Статья на тему Повышение уровня мотивации студентов к изучению специальных дисциплин химической направленности


Повышение уровня мотивации студентов к изучению спецдисциплин химической направленности
Преподавание химии в учреждениях СПО имеет некоторые отличительные особенности по сравнению с преподаванием в школе. Рассмотрим на примере конкретного образовательного учреждения. В Политехническом колледже города Светогорска приоритет в обучении отдается таким специальностям как «Сварочное производство» и «Технология комплексной переработки древесины».
Чтобы процесс обучения шел наиболее продуктивно, чтобы студенты были заинтересованы в освоении выбранной профессии важен вклад каждого специалиста-предметника.
В современной жизни, особенно в производственной деятельности человека, химия имеет важное значение. Каждый год объем информации только возрастает, непрерывно обновляются учебные дисциплины, растет хемофобия в обществе и это приводит к тому, что интерес к химии снижается у учащихся еще в школе. Отсюда - нежелание изучать учебные и научные тексты химического содержания и отсутствие умений и навыков воспринимать их в целом. Зачастую, хотя, можно сказать, что практически в каждой группе, чуть ли не у каждого студента возникает вопрос : «А зачем сварщикам химия?» или «Мы же пойдем на ЦБК технологами – зачем нам химия? Нам нужны только спецпредметы». На самом первом этапе очень важно показать ребятам значение столь важного предмета именно в изучении их профессии. Они, конечно же, поймут это и сами, когда начнут изучать блок спецдисциплин. Но важно отметить значимость этих знаний, хочется подчеркнуть, именно на первых уроках химии, чтобы у учащихся, во-первых, появился интерес к изучению химии как предмета, во-вторых, чтобы эта заинтересованность была обусловлена дельнейшим освоением специальности.
Если вовремя не переубедить учащихся в необходимости изучения химии , то это приведет к слабым знаниям по предмету, а в дальнейшем к появлению трудностей в усвоении спецдисциплин, связанных с такой важной частью образования.
В связи с этим возникает необходимость искать способы повышения мотивации учащихся и эффективности обучения химии не только как общеобразовательного предмета, но и как учебной базы для успешного усвоения целого ряда вопросов спецдисциплин.
Если в учебно-воспитательном процессе систематически расширять объем профессионально значимого учебного материала, грамотно и целенаправленно рассматривать содержание курса химии как базу для усвоения определенных тем и вопросов общетехнических и специальных дисциплин, то можно ожидать более эффективного формирования учебной деятельности студентов, и как следствие – лучших результатов в обучении и химии и спецдисциплин. Введение в содержание урока учебного материала профессиональной направленности дает возможность глубже проникнуть в суть химических процессов, способствует развитию интереса к химии и предметов профессионально-технического цикла.
Чтобы определить соответствие содержания курса химии и спецдисциплин был проведен анализ программ спецпредметов, опрос преподавателей общетехнических и специальных дисциплин, выявлены межпредметные связи между химией и этими дисциплинами. На основе полученных данных разработаны дополнительные материалы для будущей профессиональной подготовки студентов сварщиков и технологов ЦБП.
Например, хороший специалист сварщик обязан разбираться в химических элементах, их свойствах, ведь на практике они столкнутся со следующим:
Состав электрода
Сплавы (учащиеся должны понимать, что сплавы состоят из нескольких металлов, но даже находясь в сплаве каждый металл сохраняет свои конкретные свойства, поэтому их необходимо знать)
Лигирующие элементы (какие химические элементы являются лигирующими и за счет каких своих свойств они улучшают свойства сталей и сплавов в целом)
Это только небольшая часть вопросов, которые являются практически значимыми при обучении профессии сварщика. Процесс сварки (без знаний химии не возможно осознанно проводить различные технологические процессы при сварке металлов).
Если говорить про специальность «Технология переработки древесины», то здесь с мотивацией немного проще. Студентов достаточно ознакомить с учебным планом, где они видят, что на 2 и 3 курсе у них будут такие спецдисциплины как «Аналитическая химия» и «Физическая и коллоидная химия» и вопрос о необходимости изучения химии отпадает сам собой. Но, учитывать профессиональную направленность все равно необходимо.
В связи с этим были разработаны дополнительные и дидактические материалы для этих специальностей, которые имеют профессиональную направленность и постепенно вводят обучающихся в специфику выбранной профессии.
Также на занятиях применяются расчетные и проблемные задачи, тесты, в экзаменационные билеты включаются вопросы на применение химических знаний в соответствующей профессии.
Важно указать ученику правильное направление, которое поможет ему самореализоваться. Чтобы достичь этого необходимо использовать интегрированное обучение. Интеграция химии и спецдисциплин позволяет решать проблему развития познавательного интереса к предмету. Межпредметные связи также позволяют снять монотонность урока и позволяют поддерживать интерес к обучению.
Подводя итог можно отметить, что для повышения уровня мотивации учащихся колледжа необходимо:
Придерживаться профессиональной направленности уроков. Это помогает учащимся понять, что знания, полученные на уроках химии, имеют прямое отношение к выбранной профессии и будут в дальнейшем использоваться в производственной деятельности, что способствует развитию интереса к химии и предметов профессионально-технического цикла.
Интеграция химии как общеобразовательного предмета и спецдисциплин.
Список использованной литературы:
1. Научно - методический журнал "Химия в школе"
2. Настольная книга учителя химии. АСТ "Астрель", М. 2002 г.
3. В.А. Трайнев. И. В. Трайнев. "Информационные коммуникационные педагогические технологии. М. 2005 г.
4. Л. И. Кузнецова "Новая технология преподавания химии".