Реализация программы «Искусство жить!» в 2014-2015 учебном году.
Выступление на педагогическом совете 30.03.15 г.
Тема: Реализация программы «Искусство жить!»
в 2014-2015 учебном году.
С. А. Федосова – учитель начальной школы,
руководитель МО классных руководителей.
Слайд № 1.
Сегодня мы подведем промежуточный итог реализации проекта программы «Искусство жить!».
Слайд № 2.
Главной целью образования в России является успешная и достойная жизнь каждого выпускника в реальном мире. Владение информационными технологиями, умение заботиться о своем здоровье, вступать в коммуникацию, решать проблемы - новые составляющие современного качества образования востребованного обществом.
Слайд № 3.
Сегодня на педсовете мы уделяем внимание такому направлению как формирование у подрастающего поколения умения заботиться о своём здоровье. Вопрос актуален уже много веков, т. к. люди издавна стремятся к долголетию. Раньше ученые алхимии искали философский камень, но их усилия оказались тщетны. А вот современные ученые считают, что путь к здоровью гораздо сложнее, чем принятие лекарств. По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это не только отсутствие болезней, но и состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Слайд № 4.
Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия. Эта главная ценность жизни. Его не купишь ни за какие деньги, его надо сохранять, оберегать и улучшать смолоду, с первых дней жизни ребенка. Здоровый образ жизни школьника является основой хорошего самочувствия и успешной учебы каждого ребенка и подростка.
Слайд № 5.
В этом учебном году в план воспитательной работы школы был включен проект программы «Искусство жить!». Первый год работы над проектом является подготовительным и посвящен изучению и определению уровня осведомленности о здоровом образе жизни у школьников.
Слайд № 6.
Сначала детям было предложено написать мини-сочинение на тему «Что такое счастье?».
По итогам сочинений было проведено ранжирование и определены следующие приоритеты детей:
2 – 4 классы 5 – 7 классы 8 – 11 классы
1 место Семья, доброта и любовь Здоровье, любовь близких людей Семья и верные друзья
2 место Хорошее настроение, друзья, праздники и подарки Спорт и учёба Здоровье, учёба и спорт
3 место Учёба и мир на Земле Друзья Любовь и материальное положение.
Слайд № 7.
Детям был задан и такой вопрос: «На какую ступеньку лесенки счастья мы бы поставили ЗОЖ?». Ребята пришли к выводу, что ЗОЖ надо поставить на самую высокую ступеньку по значимости для человека.
Слайд № 8.
В ноябре и декабре классам было дано творческое задание: подготовить видеоролики на тему «Жизнь прекрасна». К работе были привлечены и родители учащихся, которые проявили талант и творческую активность. Видеоролики будут показаны на родительских собраниях, по школьному телевидению, на классных часах в целях профилактики ЗОЖ.
Слайд № 9.
В январе и феврале 2015 года был проведен мониторинг знаний о ЗОЖ с помощью анкеты «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» и теста.
Результаты осведомлённости о требованиях ЗОЖ 2 – 4 классы.
Выводы: анкетирование показало, что у 61% детей сформирован высокий уровень, 23 % достаточная осведомленность, у 11% - недостаточное представление о здоровье и здоровом образе жизни; низкий уровень показали 3% школьников.
Таким образом, полученные результаты указывают на необходимость воспитания у учащихся потребностей в здоровье, о правилах личной гигиены, первой помощи, формирования у них научных представлений о сущности ЗОЖ.
Слайд № 10.
Результаты анкетирования учащихся 5-9 класса
представлены в следующих диаграммах
Личностная значимость здоровья
Выводы: анкетирование показало, что личностная ценность здоровья на высоком уровне у 70% учащихся.
Слайд № 11.
Следующий параметр:
Понимание роли поведенческой активности
в сохранении и укреплении здоровья
75 % учеников осознают, что от их правильного поведения зависит охрана и укрепление их собственного здоровья.
Слайд № 12.
Соответствие распорядка дня учащегося требованиям ЗОЖ
Полное соответствие распорядка дня требованиям ЗОЖ у 39 % детей, неполное соответствие - 55%, у 6 % вообще не соответствует.
Слайд № 13.
Адекватность оценки учащимися своего образа жизни
Адекватность оценки учащимися своего образа жизни и его соответствия на высоком уровне у 65%, 30 % детей мало заботятся о своем здоровье, а 5% об этом пока не задумываются.
Слайд № 14.
Отношение к информации, связанной со здоровьем
51% опрошенных детей считают, что информация, связанная со здоровьем им очень интересная и полезная.
Слайд № 15.
Источник информации о ЗОЖ
Данные исследования показывают, что основную информацию о ЗОЖ, как заботиться о своем здоровье дети получают в школе и от родителей. Поэтому основная работа по формированию активного отношения детей к своему здоровью, здоровому образу жизни, желание помогать себе и другим людям в его соблюдении, расширять кругозор в сфере здоровья и здорового образа жизни возлагается на дружный союз учителей и родителей детей. Об этом обязательно нужно говорить на родительских собраниях.
Слайд № 16.
Детям был задан вопрос: Какие мероприятия по охране и укреплению здоровья проводятся в школе?
1 Спортивные соревнования. 54 %
2 Дни здоровья. 47 %
3 Спортивные секции. 44 %
4 Беседы о том, как заботиться о здоровье. 39 %
5 Показ видеофильмов о том, как заботиться о здоровье. 38 %
6 Уроки, обучающие здоровью. 31 %
7 Праздники, вечера на тему здоровья. 26 %
8 Викторины, конкурсы. 25 %
По таблице можно определить, какие мероприятия следует наметить на следующий учебный год для формирования активного отношения детей к своему здоровью.
В апреле месяце у нас в «Центре образования» пройдет заключительное мероприятие: конкурс агитбригад по ЗОЖ.
Думаю, что проведенный мониторинг поможет нашему педагогическому коллективу наметить организационную модель проведения уроков и внеурочных занятий и мероприятий на следующий учебный год. Необходимо формировать осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни.