Урок — викторина по изобразительному искусству Путешествие в мир красок (1 класс)
Урок - викторина «Путешествие в мир красок».
Цель: познакомить учащихся с хроматическими цветами.
Задачи:
Обучающие:
-познакомить учащихся с основными и дополнительными цветами;
-познакомить учащихся с теплыми и холодными цветами;
-обучить приемам получения составных цветов;
-познакомить с расположением цветов в радуге;
-познакомить с расположением основных, составных и дополнительных цветов в цветовом круге.
Развивающие:
-развивать познавательный интерес;
-развивать моторику мелких мышц;
-развивать двигательную сноровку;
-формировать художественные навыки с гуашевыми красками.
Воспитывающие:
-воспитывать интерес к произведениям искусства;
-воспитывать интерес к творчеству;
-воспитывать рачительность;
-воспитывать уважение к человеку труда;
-воспитывать усидчивость, аккуратность.
Ход урока:
I.Организационная часть.
-Дети, вам тепло? (да)
-В классе светло? (да)
-Уже закончился урок?(нет)
-Только начался урок?(да)
-Хотите учиться?(да)
-Значит, можно садиться!
Организация рабочего места. Проверка готовности учеников к уроку.
II. Основная часть.1.«Погружение» в тему урока.
-Прежде, чем мы начнем занятие, послушайте стихотворение. Это замечательное стихотворение написал Валентин Дмитриевич Берестов, русский поэт 20 века.
И в десять лет, и в семь , и в пять
Все люди любят рисовать.
И каждый сразу нарисует
Все, что его интересует:
Далекий космос, ближний лес,
Цветы, машины, пляски, сказки
Все нарисуем! Были б краски,
Да лист бумаги на столе,
Да мир в семье и на Земле!
2. Изучение нового материала
-Сегодня у нас викторина «Путешествие в мир краски». Ты многое узнаешь. Викторина – это вопросы. Оценкой за правильные ответы будут ромашки, которые будут высаживаться на полянке команд.
У нас три команды: «Карандаши», «Краски», «Фломастеры». Они приготовили приветствия.
Команда «Карандаши»:
Кисточки, краски, карандаши
Детям и взрослым очень нужны!
Они помогают весь мир оживить,
Листик бумаги в мечту превратить!
Команда «Карандаши»:
Если взять краски в руки, то у вас не будет скуки!
Команда «Фломастеры»:
Среди белого листавозникает красота.Разноцветный мастер - это всё ...(фломастер).
А теперь послушайте правила игры:
1. Я задаю по очереди вопрос каждой команде. Остальные команды при этом молчат.
2.Отвечать на вопрос может любой ученик, при этом надо поднять руку.
3.Если команда не отвечает на вопрос, право ответа передаётся другой команде.
4.Ответ должен быть чётким и ясным.
Вопрос 1:
Жмутся в узеньком домишке
Разноцветные детишки.
Только выпустишь на волю-
Где была пустота,
Там, глядишь, - красота.
Вопрос 2:
Свою косичку без опаски
Она обмакивает в краски,
Потом окрашенной косичкой
В альбоме водит по страничке.
Вопрос 3
Если ты его отточишь,Нарисуешь все, что хочешь!Солнце, море, горы, пляж.Что же это?..
Молодцы! А чем ещё можно рисовать? (кисточкой, карандашом, пальцем, палочкой, угольком, мелом, фломастером)
У меня в наборе красок есть всего 5 цветов. Я поставлю себе и вам, ребята, сложную задачу и в работе буду использовать только 3 цвета: желтый, синий и красный.
Вопрос 4 (всем командам). Почему я буду использовать именно эти три цвета?
Вопрос 5.
Как называется этот овощ? Правильно, тыква. А где он растет? А какого он цвета?
Правильно, оранжевого. А как называется фрукт оранжевого цвета круглый, как мячик и очень вкусный? Правильно, апельсин. Кто его любит – поднимите руки. Весь класс любит апельсины! Простым карандашом нарисуйте в альбоме апельсин.
-Ну а теперь задание для волшебников – создаем цвет для апельсина. Набираем на кисть желтый цвет, а теперь подумаем - какой цвет нужно к ней добавить, чтобы получился оранжевый? Какой цвет из оставшихся двух – красный или синий похож на оранжевый? Красный. Эксперимент- получаем оранжевую краску. Практическая работа. Раскрасим наш апельсин.
