Использование разнообразных форм и методов активизации мыслительной деятельности обучающихся, как условия для проявления познавательно активности обучающихся
Использование разнообразных форм и методов активизации мыслительной деятельности обучающихся, как условия для проявления познавательно активности обучающихся
А. П. Соболева,
учитель МОУ «Большовская оош
имени М. Д. Чубарых»
«Если нет охоты учиться –
учение мучительно и бессмысленно»
Только увлечение создаёт то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Поэтому, меня давно волнует вопрос создания условий для проявления познавательной активности обучающихся: для успешной самостоятельной работы, самореализации при решении поставленных на уроке задач. Приобретая опыт педагогической работы в классах основной школы, я пришла к выводу, что повышению активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках гуманитарного цикла значительно способствуют элементы проблемного и программированного обучения, обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования, исследовательская деятельность. Воспитание общих приёмов мышления требует создания условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по предмету и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике.
Сегодня, когда мировой опыт образования богат и разнообразен, учитель может выбирать концепцию, методы, формы организации обучения в соответствии со своим опытом, убеждениями, интересами. В этой связи учитель рассматривается как организатор, помогающий обучающимся, а обучающиеся ориентированы на самостоятельную работу.
Активизировать мышление обучающихся можно на протяжении всего хода урока самыми различными приемами и средствами, но главным считаю создание ситуации успеха, что, на мой взгляд, является мощным стимулом для обучающихся. Для этого придерживаюсь основных правил управления успехом на уроке.
Если после урока у обучающихся не осталось вопросов, которые хотелось бы обсудить, поспорить, поискать решения, то это значит, что урок, возможно, был и полезным, но оставил детей равнодушными к тому, что на нем происходило.
Необоснованная похвала, случайные оценки нивелируют ощущение успеха. Нужно уметь видеть реальные изменения, достоинства детей, сколь бы малы они не были, и вовремя поддерживать обучающегося.
Успех начинается с признания детьми права учителя учить. Авторитет, личность учителя, его разнообразные достоинства, интересы являются залогом успеха обучающихся.
Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности обучающихся на уроке, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов – это важные компоненты залога успеха на уроке.
Предвкушение необычности, способность учителя удивлять, привносить элемент романтичности играют важную роль на уроке.
Учитель должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
Начало урока выступает как момент, от которого в значительной степени зависит успех всего урока.
Домашние задания должны быть красивыми, интересными, творческими, нередко практико-ориентированными, оригинальными, доступными, разноуровневыми, интересными по форме, учитывающими способности и особенности детей.
Например. Задание по рассказу А.П. Платонова «Первая учительница»
«Как изменилась жизнь в пустыне» (по рассказу А.Платонова «Песчаная учительница»)
Задание 1(для всех обучающихся)
Найдите в главе II яркие слова, рисующие враждебный человеку облик пустыни, где затерялось село Хошутово.
1.В первый «бархан» запишите эпитеты.
2.Во второй – сравнения.
3.В третий – метафоры, олицетворения.
Эпитеты Сравнения Метафоры, олицетворения
Задание 2 (для детей с высокой мотивацией)
1.Что дала шелюга жителям? Запишите на «ветках».
2.Как теперь живут здесь люди? Запишите справа.
Сейчас принято выявлять одаренных детей и способствовать развитию их одаренности, но так же важно относиться к обычному обучающемуся как к одаренному. Конечно, для того чтобы реализовать новый подход, нужно внедрять индивидуальное взаимодействие с обучающимися, глубокую диагностику их интересов и возможностей, ведь посредством творческой деятельности человек предъявляет себя миру и ощущает приобщенность ко всему окружающему нас. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но есть и обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Пробудить интерес - моя задача. Не только интересное делать, но и все, что нужно, делать с интересом - такую цель я ставлю перед обучающимися. Нельзя не согласиться со словами В.Г. Маранцмана: "Идея гуманизации образования, настойчиво звучащая в последнее время, побуждает считаться в обучении с потребностями ребенка, возрастными и индивидуальными особенностями обучающегося, своеобразием его мировосприятия и деятельности в каждый период развития".
Очень хорошо, если в начале учебного года школьники заранее сообщат мне, какую оценку они хотели бы получить в итоге, для того чтобы я смогла выбрать формы и методы обучения, способ педагогической поддержки каждого нуждающегося.
