.
Удерживать на счет 1-10
Мой язык широкий,
Как лопата.
Может на губе
Расслабленным лежать.
Мышка.
Открыть рот, положить широкий и расслабленный язык на нижнюю губу. Подвигать справа налево слегка. На слове «кошку» резко спрятать язык и закрыть рот.
Мышка вышла из норки,
Решила погулять,
Смотрит по сторонам.
Вдруг увидела кошку
И убежала в норку назад.
Непослушный язычок.
Положить широкий язык на расслабленную нижнюю губу, удерживая в статичном положении. Похлопать его верхней губой, проговаривая: «Пе-пе-пе »
Мой ленивый язык
Он работать не привык.
Непослушный язычок
Накажу я: хлоп-хлоп-хлоп!
Трубочка.
Высунуть широкий язык, свернуть боковые стороны, чтобы получилась трубочка.
Легко, без напряжения подуть в нее.
Язык я трубочкой сверну
И весело в нее подую.
Чистим зубки.
Открыть рот. «Почистить» языком верхние зубы. Сначала с внутренней стороны, потом и с внешней, делая медленные движения влево - вправо. Тоже с нижними зубами.
Маятник. или Тик-так.
Открыть рот, высунуть язык и двигать им вправо-влево. Следить, чтобы ребенок не облизывал губы. На счет 1-2.
Катушка.
Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубки. Спинку языка выгнуть наружу вверх и придавить верхними зубами. На счет 1-2.
Язык за зубы зацепили
Спинку выгнули и прикусили.
А вы в зеркальце смотрите?
Язык - силач и циркач.
Открыть рот, упереться кончиком языка в нижние зубы. Спинку языка выгнуть вверх горкой и напрячь. Расслабить. На счет 1-2.
Язычок у нас силач!
Настоящий он циркач!
В зубы крепко он цепляется
Будто горка выгибается!
Горка.
Широко открыть рот. Опустить нижнюю челюсть как можно ниже. Широким языком упереться в нижние передние зубы. Плотно прижать боковые края спинки языка к коренным зубкам. Расслабить. На счет 1-2.
Будет спинка языка
Как горочка крута
Кончик в зубы упираю
С напряжением считаю.
Это упражнение является прямой предпосылкой к произношению звуков «С» и «З».
Если после упражнения «Горка» предложить ребенку прикрыть легонько рот, язык удерживать в положении кончик за нижними зубами, а основание прижато к нижнему небу, и выдуть воздух, то получится звук «С». А если выдуть воздух со звуком, то получим «З».
Учите ребенка произносить сначала «С», Когда он будет его произносить без ошибок, переходите на «З». Сначала научите выговаривать звук отдельно, а уже потом слоги с ним. И в последнюю очередь, в словах.
Паровоз маневрирует.
Открыть рот. Выгнуть язык горкой. Боковые его края прижать к верхним коренным зубам. Двигать языком вперед-назад, «катая» края по зубам, как будто колеса по шпалам. На счет 1-2.
Змейка. Открыть рот, высунуть язык как можно дальше вперед, напрячь мышцы боковые языка, сделав его узеньким. Удерживать на счет от 1-10.
Проколи шарик. Рот закрыт. Двигая языком вправо-влево натянуть губу, пытаясь «проколоть» ее. На счет 1-2.
Чашка. Открыть рот, положить широкий язык на расслабленную нижнюю губу. Завернуть вверх края языка в форме чашечки. Удерживать на счет 1-10.
Парашутики. На кончик носа положить ватку или кусочек бумажки. Язык сложить в виде чашечки - корень языка лежит лопаткой на нижней губе, рот приоткрыт, а кончик языка приподнят вверх как края у чашки. Сдуть ватку с носа.
Что это, что это. Все крич-чат -
Параш-ш-шутики в небе летят.
При выполнении последних двух игр вы можете увидеть размер уздечки ребенка. Это небольшая перепонка под языком, которая соединяет язык с нижним небом.
Короткая уздечка.
Иногда она оказывается короткой. В этом случае свободный кончик языка небольшой, иногда практически отсутствует. Язычок ребенка как бы привязан к уздечке. Что затрудняет правильное произношение звуков. Тогда ребенок обычно отказывается высовывать язык наружу, ему не удается его поднять, сложить в «чашечку» и т.д.
Логопеды иногда рекомендуют подрезать уздечку. Но, мой опыт показывает, что если родители обращают внимание на это в возрасте 2-3 лет, разучивают и систематически играют с детьми в логопедические игры, направленные на развитие гибкости языка, то уздечка растягивается. Малыш обучается правильному звукопроизношению, и проблема сама собой решается без операции.
Поэтому, нелишне будет попытаться выяснить какой длины у вашего ребенка свободный кончик языка. Не отчаивайтесь, если уздечка короткая. Делайте упражнения, играйте. А если ваших усилий окажется недостаточно, тогда уже можно будет обращаться к специалистам. Практика показывает, что в течение нескольких месяцев проблема в большинстве случаев решается самостоятельно.
Общие рекомендации к организации логопедических занятий и игр с детьми дошкольного возраста.
- Чем меньше ваш ребенок, тем короче должны быть занятия.
- Главное - занятия должны ребенку нравиться. Никогда не заставляйте его делать упражнения. Если ребенок отказывается заниматься, скорее всего, вы излишне настаиваете, заставляете его делать то, что у него не получается. Даете негативную оценку его действиям. Или слишком много уделяете этому внимания.
- Заниматься лучше чаще и недолго, чем длительное время, но эпизодически. Навык формируется путем частого повторения упражнения. Лучше, 3-5 раз в день по 2-3 минуты, чем 2-3 раза в неделю по 30-45 минут \как это бывает на занятиях с логопедом. \
- Выбирайте упражнения на выбор малыша. Принципы общие - от простого к сложному, от малого количества игр к большему, от коротких занятий к более продолжительным. Пусть малыш сам выберет любимые игры. Стимулируйте переход к более сложным тем, что у него уже получается то, что вчера не выходило.
- Активно включайте в логопедические занятия шутки и смех. Это не у ребенка не получается, это язык у него такой непослушный. Придумайте вместе способы поощрения и порицания его язычка. Тогда вы обретете в лице своего чада союзника и помощника в деле обучения его язычка красивой речи.