Программа внеаудиторного занятия по живописи «Волшебный мир красок» для обучающихся 5-11 класса 
МБОУ «Мугудайская средняя общеобразовательная школа имени Д.Д. Красильникова»
Утверждаю:
Зам директора школы по ВР
Данилова Е.М___________
«__»____________2016 г.
Программа внеаудиторного занятия по живописи «Волшебный мир красок»
для обучающихся 5-11 класса
Срок реализации программы: 6 лет
Количество часов в неделю: 2 
Количество часов в год: 68 
Руководитель: Ушницкая О.И
2016-2017 уч.гПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Живопись - огромная, чарующая, волшебная область в стране искусства. Она родилась на заре развития человечества, в пещерах наших доисторических предков. На протяжении веков менялись идеи, руководившие художниками, менялись их устремления, один стиль приходил на смену другому, но все равно живопись жила и развивалась. Живопись является неотъемлемой частью полного курса обучению в художественной школе, так как на этом предмете даются знания о цветовых и тоновых характеристиках предметов окружающего мира, о законах цветоведения, колористического решения композиции, что является важной составляющей, наряду с рисунком и композицией, в изучении основ изобразительной грамоты. Отличительной особенностью данной программы является то, что программа нацелена на формирование умений и навыков реалистичного изображения окружающего мира, поэтому акцент делается на постоянную работу обучающихся с натуры.
Программа  учебного  предмета  «Живопись»  разработана  на  основе  и  с  учетом федеральных  государственных  требований  к  дополнительной  предпрофессиональной общеобразовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись». Содержание  программы  отвечает  целям  и  задачам,  указанным  в  федеральных государственных требованиях. Программа  строится  на  раскрытии  нескольких  ключевых  тем.  Содержание  тем постепенно усложняется с каждым годом обучения. Программа  «Живопись»  тесно  связана  с  программами  по  рисунку,  станковой композиции,  с  пленэром.  В  каждой  из  этих  программ  присутствуют  взаимопроникающие элементы:  в  заданиях  по  академическому  рисунку  и  станковой  композиции  обязательны требования  к  силуэтному  решению  формы  предметов  «от  пятна»,  а  в  программе «Живопись»  ставятся  задачи  композиционного  решения  листа,  правильного  построения предметов,  выявления  объема  цветом,  грамотного  владения  тоном,  передачи световоздушной среды.
Срок реализации учебного предмета
Программа «Живопись» разработана для обучающихся 10-17 лет. Продолжительность работы программы – шесть учебных лет. Общий курс – 408 уч.часов.
Цель и задачи учебного предмета
          Цель: 
- развитие творческих способностей на основе обучения основам живописи и изобразительной грамоты и воспитания самостоятельной творческой личности, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства, и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
           Основные задачи:
-  сформировать знания   терминологии предмета «Живопись»; 
- сформировать знания свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- сформировать знания о художественных и эстетических свойствах цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
-  сформировать знания о правилах ведения натурной живописи и пленэрной работы;
-  развить умения видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
  -  развить умения создавать художественный образ в живописи на основе решения технических и творческих задач;
 - развить навыки работы с подготовительными материалами: этюдами, эскизами;
-   развить навыки в использовании основных техник и материалов;
 - развить навыки передачи объема и формы предметов, передачи их материальности, теплохолодности, с выявлением планов, на которых они расположены;-  развить навыки организации самостоятельного художественного процесса, плодотворной атмосферы для творчества.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
практический;
эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях изобразительного творчества.
Содержание программы включает следующие разделы: 
- основы цветоведения;
- светотеневые градации;
-  живописные приемы;
- закон света и тени;
- техника акварельной живописи;
- техника гуашевой живописи;
- колорит и световоздушная среда.                                                                                                                                                                                                 
Обучающиеся должны изучить и освоить:
технические приемы в освоении учебной живописи;
законы цветоведения; теплохолодность и светотень;
быстрые и длительные этюды;
гризайль; колорит;
технику мазка; фактуру и материальность;
длительное последовательное ведение живописной работы;
творческую живопись; создание художественного образа живописными средствами.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Наименование разделов и тем Количество  часов Общий объем времени (в часах)
Теоретическое занятие Само
сто
ятельнаяработа Практическое занятие
1 год обучения. Раздел 1. Основы цветоведения.
1  Вводная беседа о предмете «Живопись» 1 1 2 Основные и составные цвета. 
Палитра холодных цветов
Палитра теплых цветов 6 1 3 2
3 Палитра разбеленных цветов
Палитра затемненных цветов
Контрастные цвета 8 2 3 3
Раздел 2. Светотеневые градации.
4   Тоновая растяжка 3 1 1 1
5   Светотень и теплохолодность в живописи 4 1 2 1
6   Пирамида 5 1 3 1
7   Этюд яблока на нейтральном фоне 5 1 3 1
Раздел 3.   Живописные приемы.
8  Масляная техника 4 1 2 1
9  Этюды птиц 6 1 3 2
10 Этюд теплого предмета на холодном фоне 5 1 3 1
11 Этюд холодного предмета на теплом фоне 5 1 3 1
Раздел 4. Закон света и тени.
12  Этюды фруктов с фоном 5 1 2 2
13  Этюды предметов быта 3 1 1 1
14  Натюрморт из 2-3х предметов быта 5 1 3 1
15  Экзамен 3 3 2 год обучения
1  Этюды овощей и фруктов 8 1 4 3
2  Натюрморт с букетом цветов  8 1 3 4
3  Натюрморт с геометрическими телами  9 1 5 3
4  Этюд драпировки 10 1 4 5
5  Натюрморт «Обманка»  10 1 5 4
6  Натюрморт из предметов быта 9 1 4 4
7  Натюрморт с белым предметом 9 1 4 4
8  Экзамен 5 5
3 год обучения 
1  Этюды цветов 7 1 4 2
2  Этюды предметов быта 8 1 3 4
3  Этюд фигуры человека 7 1 4 2
4  Этюд фигуры человека с фоном 6 1 3 2
5  Натюрморт из светлых предметов быта
 со светлым фоном 7 1 4 2
6  Натюрморт из предметов быта с 
искусственным освещением 6 1 3 2
7  Этюд человека в национальном костюме 8 1 3 4
8  Натюрморт с зеркалом с прямым 
освещением 6 1 3 2
9  Этюд фигуры человека 8 1 4 3
10  Экзамен 5 5
4 год обучения 
1  Этюды овощей и фруктов 7 1 3 4
2  Натюрморт на подоконнике 9 1 5 3
3  Этюд фигуры человека 6 1 3 2
4  Натюрморт из предметов быта 8 1 4 3
5  Этюд фигуры человека с музыкальным 
инструментом 8 1 4 3
6  Натюрморт с репродукцией 9 1 5 4
7  Этюд фигуры человека в интерьере 7 1 4 3
8  Натюрморт с самоваром 8 1 3 4
9  Экзамен 6 6
5 год обучения
1  Осенний натюрморт 7 1 4 3
2  Натюрморт с гипсовой розеткой 9 1 5 3
3   Натюрморт с гипсовой маской 9 1 6 2
4   Натюрморт с музыкальным инструментом 9 1 5 3
5 Экзамен 5 5
6  год обучения
1 Натюрморт с природными формами 7 1 4 2
2 Этюды головы человека 5 1 3 1
3 Натюрморт в интерьере 5 1 3 1
4 Портрет человека 9 1 5 3
5 Экзамен 3 3