Анализ учебной готовности позволяет мне представить достаточно полно отношение обучающихся к предмету, уровень их подготовленности, необходимые меры для улучшения ситуации.
Среди различных средств активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке важное место занимают вопросы и задания учителя. Это одни из самых действенных и распространенных средств побуждения учеников к активной умственной работе. Сила их - в простоте, доступности. Вопросы доминируют над заданиями при изучении теоретического материала, а при закреплении нового больший удельный вес занимают различные задания. Эти приемы использую на всех этапах обучения, при любом методе организации деятельности обучающихся. Задавая вопросы, можно научить школьников находить сходство и различие в предметах и явлениях, отбирать факты для доказательства, находить и обобщать факты, подтверждающие правило, находить причину явления, видеть явление во всех связях и в развитии. С помощью вопросов можно получать информацию о состоянии подготовленности обучающихся к восприятию нового материала, вопросы используются как стимулирующее средство в познавательной деятельности школьников, являются структурным элементом в педагогической конструкции проблемной ситуации, они служат средством контроля и применяются как логическая связка в ходе изучения нового материала. Вопросы могут быть использованы на занятиях как самостоятельно, так и в структуре различных учебно-познавательных задач и заданий, именно поэтому их невозможно рассматривать отдельно от адекватных им заданий. Особое внимание уделяю таким видам заданий, которые требуют активизации знаний и действий: познавательным задачам, заданиям на моделирование, алгоритмизированным упражнениям. Часто предлагая карточки с репродуктивными, поисковыми или проблемными вопросами и заданиями по изученному материалу, заранее проставляю балл сложности или ту оценку, которую могут получить обучающиеся в ходе выполнения каждого задания карточки. Затем обучающиеся в паре выбирают задания и начинают совместно готовиться к ответу, они обсуждают и решают возникшие проблемы. Наконец, каждый из них готовит вопросы для своего товарища, на которые тот должен дать ответ. После чего они обсуждают, какую оценку заработал каждый из них или они вместе, и передают лист анализа совместной деятельности мне.
Одним из эффективных путей повышения качества образования школьников является реализация идей проблемного обучения. Система заданий поискового характера способствует более осознанному и глубокому усвоению знаний, прочному формированию навыков и языковому развитию обучающихся, требует от них самостоятельного овладения знаниями и способами добывания этих знаний, что очень важно в общей системе работы под руководством учителя.
Итак, моя основная цель - обучая, развивать, воспитывать, то есть коммуникативную, социальную и информационную компетенцию. Грамотное воспитание способно предотвратить формирование отрицательных свойств личности и стимулировать формирование положительных, обеспечить устойчивость ребенка к неблагоприятному влиянию среды. Изучение литературы дает возможность приобщиться к духовной культуре человечества, ведь общение с литературным произведением требует не только работы разума, но и работы души. Литература учит взаимопониманию, развивает наши чувства, речь, ум, контактность. По мнению Евгения Ильина, "изучать литературу - это воспитывать ею". Поэтому сделать уроки литературы максимально интересными - одна из главных задач, стоящих передо мною.
Стараюсь достигнуть решения этих задач, в том числе и через использование компьютерных технологий, так как сегодня разнообразные интересы школьников уже не могут быть удовлетворены лишь материалами традиционного учебника и словом учителя. Интернет-ресурсы представляют обширные материалы, целесообразные для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты). Все это позволяет мне не только познакомить обучающихся с текстами художественных произведений, литературоведческими и искусствоведческими источниками, но и расширить представление о личности писателя, попасть в его творческую лабораторию, совершить заочные литературные экскурсии. Одним из преимуществ использования информационных технологий для меня является переакцентирование с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности. Использование образовательной информации, размещенной на дисках, не является заменой учебникам или его новым вариантом. Оно создает основу для организации самостоятельной деятельности школьников по анализу и обобщению материала при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса. Использование образовательной медиатеки позволяет мне представить обширный и самый разнообразный материал, выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины этого знакомства, «извлечь» любой материал и использовать его в самостоятельных работах учеников, озвучить любой текст.
