Разработка урока по русскому языку на тему Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным. (11 класс)
Тема: «Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным»
Цели урока:
Знать:
- структуру сложноподчинённого предложения с придаточным определительным;
- постановку знаков препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным;
Уметь:
- определять и характеризовать сложноподчинённые предложения с придаточным определительным;
- выполнять разбор сложноподчинённых предложений с придаточным определительным;
- правильно излагать свои мысли.
Проявлять:
- положительную мотивацию к изучению русского языка через нетрадиционную форму урока.
Ресурсы: презентация, запись для физминутки, листы с заданиями, ресурс с дополнительным материалом, ватман, фломастеры, стикеры для деления на группы, смайлики для формативного оценивания, листы самооценивания
Ход урока:
ВЫЗОВ.
Тренинг «Улыбнись соседу».
Деление на группы
Актуализация опорных знаний
Прием «Верные/неверные утверждения».
№ п/п
Утверждение.
Верно/неверно
1
Придаточное определительное отвечает на вопросы: какой? чей?
+
2
Вопрос задаётся от придаточной части к главной.
-
3
Придаточное определительное может присоединяться к главному союзами и союзными словами.
-
4
Придаточное определительное может соединяться с главным союзными словами: какой, который, каков, чей, кто, что, где.
+
5
Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным состоит не менее чем из двух частей.
+
6
Между главной и придаточной частью сложноподчинённого предложения с придаточным определительным запятая не ставится.
-
7
В главной части сложноподчинённого предложения с придаточным определительным могут быть указательные слова.
+
8
Вопрос к придаточной части сложноподчинённого предложения с придаточным определительным задаётся от всей главной части, а не от одного слова.
-
9
Придаточное определительное в составе сложноподчинённого предложения не имеет определённого места и может стоять где угодно.
-
10
Союзные слова который, какой, чей согласуются в роде, числе с определяемым словом. Их падеж зависит от того, каким членом являются союзные слова в придаточной части.
+
11
Слово который может стоять только в начале придаточной части.
-
Определение темы и целей урока.
Самостоятельное целеполагание.
ОСМЫСЛЕНИЕ. Работа по дополнительному ресурсу.
Прием «Инсерт».
Инсерт
«V»
«+»
«?»
Придаточные определительные относятся к сущ. или мест. в главной части предложения.
Отвечают на вопросы какой? чей?
который?
Присоединяются к главной части только при помощи союзных слов который, какой, чей, кто, что, где.
Куда, откуда, когда.
Имеют строго определённое место в составе сложноподчинённого предложения: после определяемого слова.
Что такое «определяемое слово»?
Союзные слова который, какой, чей согласуются в роде, числе с определяемым словом. Их падеж зависит от того, каким членом являются союзные слова в придаточной части.
Напомнить согласование.
Слово который может стоять не только в начале, но и в середине придаточной части.
Обращение к «верным/неверным утверждениям».
А теперь вернёмся к данным ранее утверждениям. Оцените их достоверность, используя полученную только что информацию. (Учащиеся доделывают «верные/неверные утверждения»). Проверим, что у вас получилось сейчас, обоснуйте ответ. (Ответы представителей групп).
Работа в группах.
№1
Задание для 1 группы: Найдите в тексте и выпишите в тетрадь примеры сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, связанными разными союзными словами. Найдите определяемое слово в главном предложении и от него поставьте вопрос к придаточному. Найдите пример указательного слова, употребленного в одном из сложноподчинённых предложений с придаточным определительным.
Задание для 2 группы: Найдите в тексте и выпишите в тетрадь примеры сложноподчиненных предложений с придаточными определительными, связанными союзным словом который. Определите его род и число. Какой у него падеж? Найдите предложение, где союзное слово который находится в середине.
Формативное оценивание
№2
1 группа: составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, запишите, расставляя знаки препинания, сделайте разбор предложений.
2 группа: из двух простых предложений составьте сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, подобрав союзное слово по смыслу, запишите, расставляя знаки препинания, сделайте разбор предложений.
Обмен между группами своими работами, проверка друг друга: сделать замечания. Проверить, прочитать созданные предложения со знаками. (Выступления учащихся).
РЕФЛЕКСИЯ.
Прием «Кластер»
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Составить сложноподчинённые предложения с придаточными определительными, используя разные союзные слова, на тему «Священная война».
Сложноподчинённое предложение
с придаточным определительным
Отвечает на вопрос КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ?
Соединяется с главным союзными словами: какой, чей, который, кто, что, где.
Такое предложение состоит не менее чем из 2-х частей.
Вопрос к придаточной части задаётся от слова, а не от всей главной части.
Придаточное стоит строго после определяемого слова.
Между главной и придаточной частью ставится запятая.
В главной части могут быть указательные слова.
Союзное слово который может стоять в середине придаточной части.
Союзные слова который, какой, чей согласуются в роде, числе с определяемым словом
15