Исследовательская и проектная деятельность как способ достижения метапредметных результатов по биологии.
Исследовательская и проектная деятельность как способ достижения метапредметных результатов по биологии.
(из опыта работы)
Короткова Людмила Алексеевна
учитель биологии
МКОУ СШ № 2 г. Котельниково
Волгоградской области
Для организации продуктивной работы методом проектов по биологии важно знать, формирование каких умений и навыков обеспечивает данная образовательная технология, и понимать, какими способами можно достичь позитивного результата.
Начинать работу над проектом лучше внеурочно или урочно-внеурочно, то есть часть работы выполнить на уроке, а другую часть сделать вне уроков. Например: «погружение в проект» (тема, цели, задачи и т.д.) – выполняется на уроке, а работа с литературными источниками, оформление проекта – дома; проведение экспериментальной части – в кабинете биологии под руководством учителя, а презентация полученных результатов – на уроке.
Учебный проект позволяет организовывать целенаправленную деятельность учащихся, в процессе которой актуализируемые предметные знания по биологии закрепляются и расширяются, приобретается личный опыт их практического применения, развиваются метапредметные навыки, что способствует более глубокому усвоению знаний по биологии.
Так, в 6 классе при изучении темы «Рост и развитие растений» учащимся выполнен исследовательский проект по биологии по теме: «Изучение тигмонастии и влияние биологически активных растворов на рост и развитие фасоли», в ходе которого проведены две исследовательские работы «Влияние разных видов почвы на рост и развитие фасоли», «Проращивание фасоли в различных биологически активных растворах». В проекте представлены полученные результаты в виде таблиц, графиков и диаграмм.
В 7 классе при изучении Царства грибов учащиеся выполняли проект по теме: «Дрожжи, они живые?», целью которого было выяснить особенности и свойства дрожжей. Учащиеся рассмотрели в микроскоп дрожжевую клетку и на основе наблюдений определили разные штаммы дрожжей, отличающиеся видом клеток. В ходе данного проекта определены условия хранения дрожжей и запасной углевод - гликоген.
В 8-м классе при изучении темы «Пищеварительная система человека» учащиеся выполняют исследовательский проект по биологии по теме: «Йогурт: вред или польза», где для получения достоверной информации об употреблении йогуртов и по выявлению знаний о них, проводят социологический опрос в классе; выясняют влияние йогурта на организм человека, выявляют вред и пользу йогурта; изучают состав продаваемых (магазинных) йогуртов, исследуют образцы йогуртов на содержание крахмала и кислотность. Продуктом данного проекта является выработка рекомендаций по выбору йогурта, и создание буклета.
В старших классах подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока преподаватель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников. Итогом такой работы является представление учебно-исследовательских проектов по биологии на школьной научно-практической конференции. Лучшие проектные работы защищаются на муниципальном и региональном уровнях.
Особенностью курса биологии является деятельностный подход к обучению: активное развитие практических умений и навыков исследовательской деятельности. Опыт преподавания говорит о том, что на уроке невозможно уделить все время практической составляющей. Решением проблемы может стать внеурочная деятельность по биологии.
Внеурочная деятельность допускает варьирование форм и методов, позволяет посвятить занятие только проведению наблюдений, постановке опытов, работе с дополнительными источниками информации.
Исследовательская и проектная деятельность способствует достижению метапредметных результатов – способности использовать знания учебной, познавательной и социальной практики.
Так, во внеурочное время учащимися 10-11-х классов с профильным изучением биологии были выполнены и получили призовые места на муниципальном конкурсе ученических проектов исследовательские работы по следующим темам:
1. «Вирусы: кто или что?», где приведены примеры вирусных заболеваний человека, животных и растений; раскрыты способы защиты от вирусов. Экспериментальной частью проекта было выяснить, что знают учащиеся нашей школы о вирусах, поэтому с этой целью проведено анкетирование учащихся 10-х классов. Собраны статистические данные о вирусных заболеваниях и прививках (вакцинации) по МКОУ СШ № 2.
2. «ГМО в жизни человека», цель которого выяснить опасны или полезны ГМ продукты для здоровья человека. Учащимися проведено исследование 15 различных продуктов на содержание ГМО. В данном проекте представлен список компаний, производящих ГМ продукты и выработаны рекомендации по отличию трансгенных продуктов от натуральных.
3. «Генеалогический метод исследования наследственности. Анализ собственной родословной». В данном проекте выполнена практическая работа по сравнительно-визуальному анализу фотографии автора, его матери и отца, проведено наследование онкологических заболеваний и заболеваний выделительной системы, сделаны определенные выводы.
Знания, приобретенные учащимися в ходе проектно-исследовательской деятельности по биологии, оказываются более прочными и максимально осознанными. Данная деятельность дает возможность ученикам приобрести не только знания, но и умения, которые пригодятся в жизни, в выборе профессии.
Из выше сказанного можно сделать вывод: чтобы не оказаться позади, надо смотреть вперед, применять в своей работе по биологии технологию проектной деятельности, поскольку школа будущего – это школа проектов!
15