Информационные технологии я пытаюсь использовать на всех типах уроков:
- изучение новых знаний и формирование новых умений;
- практического применения знаний, умений;
- обобщения и систематизации изученного;
- контроля и коррекции знаний, умений;
- комбинированные (смешанные).
Неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка и литературы должна стать исследовательская работа обучающихся. Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача обучающихся сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он “открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода я направляю деятельность обучающихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. Сущность подхода состоит в постановке проблемы и самостоятельном поиске путем её решения школьниками.
Тематика и характер исследовательских работ учеников обычно бывают различными. Например: «Особенности русских пословиц и поговорок», «Капканы орфографии», «Что за прелесть эти сказки», «Секреты рекламы» и другие. Интерес ребят к исследованию всегда тем выше, чем актуальнее их работа и чем более практическое значение она имеет.
Стараюсь, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны. Главное - не увлечение новыми проблемами, а доказательность выводов, результативность исследований. Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта ученика, основой для получения новых знаний. Развитие познавательной самостоятельности требует не только усвоение знаний и способов действия, но и воспитания глубокой внутренней потребности в познании, формирования на этой основе социально значимых мотивов учения, образования.
Считаю, что исследовательская работа имеет огромное значение, так как:
- способствует более глубокому и прочному усвоению знаний по учебным предметам;
- вырабатывает умения и навыки самостоятельной работы обучающихся;
-формирует умения применять теоретические знания в решении конкретных практических задач;
- развивает личностные качества обучающегося;
- влияет на выбор будущей профессии обучающихся.
За свою практическую деятельность заметила, что использование исследовательского метода изменяет позицию школьников, которые перестают быть простыми исследователями, а становятся творческими участниками учебного процесса. Основу такой его организации составляет совокупность методов и приемов обучения, способствующих активизации познавательной деятельности: индуктивный и дедуктивный, эвристический и исследовательский метод (приемы и средства стимулирования учения), а также общедидактические приемы (анализ и установление причинно – следственных связей; сравнение, обобщение и конкретизация; выдвижение гипотез; перенос знаний в новую ситуацию; поиск аналога для нового варианта решения проблемы, доказательство и опровержение гипотезы; планирование исследования; оформление результатов исследования). Их реализации способствуют учебные ситуации, которые предполагают выполнение заданий повышенной трудности, требующих от учеников чтения дополнительной литературы, научных источников, проведения теоретического или практического исследования. Часто предлагаю обучающимся ситуации свободного выбора заданий ( в основном домашнее задание) как творческого, так и репродуктивного характера, пробуждать их к нескольким способам решения проблемы, к самопроверке, анализу, оценке собственных работ. Исследовательская работа помогает мне нацелить школьников на выработку навыков применения методов научного познания при изучении вопросов, выходящих за рамки учебных программ. Она ставит обучающегося в роль исследователя, учит правилам научного поиска. Именно в этом виде деятельности проявляются индивидуальные качества личности обучающихся: оригинальность мышления, творческие способности, одаренность.
Например. Исследовательская работа «Энциклопедия одного слова».
( Слово исследуется с точки зрения каждого из разделов науки о языке: слово и его лексическое значение; слово его родственники (т.е. однокоренные слова) и т.д.). Для выполнения работы обучающимся потребуется помощь различных словарей, справочников. Развивается кругозор ребёнка. Это творческий поиск ученика.
Необходимо создавать стимулы для плодотворной работы, для учения с увлечением, таковым может быть интересная форма урока. Среди нестандартных уроков отдаю предпочтение деловым играм, пресс-конференциям, творческим отчетам, соревнованиям, конкурсам, театрализованным фантазиям, диалогам, где можно использовать информационные технологии, методики диалогового общения. «Игра – путь детей к познанию мира», - писал А.М. Горький. Игра обогащает знания, способствует проявлению способностей и наклонностей, совершенствуя их. Иначе говоря, игровые формы и методы активного обучения приносят детям удовольствие от процесса познания, ведь это реализация модельного метода обучения, который обеспечивает достижение важнейших образовательных целей:
- стимулирование мотивации и интереса в области предмета изучения;
- поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например: фактов, образа, расширенного осознания различных возможностей и проблем;
- развитие навыков критического мышления и анализа; принятия решений; взаимодействия, коммуникации; конкретных умений (обобщение информации, подготовка рефератов и др.); готовности к специальной работе в будущем (поиск работы, руководство группой, работа в непредвиденных условиях);
- изменение установок: социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество); восприятия (эмпатия) интересов других участников, социальных ролей;
- саморазвитие и развитие благодаря другим участникам: оценка преподавателем тех же умений участника; осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.