Некоторые правила работы:
· аккуратно смачивать кисточки в воде, не затирая волос;
· смочить краски водой (слегка), каждый раз промывая кисть;
· никогда нельзя пачкать краски грязной кисточкой (то есть в другой краске), для получения другого оттенка или цвета используют палитру;
· нельзя кисточку тереть о бумагу и портить ей «прическу», а также долго держать опущенной в воде (искривится волос);
· карандаши должны быть хорошо заточены, линия должна быть легкой и без сильного нажима.
Вопрос 6
А теперь я хочу нарисовать огурец. Огурец - это что? Правильно, овощ. А где он растет? А кто его любит? А какой он формы? Нарисуем в альбоме огурец. Какого он цвета? Задание для волшебников - эксперимент - получаем зеленый цвет. Мы снова набираем желтую краску и потом набираем ту, которую еще не пробовали, то есть синюю. Практическая работа. Раскрасим наш огурец.
Физминутка
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой!
Вопрос 7
А что такое баклажан? Правильно, ребята, овощ. А где он растет? А какую форму имеет?
Кто сможет нарисовать баклажан? Рисуем карандашом в альбоме. А какого цвета баклажан? Фиолетового. А кто знает, как получить фиолетовый цвет? Не забываем – у нас только три цвета : желтый, синий и красный. Желтый и красный мы смешивали и получили какой цвет? Оранжевый. Желтый и синий смешали и получили какой цвет? Зеленый. А какие еще два цвета не смешивали? Правильно, красный и синий.
Задание для волшебников - эксперимент - получаем фиолетовый цвет. Практическая работа. Раскрасим наш баклажан.
Цвета, которые мы использовали для получения других цветов, называются основными. Еще раз повторим эти цвета. Это желтый, синий и красный. Молодцы!
Составные цвета – повторяем, какие мы сегодня цвета создали, из каких цветов получили.
Вопрос 8
Какие краски надо смешать, чтобы получить оранжевый цвет?
Вопрос 9
Какие краски надо смешать, чтобы получить зеленый цвет?
Вопрос 10
Какие краски надо смешать, чтобы получить фиолетовый цвет?
Посмотрите на апельсин. А на что похож апельсин? На солнышко. Оно теплое? Да, теплое, так же как и лето, огонь,
Синий и фиолетовый цвет встречается зимой. Это снег, лед.
Вопрос 11
На какие две группы можно разделить все цвета?
Вопрос 12
Какие цвета называют холодными и почему? (цвет огня, солнца)
Вопрос 13
Какие цвета называют теплыми и почему? (цвет воды, льда, ночи, тумана)
Те цвета, в которых преобладают желтый и красный, называют теплыми. Цвета, в которых преобладает синий цвет, называют холодными.
Вопрос14.
На минутку в землю врос
Разноцветный чудо-мост
Вопрос 15.
Назовите все цвета радуги
В радуге нет черного и белого цвета. Но эти цвета есть в природе. При смешивании с другими цветами они меняют цвет. Следующий вопрос.
Вопрос 16.
Какой цвет получится, если смешать белый и красный? (розовый)
Вопрос 17.
Какой цвет получится, если смешать белый и синий? (голубой). Изобразите цветочную поляну на отдельном листе, смешивая различные краски.
Детям предлагается изобразить тремя основными цветами и их смесями крупные и мелкие цветы во весь лист. Цветы желательно не срисовывать, а придумывать на основе натуры.
Нарисовать цветы, заполняя крупными изображениями весь лист (без предварительного рисунка). Цветок в раскрытом состоянии.
Учитель обращает внимание на созвучие слов «цветы» и «цветб», на схожесть названий некоторых цветов и цветовых оттенков: роза и розовый, сирень – сиреневый, василек – васильковый и т. п.
– Можете ли вы привести еще примеры, ребята?
Вопрос 18.
А теперь главный вопрос всем командам. Что помогает художникам делать картины яркими, живыми, выразительными? (цвет)
Если бы не было цвета, мир вокруг был бы серым, безрадостным, скучным, печальным.
III. Подведение итогов викторины.
При подведении итогов урока учитель подчеркивает, как дети смогли передать красоту цветов, используя 3 основные цвета, как проявили свою наблюдательность и графические навыки.
IV. Рефлексия.
-Молодцы те, кто активно работал на занятии.
-Что нового сегодня узнали? Что понравилось?