С помощью игры стараюсь снять психологическое утомление; иногда использую её для мобилизации умственных усилий обучающихся, для развития у них организаторских способностей, создания обстановки радости на уроке.
Так как для участия в игре не требуется репетиций, то не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса к происходящим событиям. А.С. Макаренко сказал: «У ребёнка есть страсть к игре, её надо удовлетворять».
Например, опрос можно провести в форме игры «Интеллектуальный футбол». Работа в группах. Роли как в игре в футбол. Задаётся вопрос: сначала отвечают более слабые уч-ся, последним отвечает самый сильный – вратарь. Нет ответа – гол!
Игровые моменты при изучении нового материала. Например, в 5 классе при изучении диалектной лексики можно разыграть костюмированные сценки: «Бабушка и городской внук». (-Внучек, бери рогач, достань махотку да помой поташки)Ребята работают со словарями. Цель: развитие интереса к живой речи и устному поэтическому творчеству.
Например. Ролевые и деловые игры («Я - корректор» по теме «Местоимение») и другие.
Например. Игра “Веришь, не веришь”
Верите ли вы, что слово тур многозначное?
Чтобы сделать процесс контроля и закрепления знаний более эффективным и облегчить свою работу, применяю проверочные раздаточные карточки. В основе карточек - принцип постепенного усложнения материала. Карточки позволяют использовать их способности и возможности, разный уровень подготовленности.
С проверочными карточками можно работать на любой стадии урока. Они позволяют мне экономить время на уроке и охватить опросом большое количество школьников. Проверочные карточки могут быть разными по виду и форме и содержанию. В зависимости от критерия проверки знаний проверочные карточки могут быть:
- репродуктивные, (воспроизводящие), т.е. от обучающихся требуется узнать и воспроизвести учебный материал: описать, рассказать, сделать по образцу;
- сравнительные - направленные на отработку навыков сравнения фактов, событий, объектов. Обучающиеся развивают логическое мышление, проверяется качество знаний;
- логически-поисковые – эти задания позволяют дать анализ фактов, событий, понятий учебного материала, путем рассуждений и размышлений дать правильный ответ;
- ассоциативно-сравнительные – предполагают активную самостоятельную умственную деятельность обучающихся, развивают воображение, инициативу, закрепляют умение оперировать полученными знаниями, формируют оценочные суждения;
- обобщающие – предусматривают умение выявлять причинно-следственные связи между событиями, умение делать выводы, обобщения на основе фактического материала.
Карточки на урок-зачет по теме «Синтаксис и пунктуация».5 класс.
Карточка 1.
Выпишите именные и глагольные словосочетания, объясните структуру.
Назовите главные и зависимые слова.
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу.
(А.Майков)
Карточка 2.
Выпишите грамматическую основу каждого предложения. Чем выражены подлежащее и сказуемое? В каком предложении вы бы поставили тире и почему?
Смелость города берет. Огонь маслом не заливают. Что стряслось у них? Совесть контролёр наших поступков.
Карточка 3.
Какими бывают предложения по цели высказывания? Что они выражают? Найдите среди примеров все три вида и объясните свой выбор.
Правда – воздух, без которого дышать нельзя.
(И.С.Тургенев)
Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему.
Как исправить ошибку?
Карточка 4.
Какие предложения называются нераспространенными? Распространенными? Разберите предложения по членам: подчеркните их соответствующей чертой и задайте вопросы.
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных.
Карточка 5.
Назовите основные признаки однородных членов, найдите их в предложениях и поставьте знаки препинания.
Настала ночь лунная и ясная. Листья шуршат скребутся лопочут скачут и качаются на паутинках.
Грамматические задачи по теме «Фонетика» (5 класс).
Задача 1. Поменяйте гласный в слове сом. (Сам.) Что изменилось?
Поменяйте согласный в слове том. (Дом, том.)
Звуки – смыслоразличители в словах. Запишем это предложение; обратим внимание на тире.
Задача 2. Прибавьте один согласный к слову так, чтобы получилось новое.
Укус (уксус), роза (розга).
Задача 3.Выньте из слова один согласный так, чтобы получилось новое.
Краска (каска), склон (слон), тепло (тело).
Задача 4. Напишите один лишь согласный звук, передающий: жужжание жука ([ж]), шипение ужа ([ш]), скрип двери (здесь понадобится 3 звука: ([с],[к],[р]).
Произнесем их. Как они у нас получатся? (Сжимаем губы, прижимаем язык к зубам и нёбу.)
Задача 5 (устная). Сколько запятых в четверостишии?
А согласные согласны
Даже фыркать и шипеть
Шелестеть шептать скрипеть
Но не хочется им петь.
(В.Берестов)
Задача 6. А какие звуки способны петь?
Добавив к написанным буквам гласные или согласные, получите строки знакомой песни:
В лс рдлсь лчк, (В лесу родилась ёлочка,
В лс н рсл. В лесу она росла.)
Ио и ео оая (Зимой и летом стройная
Еёая ыа. Зелёная была.)
Эти задания развивают логическое мышление, и повышает познавательную активность обучающихся.
Используя карточки дифференцированного контроля знаний школьников на уроках русского языка и литературы, стараюсь добиваться:
- повышения общего уровня обученности обучающегося;
- развития интеллектуальных способностей, особенностей психического развития (памяти, мышления, познавательной активности);
- развития индивидуальных особенностей ученика (склонность к гуманитарным дисциплинам, эмоциональность, рациональность мышления);
- формирования потребности ученика в постоянном творческом поиске.
Как показывает опыт, целесообразно использовать карточки дифференцированного контроля знаний на уроках обобщения и систематизации материала по русскому языку. Методика практического использования карточек данного типа предполагает работу с текстом и его интерпретацией, одновременно преследуя цели закрепления орфографических и пунктуационных навыков письма.
Подводя итог сказанному, можно с уверенностью сказать, что одной из основных целей, стоящих передо мной как учителем, является создание условий для проявления познавательной активности учеников. А средствами достижения этой цели считаю:
- использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть личный опыт обучающихся;
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
- стимулирование школьников к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения;
- поощрение стремления ученика находить свой способ выполнения задания, анализировать способы других учеников, выбирать и осваивать наиболее рациональные
- создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
И только взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, и педагогов, и школьников, может привести к обоюдному изменению в структуре личности, в поведении, деятельности, взаимоотношениях и, конечно, результату учебного процесса. В качестве вывода необходимо подчеркнуть, что сотрудничество учителя и обучающегося приводит к развитию обеих сторон.
Список использованной литературы
1. Антонова Е.С. Как организовать исследование на уроке русского языка. – Русский язык в школе, 2007, № 7
2. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.
3. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: организация учебных диалогов // Русский язык в школе, 1999, № 5.
4. Мордас Е.М. Русский язык. 5–11-е классы: уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины / авт.-сост.. Волгоград: Учитель, 2009.
5. Музиянова Л.А. Творческие мастерские// Русский язык в школе. 2003. № 6.
с.19–22.
6.Пазина Е.А. Изучение темы «Союз» в 7-м классе с компьютерной поддержкой.//Русский язык в школе, 2003, №4
7. Парфенова Е.Л. Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка. «Русский язык в школе», 2005, № 3.
8. Прохорова Н.Г. Концентрированное обучение русскому языку в основной школе. Краснодар: Просвещение-Юг, 2002.
9. Русский язык. Литература. 5–11-е классы: уроки-путешествия, ролевые игры, тематические тесты, викторины / авт.-сост. Е.М. Мордас. Волгоград: Учитель, 2009.
10. Рябухина Е.А. Проблема разработки критериев уровневого подхода к преподаванию русского языка в профильной школе. «Наука и школа», 2008, №4.
11. Соловьева Н.Н. Карточки для дифференцированного контроля знаний по русскому языку: 9-й класс. М.: Материк-Альфа, 2004.
12.Стативка В.И.Обучение диалогической речи // Русский язык в школе,2002, № 6
15